Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Художественная литература всегда поднимала духовные и нравственные проблемы, выдвигая на первый план внутренний мир человека. Если так считать, то основным предметом искусства остается характер человека и психологизм можно рассматривать как способ раскрытия характера в процессах внутренней жизни героев. Обращение к духовному миру человека всегда актуально. Наиболее яркое, на мой взгляд, отражение в творчестве многих писателе нашла вечная тема. Тема любви. Ее актуальность и натолкнула меня на написание данной курсовой работы.
Введение……………………………………………………………………… 4
1. Любовь как чувство в творчестве И. С Тургенева……………….. 6
1.1 Образ Аси, как олицетворение жизни и любви……………………...7
1.2 Любовно-психологические вопросы в повести…………………… 10
2. Концепция любви в произведениях Стендаля «Красное черное»..11
2.1 Психологический портрет Ж. Сореля………………………………..12
2.2. Любовь, как чувство в творчестве Ф. Стендаля…………………….15
2.3 Драматическая концовка………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы………………………………………21
ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет культуры и искусств
Курсовая работа
по дисциплине литература
«Концепция трагической любви в русской и европейской литературе XIX века Стендаль и Тургенев.»
Выполнила студентка
Библиотечно-информационного факультета
Группы №21261
Кочетова Любовь Александровна
Санкт – Петербург 2014
План курсовой работы
1. Любовь как чувство в творчестве И. С Тургенева
1.1 Образ Аси, как олицетворение жизни и любви
1.2 Любовно-психологические вопросы в повести
2. Концепция любви в произведениях Стендаля «Красное черное»
2.1 Психологический портрет Ж. Сореля
2.2. Любовь, как чувство в творчестве Ф. Стендаля
2.3 Драматическая концовка
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Любовь как чувство в творчестве И. С Тургенева……………….. 6
1.1 Образ Аси, как олицетворение жизни и любви……………………...7
1.2 Любовно-психологические вопросы в повести…………………… 10
2. Концепция любви в произведениях Стендаля «Красное черное»..11
2.1 Психологический портрет Ж. Сореля………………………………..12
2.2. Любовь, как чувство в творчестве Ф. Стендаля…………………….15
2.3 Драматическая концовка………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………21
Введение.
Художественная литература всегда поднимала духовные и нравственные проблемы, выдвигая на первый план внутренний мир человека. Если так считать, то основным предметом искусства остается характер человека и психологизм можно рассматривать как способ раскрытия характера в процессах внутренней жизни героев. Обращение к духовному миру человека всегда актуально. Наиболее яркое, на мой взгляд, отражение в творчестве многих писателе нашла вечная тема. Тема любви. Ее актуальность и натолкнула меня на написание данной курсовой работы. Основной целью которой является — провести сравнительный анализ темы любви в русской и зарубежной литературе XIX века. Эта цель выдвинула ряд задач:
- рассмотреть особенности
раскрытия данной темы в
- выявить специфику разработки темы любви в произведениях этих писателей;
- сделать выводы по
значимости данной темы в
Для реализации поставленных задач мной использовались следующие методы работы:
- наблюдение над литературными фактами (анализ);
- литературное сравнение;
Для исследования мы взяли повесть И.С. Тургенева «Ася» и роман Стендаля «Красное и черное».
Любовная интрига составляет основу большинства произведений XIX века, как в русской, так и в зарубежной классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве таких известных классиков, как Иван Сергеевич Тургенев и Анри Мари Бейля, печатавшегося под литературным псевдонимом Стендаль. Рассмотрим повесть «Ася» и роман «Красное и черное».
Литературное наследие Тургенева велико и разнообразно. В его арсенале есть драматические произведении, поэмы, романы и многочисленные повести, в числе которых и «Ася» (1858). В своих произведениях писатель, который очень чутко воспринимал действительность, заставляет нас размышлять над многими вопросами. Не обходит он стороной и тему человеческих взаимоотношений. Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко имеет счастливый финал. В любовную тему писатель обязательно привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева - это жесткая и своенравная сила, которая зачастую играет человеческими судьбами. Это своего рода неистовая стихия, уравнивающая людей, не зависимо от их характера, социального статуса, интеллекта, внутреннего облика. Перед этой стихией никто не в силах устоять. Будь то люди старшего поколения или совсем молодые. Вообще, по мнению писателя, юность - это лучшая пора, радостное кипение жизни, это «лазурное царство» мечты и счастья, пора надежд и вдохновения…Писатель хочет, что бы и мы читая страницы его произведений, задумались о смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы, над судьбами героев, над их жизнью, и над этим прекрасным чувством первой любви.
1.1 Образ Аси как олицетворение жизни и любви.
«Ася» - это повесть несомненно о любви. Повествование в произведение ведется от первого лица, Тургенев часто использует этот прием, это заставляет глубже почувствовать весь драматизм ситуации.
Эта история несостоявшейся любви начинается в Германии, на левом берегу Рейна. Главный герой и рассказчик г-н Н.Н. –молодой человек, двадцати пяти лет, имеющий дворянский титул, привлекательной наружности и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана; останавливаясь везде, где нравилось и отправляясь тот час далее, как только чувствовалось желание видеть новые лица». И вот в одном из таких германских городов он случайно на празднике слышит русскую речь. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его спутницей Асей (Анной). «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное в складке ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не в полнее еще развита….».
В дальнейшем Н.Н. становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него огромную симпатию: «это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая».
Ася нисколько не походила на своего брата: «я не видел более подвижного существа, ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова..напевала вполголоса, часто смеялась…» .Ее настроение могло меняться так же резко, как погода в июне. Как оказалось позднее, она была сводной сестрой Гагина, однажды он поведал Н.Н. эту печальную историю: «Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери-Татьяны». После смерти матери девочка жила с отцом, а когда и он умирает, то по просьбе последнего переходит на попечение брата: «-Вот,- сказал мне с усилием отец, завещаю тебе мою дочь- твою сестру».
Ася очень болезненно воспринимала свое двоякое положение: «Она хотела
заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…..она хотела быть не хуже других барышень». Гагин привозит сестру в Петербург и отдает в лучший пансион, но и там Ася смогла отличиться: «..училась она прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась глядела букой…». Из всех воспитанниц она смогла сдружиться только с одной: «…некрасивой, загнанной и бедной девушкой». Остальные не любили ее, при каждом удобном случае пытались «уколоть» по больнее, язвили, задирались, но Ася всегда давала им достойный отпор. Вообще вся ее жизнь была соткана из противоборств, из каких то доказательств окружающему миру, что она тоже имеет свое «место под солнцем».
Однако, несмотря на сложные обстоятельства жизни Ася, как была, так и осталась девушкой чуткой, постоянно размышляющей, самобытной.
Именно так от внешнего облика к внутреннему миру подводит нас Тургенев-художник и благодаря этому у нас складывается целостное восприятие образа героини, развитие которой определили социальные условия в которых она жила и воспитывалась.
Тургенев представляет нам Асю именно в тот момент, когда она глубоко и трудно проходит через испытание первой любви. Через это прекрасное и светлое чувство, которое является именно испытанием для героев. Любовь к Н.Н. порождает в Асе стремление сделать свою жизнь осмысленной и значительной, стремление «пойти …на трудный подвиг». Чувство любви открывает в героине личностное начало и не случайно в повести появляется символика птицы, полета. Асе кажется, что у нее выросли крылья за спиной и она словно большая красивая птица может подняться в небо.
Но все оказывается не столь радужно, как кажется на первый взгляд.
Ася начинает себя анализировать, она боится, что Н.Н. сочтет ее легкомысленной или странной: «…- меня мучит мысль, что вы меня считаете легкомысленной….Вы и впредь всегда верьте тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны: а я вам всегда буду говорить правду, даю вам честное слово…» В ней вновь идет внутреннее противоборство она открыта перед Н.Н. и одновременно боится своих слов, аа Н.Н. находится в неком замешательстве, ему тоже очень нравится Ася, но он все же не уверен до конца: «Неужели она меня любит?» именно об этом размышляет герой возвращаясь к себе. Последующие дни так же прошли у него в размышлениях об Асе. Н.Н. не мог взяться не за работу, ни думать о чем либо другом, постоянно чувствовался ее образ, образ «девушки с натянутым смехом». Эти дни прошли в каком то полусне сознания. И вдруг очень неожиданно для самого героя, ему приносят записку от «фрейлин Annettе», в которой та просит срочно встретиться «…в четыре часа у каменной часовни на дороге возле развалины». Эта записка ввела героя в еще большее недоумение. Именно в этот момент внутренних раздумий и застает его Гагин. Своим рассказом он вводит Н.Н. в окончательный ступор он говорит, что его сестра Ася по уши влюблена в него. Конечно он это и сам видел и чувствовал, но услышать это же еще от одного человека герой был просто не готов, и попытался опровергнуть слова Гагина. Но тот стоял на своем и поведал Н.Н. историю признания сестры: «…она была в лихорадке и слезах; голова у ней горела, зубы стучали…она бросилась мне на шею и умоляла увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых…и вдруг сквозь эти рыдания . я услышал, что она вас любит». В ходе дальнейшего разговора Н.Н. смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но... ведь вы не женитесь на ней?». Героя просто пугает «неизбежность... решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою дальнейшую жизнь.
Повесть заканчивается очень печально. Автор очень плавно подводит нас к кульминационной сцене последнего свидания Аси и Н.Н. Тургенев –психолог одним предложением дает очень точное описание состояния героини в самый ответственный момент : « О, взгляд женщины, которая полюбила,- кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…». Но здравый смысл не позволяет герою сказать те слова, которых ждет от него влюбленная девушка. В этот момент он трусливое существо, которое испугалось ответственности. Узнав на утро, что брат с сестрой покинули город герой чувствует себя обманутым. А то, что он обманул надежды Аси, это не в счет.
1.2 Любовно- психологические вопросы в повести
Тургенев правдиво показал, как важно не пройти мимо своего счастья. Показал, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показал, как все оборвалось в одно мгновение. Ася и так постоянно стесняется своего происхождения и сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши? Она стремится подавить в себе зародившееся чувство, но сердцу не прикажешь. Ася переживает еще и то, что дорогого ей брата любит меньше, чем человека, которого и видела-то всего несколько раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент оказывается не способным на нравственное усилие, и обнаруживает свою человеческую несостоятельность. Н. Г. Чернышевский очень точно сказал о тургеневском герое: «Пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову и праздное сердце разговорами и мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания – большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке»
Еще одно авторское видение в изображении мира и человеческих чувств у выдающегося романиста XIX века Анри Мари Бейля, печатавшегося под псевдонимом Стендаль. Исследуя механизм зарождения любви, автор приходит к выводу о существовании различных типов этого чувств.
Он различает любовь-страсть, любовь-влвечение, физическую любовь и любовь-тщеславие. Любовь-страсть — это высшее проявление любви, то всепоглощающее чувство, на которое способны цельные натуры с высоким духовным развитием. Обычно эта любовь бывает яркой и трагичной. Любовь-влечение холодна и красива, но в ней нет ничего непредвиденного. Любящий расчетлив, как опытный игрок, он предусматривает все стадии волокитства, его цель — блестяще провести партию. Физическая любовь знакома всем и поэтому не содержит в себе ничего особенного. Любовь-тщеславие — это чувство удовольствия, испытываемого тогда, когда тебе льстят. В романе «Красное и черное» Стендаль показывает нам все типы этого прекраснейшего чувства, чувства любви.