Костанайские поэты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить возможности художественной литературы костанайских авторов в процессе патриотического воспитания .
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить и изучить литературу по данной теме
2. Дать характеристику содержания патриотического воспитания.
3. Определить основные направления творчества костанайских поэтов

Содержание

Введение……………………………………………………..…………3
1. Произведения классиков казахской литературы в патриотическом воспитании
1.1. Значение произведений И. Алтынсарина, А.Байтурсынова..…..5
1.2. Вклад С.Мауленова в воспитании патриотизма……….……….12
2. Творчество современных костанайских поэтов как средство воспитания патриотических чувств………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………….……..28

Вложенные файлы: 1 файл

костанайские поэты.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………..…………3

1.  Произведения  классиков  казахской литературы  в патриотическом воспитании

1.1. Значение произведений  И. Алтынсарина, А.Байтурсынова..…..5

1.2. Вклад С.Мауленова  в воспитании патриотизма……….……….12

2. Творчество современных костанайских поэтов как средство воспитания патриотических чувств………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………27

Список использованной литературы……………………….……..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы патриотизма, духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития школы: в центре ее — формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Какой объем патриотических представлений должен быть сформирован у детей и подростков на разных возрастных этапах его развития? Чем должна отличаться картина мира взрослого человека и учащегося школы? Именно на эти вопросы и должен ответить педагог в процессе воспитания нравственных качеств у младшего школьника, используя при этом многочисленный арсенал форм и методов.

Наша Кустанайская область  богата не только хлебом, железом, асбестом, но и знатными людьми в сфере литературы, талантливой творческой молодежью.

Кустанай — родина Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Спандияра Кубеева, Беимбета Майлина. На нашей земле родился первый казахский роман «Выкуп». Мы гордимся своими земляками — выдающимися  писателями Сабитом Мукановым и Габитом Мусреповым. Наша целинная земля дала народных акынов, таких как Омар Шипин, Нурхан Ахметбеков, замечательных поэтов; Сырбая Мауленова, Гафу Кайырбекова, Касыма Тогузакова, Мариям Хакимжанову, Габбаса Шумабаева, Нургожы Уразова и других. Их имена и произведения являются примером для нашей творческой молодежи.

В республиканской и  областной печати часто публиковали  свои произведения поэты Евгений Букин, Владимир Селезнев, Виктор Корытный, Лариса Кайнюкова, Аркадий Бородин, Валерий Евтушенко, Николай Ков-тун, Яков Дьяченко, прозаики Петр Григоренко, Борис Корнев, Иван Баженов, Петр Осадчий, Иван Дьячков, Николай Попов, Анатолий Ворис-кин, драматурги Яков Широков, Виктор Водясов и многие другие. В жанрах литературной критики в послевоенные годы выступали Ф. Кулешов, Б. Европейцев, В. Раков, Н. Кандалин, Я. Широков, В. Ястребов и дру,гие.

Заметны достижения кустанайцев  в казахской литературе последних  лет- перу члена Союза писателей Серика Шакибаева принадлежат книги «Падение Большого Туркестана», «Чрезвычайная комиссия». Обе книги читатели встретили с большим интересом. Плодотворно трудятся в разных жанрах А. Шаяхметов, Г. Ахметчин, Г. Абилов, К. Тажмакин, К. Алимов, С. Молдахметов, К. Алдабергенов и многие другие.

Цель данной курсовой работы - определить возможности художественной литературы костанайских авторов   в процессе патриотического воспитания .

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Выявить и изучить литературу по данной теме
    2. Дать характеристику содержания патриотического воспитания.
    3. Определить основные направления  творчества костанайских поэтов

 

Методы: Систематизации, анализа.

Объект: Творчество костанайских поэтов.

Предмет: Произведения костанайских поэтов как путь формирования казахстанского патриотизма.

Гипотеза: Произведения на патриотическую тему влияют на воспитание нравственных, духовных и эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Произведения  классиков  казахской литературы  в патриотическом воспитании

1.1. Значение  произведений И. Алтынсарина

 

 

Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.

В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ыбрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.

В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был  оставлен при Оренбургской пограничной  комиссии, где около трех лет работал  писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно-европейской культуры.

Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ыбраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям.

Его стремление учить  детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными  своему народу и приобщиться к  достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал  демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке,  которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

В своем поэтическом  творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.

Веками кочевник считал, что все его богатство —  скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.

В стихотворении «Строит  дивные дворцы...» поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.

Наряду со стихами  на общественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве Алтынсарина  есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в ауле, обличается скупость и жестокость баев. Гнет несчастный народ свои спины в поклоне, Над народом — всесильные ханы на троне, Бедняков обирают по-зверски, бесчестно, А богатых одаривают повсеместно.

Алтынсарин-поэт мастерски  рисовал и картины родной природы. Наверное, нет ни одного настоящего поэта, который не восхищался бы своеобразными законами гармонии, красками и звуками природы. «Симпатия к природе есть первый момент духа, начинающего развиваться. Каждый человек начинает с того, что непосредственно поражает его ум формою, краскою, звуками...»,— писал В. Г. Белинский.

Алтынсарину- поэту бесконечно близка степная природа. Особенно его волнует степь весной. В стихотворении «Весна» картины природы неотделимы от картин народной жизни. Панорама ожившей степи с «благодатью земной», с «далью голубой», когда в «росном тепле испарений бескрайний простор уже покрывается свежей душистой травой», дополняется задушевным описанием радостной встречи вечно живущего с весной.

Куланы, сайгаки —  в просторах весенней земли, Заскачут, довольные тем, что опять расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор, Манящий мираж задрожит в лучезарной дали.

Весна приносит радость  людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.

Вместе с тем, Алтынсарин — не просто тонкий наблюдатель  природы, умеющий давать красочные  зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным ее обновлением. Природа в глазах поэта — великий целитель, она вносит в жизнь умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении «Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны, это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, — это символ вечно текущей жизни:

Сотни стад не сумеют реки замутить,

 И ничем невозможно  ей путь преградить!

Художественная конкретность пейзажа, проникновенное описание природы, воздействие ее на чувства человека, с его думами, жизнью и заботами свидетельствуют о реалистической манере изображения автором действительности.

Сегодня когда Казахстан  обрел государственность и признание  во всем мире, продолжают оставаться актуальными  проблемы научного осмысления народа, деятельности выдающихся сынов казахстанского народа, приложивших немало усилий для его независимости. В этой связи трудно переоценить вклад и роль А. Байтурсынова в формировании национального самосознания казахов и взглядов ее передовой интеллигенции. Вся его жизнь было пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов  еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, назвал его «вождем казахской интеллигенции».

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек,  Жангельдинского района, Тургайской области.

Отец А. Байтурсынова пользовался большим авторитетом  у сородичей, был человеком глубокого  ума, умел защищать интересы своих земляков, объединяя их для общего дела, ему часто приходилось высказывать свою точку зрения, отстаивать мнение в споре с биями и волостными. Однажды в аул с отрядом приехал начальник уезда, полковник Яковлев и устроил погром, не вынося оскорблений, нанесенных царскими служителями. Отец Байтурсынова вместе со своими братьями Актасом и Сабалаком избили уездного начальника. За этот поступок их обвинили в заговоре  «против царя» и выслали на 15 лет в Итжеккен - дальние сибирские края. Ахмету тогда было 13 лет.

Информация о работе Костанайские поэты