Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Художественная литература всегда поднимала духовные и нравственные проблемы, выдвигая на первый план внутренний мир человека. Если так считать, то основным предметом искусства остается характер человека и психологизм можно рассматривать как способ раскрытия характера в процессах внутренней жизни героев. Обращение к духовному миру человека всегда актуально. Наиболее яркое, на мой взгляд, отражение в творчестве многих писателе нашла вечная тема. Тема любви. Ее актуальность и натолкнула меня на написание данной курсовой работы.
Введение……………………………………………………………………… 4
1. Любовь как чувство в творчестве И. С Тургенева……………….. 6
1.1 Образ Аси, как олицетворение жизни и любви……………………...7
1.2 Любовно-психологические вопросы в повести…………………… 10
2. Концепция любви в произведениях Стендаля «Красное черное»..11
2.1 Психологический портрет Ж. Сореля………………………………..12
2.2. Любовь, как чувство в творчестве Ф. Стендаля…………………….15
2.3 Драматическая концовка………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы………………………………………21
«Хроника XIX века»- гласит подзаголовок к роману . Перед нами время Наполеона- время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация - погружение в обыденную жизнь, где нет места героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы. Стендалю, как и Тургеневу важно показать внутренний мир героев. Автор так же подвергает их испытанием любовью, потому что, по его мнению, «любовь-это чувство субъективное и в большей степени зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви. И только это чувство способно сорвать маски за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество».
Перед нами главный герой - сын плотника Жюльен Сорель: «это был не высокий юноша, лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом…большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мслью и огнем,…темно каштановые волосы, которые росли так низко, что почти закрывали лоб, и от этого, когда он сердился, лицо казалось очень злым». Отец не возлагает на него больших надежд. Так как Жульен вырос в семье простолюдина школу он никогда не посещал, но хорошо знал латынь и и истории. Всему этому обучил его отставной лекарь, участник наполеоновских походов, который : «..откупал иногда Жульена у папаши Сореля на целый день и обучал его…». После своей смерти он завещал Жюльену любовь к Наполеону, остатки маленькой пенсии и около сорока томов книг. Еще с детства юноша мечтает стать военным, так как в это время это единственный способ простому человеку выбиться в люди и сделать карьеру. Это еще одна мечта Жульена, не быть как его отец. Но со временем герой понимает, что единственный путь, который у него есть, это стать священником. Жюльен не по годам честолюбив, горд, но готов пойти на любые испытания, чтобы пробить себе дорогу.
И вот однажды в его жизни наступает момент, который кардинально меняет всю его дальнейшую жизнь. Его берет на работу гувернером, в свой дом, мэр французского городка Верьер г-н де Реналь. Г-же де Реналь эта затея мужа кажется ужасной, она даже представить себе не может, что между ней и ее тремя мальчиками появится совершенно незнакомый человек. И каково же было ее удивление, когда она впервые видит Жюльена Сореля: «лицо у этого юноши было такое белое, а глаза такие кроткие, что г-же де Реналь представилось сперва, что это, быть может, молоденькая переодетая девушка…». Никто и предположить не может, что за ангельской внешностью и кроткостью скрывается довольно самолюбивый, изворотливый юнец, одержимый своими идеями.
Не проходит и месяца, как все в доме включая г-на де Реналя, начинают с уважением относиться к Жюльену. И его знание латыни вызывает восхищение не только окружающих, но и гостей, ведь он мог прочесть наизусть любую страницу из Нового завета. «Дети обожали его; он не питал
к ним никакой любви;…холодный, справедливый, бесстрастный, но тем не менее любимый…». Стендаль не зря лишний раз подчеркивает эти качества героя.
Первая любовная интрига случается в жизни героя, когда горничная г-жи де Реналь Элиза влюбляется в него. И на исповеди аббату Шелану (наставнику Жюльнена) признается, что получила наследство и теперь хочет выйти замуж за Жульена. Кюре искренне рад за своего любимца, но Жюльен решительно отказывается от этого предложения : « -Берегитесь, дитя мое,- остерегайтесь того, что происходит в сердце вашем; я готов порадоваться за вас если вы повинуетесь своему призванию и только во имя его готовы презреть такое изрядное состояние». Это не входит в его планы, он мечтает о славе, о покорении Парижа и ему умело удается скрывать свои тайные желания.
На лето семья переезжает в Вержи - это деревня , где находится замок де Реналей. Здесь г-жа де Реналь целые дни проводит с детьми и гувернером. И именно здесь она другими глазами увидела Жюльена, он кажется ей умнее, добрее, благороднее, всех тех мужчин, которые ее окружали ранее и именно здесь в ее душе возникает новое чувство - любовь. Но что Жульен чувствует к ней? Этот вопрос не дает г-же де Реналь покоя, ведь она старше его почти на 10 лет.
Юному Сорелю нравится г-жа де Реналь. До этого ему не приходилось видеть подобных женщин: умная, сообразительная, красивая, но в то же время робкая, богобоязненная и стыдливая. Ее сердце было далеко от лукавства и кокетства. Вся ее жизнь была посвящена мужу и детям. Но Жюльен вовсе не влюблен. Он хочет завоевать г-жу де Реналь, повысить свою самооценку, а заодно и отмстить мэру, который относится к нему снисходительно и даже грубо: « Я еще по тому должен добиться успеха у этой женщины,- продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие,
что если потом кто- ни будь вздумает попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что на это меня натолкнула любовь». В дальнейшем Жульен решается на довольно смелый поступок, для человека у которого в жизни не был еще ни одной возлюбленной: «-Сударыня, сегодня ночью ровно в два часа, я буду в вашей комнате: мне необходимо поговорить с вами». И вот ночью, умирая от страха гувернер крадется к г-же де Реналь и « …здесь было все, что только возможно для полного блаженства нашего героя, вплоть до природной пылкости, разбуженной им в этой женщине». «Боже мой! Это и есть счастье любви? И это все?- вот какова была первая мысль Жульена когда он очутился один в своей комнате». Но проходит еще несколько дней и Жюльен со всем юношеским пылом и страстью влюбляется в госпожу без памяти: «…она так добра, ну просто ангельская душа, а по красоте, может ли кто с ней сравниться?». Сейчас Жюльен честен перед собой он такой каким должен быть юноша в его возрасте. Пропало его честолюбие и гордость. Любовники счастливы, ведь никто не может помешать им здесь. Но вдруг, неожиданно заболевает младший сын г-жи де Реналь, а так как она является богобоязненной женщиной, то ей кажется, что Господь наказывает за грешную любовь. « Она в самом деле верит, что своей любовью ко мне она убивает сына, и вместе с тем, бедняжка любит меня больше, чем сына», так рассуждает Жюльен оставшись с собой наедине. Пройдя через угрызения и муки совести г-жа де Реналь отталкивает от себя Жульена, который очень потрясен ее состоянием. К счастью все заканчивается благополучно и ребенок выздоравливает. Но их тайные отношения становятся достоянием общественности, так как г-н де Реналь получает анонимное письмо, в котором описана «история тайных похождений» его жены и гувернера. Мэр вне себя от негодования, но г-же де Реналь удается убедить мужа, что она ни в чем не виновата и это просто «злые языки».
Жюльен уезжает из Верьера, по настоянию аббата Шелана, который
предложил ему место в семинарии, во Французском городе Безансон. Но
через три дня он вновь возвращается в деревню, и там происходит прощальная встреча Жульена и г-жи де Реналь: « Я вижу его в последний раз. Она не только не отвечала на бурные ласки своего милого,- она была как труп, в котором чуть теплится жизнь…ничего не могло отвлечь ее о страшной мысли о том, что они расстаются навеки».
Жульен приезжает в Париж, город его мечты и с наслаждением осматривает места связанные с именем его кумира - Наполеона.
Стендаль вносит в произведение еще один женский образ, который сыграет в жизни юного Сореля решающую роль - это мадемуазель Матильда де Ла-Моль. Жульена берут на место секретаря в дом к ее отцу- маркизу де Ла-Молю, где он очень быстро зарабатывает себе положительную репутацию и ему доверяют вести самые сложные дела. Эта героиня точная противоположность г-жи де Реналь. Гордая, холодная красавица, которая привыкла вращаться в светском обществе, царствовать на балах, экстравагантная, остроумная и насмешливая. Она с презрением относится к своим поклонникам, так как считает себя выше их. Когда Жульен впервые увидел ее, то она ему очень не понравилась. Но не смотря на разное сословие, эти два героя очень схожи между собой. Так у Матильды тоже есть свой кумир- это королева Марго.
Но постепенно, все больше общаясь с Матильдой Жульен ловит себя на мысли, что ему с ней очень интересно. И вновь в юном Сореле просыпается гордец и честолюбец: «Вот было бы забавно,- думает он, - если бы она влюбилась в меня». Так оно в конечном итоге и произошло.
Матильда обращает внимание на Жульена потому, что разглядела в нем
довольно необычную натуру. Ее поражает мрачный огонь, который пылает в его глазах, его надменный взгляд, что согласитесь странно для человека его положения. «В наши дни, когда всевозможная решительность потеряна, его решительность пугает их», - так думала Матильда, противопоставляя Жульена обществу, которое ее окружает. Вскоре Матильда понимает, что влюблена в Жульена. И эта любовь представляется ей весьма героической. Тайный союз с секретарем для Матильды не только проявление любви, но и вызов, брошенный обществу: «нечто велчественное и дерзновенное».
Только представьте, девушка ее статуса и положения влюбляется в сына плотника! Сам герой – любовник скорее возбуждает свое воображение, нежели увлечен любовью. Но после того, как он получает любовное послание от Матильды, он не может скрыть своего торжества: ведь его, плебея, крестьянина, полюбила знатная дама! И этой же ночью Жульен проникает к ней в комнату, где молодые люди становятся любовниками. На утро осознав содеянное Матильда приходит в ужас, от мысли, что ОНА, стала любовницей простолюдина и решает более холодно относиться к Сорелю. Теперь уже самолюбие Жульена было задето не на шутку, он оскорблен до глубины души и оба они решают, что между ними все кончено. Но Жульен чувствует, что безумно любит эту своенравную красавицу, что просто не может жить без нее. Он мучается, но тут ему на помощь приходит его знакомый, русский князь Коразов, который дает ему совет, вызвать в любимой ревность. Идея пришлась Жульену по душе, и он начинает ухаживать за другой. План князя подействовал безотказно! Матильда ревнует, но ее врожденная гордость не дает ей сделать шаг навстречу примирения. Однажды Жульен, не думая об опасности приставляет лестницу к окну Матильды и она буквально падает в его объятия. « - Накажи меня за мою чудовищную гордость,-говорила она, обнимая его так крепко, словно хотела задушить в своих объятиях.-Ты мой повелитель, я твоя раба, я должна на коленях молить у тебя прощения за то, что взбунтовалась».
В скором времени Матильда сообщает Жульену, что беременна и хочет выйти за него замуж. Узнав об этом маркиз приходит в настоящее бешенство, но Матильда настаивает на своем, и отец в конечном итоге сдается. Чтобы избежать шумихи в обществе он добивается для него патента гусарского поручика на имя Жульена Сореля де Ля-Верне и он отправляется в свой полк. Радости Жульена нет предела, ведь о военной карьере он мечтал всю свою жизнь, тем более к ней добавилась еще одна- это рождение сына.
Неожиданно Жульен получает письмо от своей возлюбленной с просьбой срочно приехать в Париж. Там его ждет неприятное известие. Оказывается г-н де Ла-Моль, обратился с просьбой к г-же де Реналь, дать характеристику ее бывшему гувернеру. Письмо с ответом чудовищно, там написано, что Жюльн это лицемер, честолюбец и карьерист, который пойдет на любую подлость, лишь бы добиться своего, а в частности, выбиться в люди. Понятно, что после такого письма брак с Матильдой обречен.
Юный Сорель просто в не себя от злости и обиды и он решает немедленно отправиться в Верьер. Там в оружейной лавке он покупает пистолет, входит в церковь, где идет воскресное богослужение, и дважды стреляет в г-жу де Реналь. «Умереть вот так, - ведь это совсем не грех…А умереть от руки Жульена - какое блаженство!». Г-жа де реналь давно жаждала смерти, так как очень тяжело ей далась разлука с Жульеном, жизнь потеряла для нее всякий интерес.
Участь Жульена решена - суд выносит смертный приговор. Он не просит у суда никакой милости, потому что понимает, что главное его преступление в том, что простолюдин возмутился против своегожалкого жребия. Уже в тюрьме он узнает, что г-жа де Реналь не убита, а только ранена и он несказанно рад этому обстоятельству. Перед казнью в тюрьму к Жульену
приходит г-жа де Реналь и его счастью нет предела. Она признается, что то злосчастное письмо заставил ее написать духовник. И Жульен понимает, что г-жа де Реналь-это единственная женщина, которую он способен любить: «..у него оставалась единственная надежда увидеть еще раз г-жу де Реналь, и он был влюблен без памяти». Перед казнью герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой. Юный идеалист в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным.
Заключение.
Подводя итог работы, хочется отметить, что и русская и зарубежная литература XIX века постоянно обращается к теме человеческих взаимоотношений, к прекрассному чувству любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл.
На примере двух произведений рассмотренных мною в контрольной работе, я попыталась проследить как авторы изображали это чувство в своем творчестве.
Оба писателя показали нам, что любовь, описанная в их произведениях «Ася» и «Красное и черное» - трагична. Герои счастливы лишь в отдельные моменты проявления этого чувства. Так же можно отметить и сходство героев, например Ася и Жульен, которые не носили знатного титула. А по сути были просто выходцами из народа. И всегда очень переживали по поводу своего происхождения.
Но если в повести «Ася» Тургенев показывает как важно не пройти мимо своего счастья, не испугаться ответственности и не отступить в последний момент. То Стендаль представляет нам свое видение этого чувства. Он раскрывает чувства своих героев, прибегая к определённым литературным приемам, которые помогают показать оттенки
взаимоотношений в чувствах и страстях. Автор не делает в произведении окончательных суждений , но он вместе с нами рассуждает о прекрасном и высоком чувстве.
По моему мнению тема любви будет звучать всегда. Я согласна с мнением Стендаля и Тургенева, что любовь может быть разной, счастливой и трагичной. Но все же это самое прекрасное чувство, которое есть на земле, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, открытие, милосерднее. Она выявляет в каждом, все самое хорошее, и делает жизнь лучше.
Хотелось бы закончить свою работу словами моего любимого поэта З. Гиппиус: «Любовь - одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало; любовь-это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!».
Список использованной литературы
4. Мюллер-Кочеткова Т.
Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим.
- Рига, 1989.
5. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. – Новосибирск: 2003.