Контрольная работа по "Современный русский язык"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Русский язык является предметом нескольких лингвистических дисциплин, которые занимаются изучением языка: его истории, структуры, использования в общении; определяют дальнейшие пути развития. Принято считать, что русский литературный язык оформился в теоретическом наследии великого русского ученого М.В. Ломоносова и сформировался в художественном творчестве писателей XVIII–XIX вв., где главная роль принадлежала А.С. Пушкину.

Содержание

1. Характеристика современного русского литературного языка………..3

2. Особенности использования языковых средств официально-делового стиля письменной речи…………………………………………………...5

3. Чистота и выразительность речи как необходимые условия правильной речи………………………………………………………………………....7

4. Упражнения……………………………………………………………….11

5. Список использованных источников и литературы…………………....13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по современному русскому языку.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

      Он  заметил  также,  что   «неудачно  придуманное  русское   слово   для

выражения чужого понятия не только лучше, но и решительно хуже иностранного слова».

     С другой стороны Белинский  указывает,  что  «употреблять  иностранное

слово, когда есть равносильное  ему  русское  слово,  значит  оскорблять  и

здравый смысл, и здравый вкус».

      Вопрос об использовании диалектизмов  в  художественной  литературе  не простой. Нельзя забывать, что с их помощью создаётся тот  местный  колорит, без которого произведение может оказаться вне времени и пространства.

     Источником   засорения   литературного   языка   нередко    становится

неоправданное индивидуальное словотворчество, появление  «плохо выдуманных словечек». Лет шестьдесят назад стилистам претили  такие,  например  слова: взбрыкнул, грякнул. Во времена жестокой  бюрократизации  всей  нашей  жизни неологизмы  нередко  рождались  как   плод «канцелярского   красноречия»: книгоедица, недоотдых, законвертовать (письмо) и т.п.

      Засорение языка  нередко  связано  с  неуместным  использованием  так

называемых  канцеляризмов  и речевых штампов,  лишающих  речь простоты, живости, эмоциональности. 

                         

Живость, эмоциональность, выразительность  речи.

                                           

Дивишься  драгоценности  нашего

                                            языка:  что  ни  звук,   то   и

                                            подарок; все зернисто,  крупно,

                                            как сам жемчуг, и, право,  иное

                                            названье еще драгоценней   самой

                                            вещи.

                                                               Н. В. Гоголь.

                     Учитесь говорить «своими словами»…

      В  чем  секрет  слов,  которые   создают  атмосферу   непринужденности,

воздействуют  на чувства  собеседников,  придают  особую  выразительность  их речи? И с другой стороны,  какие  слова  лишают  речь  живых, эмоциональных красок?

      Первое условие живости речи - употребление слов, которые стилистически оправданы  в  определенной  ситуации.  На  трибуне   оратор   обращается   к публицистической, книжной лексике, а в беседе с другом  отдает  предпочтение разговорным словам.

      Оживляет речь использование  слов  с  яркой  эмоционально-экспрессивной окраской. Такие слова не только называют понятия, но и отражают отношение  к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого  цветка,  можно  назвать его белоснежным,  белехоньким,  лилейным.  Эти  прилагательные  эмоционально окрашены:  в  них  положительная  оценка  отличает   их   от   стилистически нейтрального слова «белый».  Эмоциональная окраска слова может выразить  и отрицательную оценку: белобрысый  говорят  о  некрасивом человеке со  светлыми  волосами,  облик  которого  нам  неприятен.  Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной.

      Изображение чувства к речи  требует также особых экспрессивных  красок. Экспрессивность  (от   лат,   экспрессио   (выражение)- значит

выразительный, экспрессивный. В этом случае к  номинативному

значению  слова добавляются особые  стилистические  оценки,  усиливающие  его выразительность.  Так,   вместо   слова   хороший   мы   употребляем   более выразительные слова: прекрасный,  замечательный,  восхитительный  и  др.;  можно сказать «не люблю», но мы порой находим и более сильные слова:  ненавижу, презираю, пытаю отвращение.  В  таких  случаях  лексическое  значение  слова осложняется  экспрессией.  Часто  одно  нейтральное  слово  имеет  несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени экспрессивного  напряжения (ср.: несчастье - горе  -  бедствие  -  катастрофа;  буйный  -  безудержный - неукротимый -  неистовый - яростный).

      Яркая   экспрессия   выделяет   слова   торжественные,   риторические,

поэтические.  Особая  экспрессия  отличает  слова   шутливые,   иронические,

фамильярные. Экспрессивные  оттенки  разграничивают  слова неодобрительные, пренебрежительные,   презрительные,   унизительные,   вульгарные,   бранные. Экспрессивная окраска в слове  наслаивается  на  его  эмоционально-оценочное значение,  причем  у  одних  слов  преобладает  экспрессия,  у  других  слов преобладает экспрессия, у других - эмоциональная  окраска.  Это  не  трудно определить, доверившись своему лингвистическому чутью.

      Экспрессивную  лексику  можно   классифицировать,   выделяя:   1)слова,

выражающие  положительную оценку называемых понятий,  и  2)слова,  выражающие их  отрицательную  оценку.   В   первую   группу   войдут   слова   высокие, ласкательные,   отчаянные   шутливые;    во    вторую    иронические, неодобрительные, бранные и др.

      Мы отбираем в речи слова,  сознательно  или  несознательно   подчиняясь

условиям  общения и стараясь  воздействовать  на  собеседника,  учитывая  его общественное положение, характер наших с ним отношений, содержание беседы  и т.д. Содержание разговора, условия, в  которых  происходит  беседа,  обычно подсказывает нам, какие слова нужно  употребить высокие или сниженные, торжественные или шутливые. И речь  наша,  соответственно  получает  ту  или иную стилистическую окраску.

      Смешение  стилей,  как   говорят лингвисты, обычно создает комический эффект, что знаю  и  ценят  юмористы  и сатирики.

      Что  же  лишает  нашу  речь  живости?  Что   делает   ее   бесцветной,

неэмоциональной? Прежде всего, неумение  находить  слова,  которые точно передавали бы наши  чувства,  слова,  которые  задевали  бы  за  живое?  Это неумение, а  точнее,  беспомощность  в  обращении  с  богатейшими  ресурсами родного языка  сформировалось,  к  сожалению,  еще  в  школе,  где  учат  по скверным рецептам писать сочинения, повторять заученные фразы,  отвечать  по учебнику…

      Язык любого сочинения может  стать выразительным и  эмоциональным   лишь при условии, что пишущий не будет повторять  заученных  фраз,  общеизвестных книжных формулировок, а постарается найти свои слова для выражения мыслей  и чувств. Стиль не будет бесцветным, если  автор  обратится  к  эмоциональной, экспрессивной лексике, которая придает языку живость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнение  № 1. 

При характеристике распределительной функции финансов важно иметь в виду, что хотя процесс распределения стоимости  является производным от процесса ее создания, тем не менее, от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных экономических закономерностей при организации финансовых отношений чревато негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Те не менее данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.

Тесно связана с распределительной - контрольная  функция. По мнению В.М. Родионовой финансы  обладают свойством  количественно  отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса». Информацию  о возможных не благоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля это функции соответствующих органов, а не абстрактного понятия, под которым понимаются финансы.  
 

Текст относится к научному стилю. Вероятно это отрывок из научной статьи или учебника. Цель текста - передача информации. Подстиль - начно-учебный. Текст насыщен фактическим материалом, все слова с конкретными значениями, точность, логичность, информационная насыщенность. Текст научный, так как синтаксис отличается простотой. Использование простых осложненных предложений – причастные обороты, деепричастные обороты, однородные члены.  
 
 
 
 

Упражнение  № 2 

1. Автобиография - краткое изложение основных событий своей жизни. 

Поэтическая автобиография Лермонтова дает возможность  представить его личность во всей ее сложности и богатстве. 

2. Биография  – это описание жизни человека. 

В нашей  энциклопедии собрано более 140 000 биографий выдающихся личностей за всю многовековую историю России. 

3. Доверенность  — письменный документ, выдаваемый  одним лицом другому для представительства  перед третьим лицом. 

Папа  написал мне доверенность на право  пользования его автомобилем. 

4. Заявление-  это официальное сообщение гражданина (иногда и группы граждан) в  государственный орган, орган  местного самоуправления, администрацию  учреждения, организации или какому-либо  должностному лицу. По сути, заявление-  это просьба о чем-либо. 

В июле я написала заявление об отпуске. 

5. Акт  — это информационно-справочный  документ, который составляется  для подтверждения установленных  фактов, событий или действий. 

После того, как квартира была готова, рабочие  предоставили акт выполненных работ. 

6. Деловое  письмо- это официальная бумага, которая используется для ведения  бизнеса, и чаще всего отсылается  по почте, через курьера или  e-mail. 

Менеджер  отправил по электронной почте деловое  письмо поставщику игрушек  «Р-Тойс». 

7. Докладная  записка — это документ, адресованный  руководителю данного или вышестоящего  учреждения и информирующий его  о сложившейся ситуации, имевшем  место явлении или факте о  выполненной работы. 

Системный администратор написал докладную  записку на имя директора, так как он располагает устаревшей моделью компьютера, которая имеет ненадежные эксплуатационные качества. 
 

Список  использованных источников и литературы 
 

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис - Пресс, 2004.
  2. Горшков А.И. Русская стилистика. – М.: АСТ, 2004.
  3. Григорьева О.Н. Стилистика русского языка. – М.: НВИ, 2003.
  4. А.А. Янсюкевич Современный русский язык Практическое пособие. - М.: Экзамен, 2005.

Информация о работе Контрольная работа по "Современный русский язык"