Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - определить возможности художественной литературы костанайских авторов в процессе патриотического воспитания .
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить и изучить литературу по данной теме
2. Дать характеристику содержания патриотического воспитания.
3. Определить основные направления творчества костанайских поэтов
Введение……………………………………………………..…………3
1. Произведения классиков казахской литературы в патриотическом воспитании
1.1. Значение произведений И. Алтынсарина, А.Байтурсынова..…..5
1.2. Вклад С.Мауленова в воспитании патриотизма……….……….12
2. Творчество современных костанайских поэтов как средство воспитания патриотических чувств………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………….……..28
Земля меня эта вскормила,
на ней я привольно живу.
Пускай же
над Родиной милой
мой голос летит в синеву.
Огней городских ли игру я
в полночной слежу тишине,
иль степь открывается мне —
но силу от Солнца беру я,
когда устремляюсь к Луне.
Какой мне бояться угрозы?
Здесь Родина дышит моя.
Здесь мне покоряются грозы,
здесь стала хозяйкою я.
«Земля моя»
Большой вклад в развитие костанайской поэзии внес Акылбек Шаяхмет. Он родился 18 июня 1951 года в п. Забеловка Джетыгаринского района Кустанайской области.
После окончания средней
школы работал чабаном в
Был участником совещания молодых литераторов, VII и VIII съездов Союза писателей Казахстана. Принимал участие в фестивалях молодой поэзии, проводившихся в Семипалатинске, Кентау, Павлодаре. Стихи пишет со школьных лет Первая книга стихов вышла в свет в 1977 году. После этого выпущены еще два поэтических сборника, которые называются «Разговор с современником» (1979 г.) и «Радостная пора» (1980 г.)
Занимается литературной критикой и художественным переводом. Его стихи будят мысль и волнуют чувства. Как каждый человек имеет свой характер, так и каждое стихотворение Акылбека имеет свое лицо и нрав. Главное в его стихах — открытая интонация, доверительность, стих его льется, как прозрачный поток. Он всегда зорко подмечает каждое явление жизни.
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у шумных волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Как тяжко на земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие века —
О чем они, возвысясь, замолчали?
Все в языке — рожденья первый миг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете.
Земные языки
Внутренний пафос поэзии А. Шаяхмета, определил
ту систему нравственных ценностей, которой
поэт измеряет мысли, поступки и чувства
людей. Прежде всего, это преданность своей
Отчизне, своему народу. В художественном
раскрытии этой темы, к которой поэт возвращается
вновь и вновь, А. Шаяхмета счастливо избежал
декларативности, назидательности. Интонация
стихов пронизана теплотой, в них — интимное
восприятие Родины, для передачи своих
чувств он находит свежие, неожиданные
образы.
Читая Шаяхмета, мы чувствуем степные
просторы, любуемся красотой поднебесных
горных вершин. Стихи Шаяхмета о родной
природе исполнены неповторимых образов,
он умеет превращать родные степи и горы
в частицу души человека, пронизывая каждую
строчку тонким лирическим чувством.
До весны холода переждав на чужбине,
Перелетные птицы вернутся домой.
Ждут родные гнездовья в лесу и в долине,
Пролетает по небу косяк журавлиный,
Раздается курлыканье теплой весной.
Разве счастливы люди, живя на чужбине?
Без родимой земли быть счастливым нельзя.
И летят журавли по разливистой сини:
В птичьем маленьком сердце, где нету гордыни,
Вся родная земля умещается, вся!
Любовь к Родине
Совсем другим предстает перед нами Николай Ковтун. Авторская позиция Николая Ковтуна предельно ясна, выражена отчетливо и недвусмысленно. Его лирический герой — это труженик, привыкший полагаться во всем на себя, на близких по духу людей и на землю, на которой родился и рос. Он способен на выбор решений, на ответственность за все, что происходит на планете, в стране, в собственной судьбе, на поступок. Он ощущает свою кровную, нерасторжимую связь с миром, в котором живет:
«...В родстве далеком состою и близком
Со зверем, что ступает по росе,
И к небу вознесенным обелиском,
С зеленым лесом и густой траве,
И с колосом пшеничным, и с дождем...»
Лирический герой сборника — интернационалист в самом высоком смысле этого слова, воспринимающегося ныне с иронией, как и многие прежде чтимые понятия. Он, как свою собственную, ощущает трагедию Армении («Ты победишь, Армения») и Афганистана («Прощай, Афганистан»). Он — патриот, но его патриотизм — не в громких словах и не в утверждении превосходства своей страны над другими, не в лакировке трагических страниц истории отечества, а в прочной связи времен и поколений, в гордости прошлым своей страны и в боли за него, в негромкой и строгой верности родной земле и в любви к ней, в готовности пережить вместе с ней все, что выпадет на ее долю. («Дума», «За ошибки ответим»). Это человек с развитым чувством собственного достоинства, не склоняющий головы перед сильными мира сего, не приемлющий зависти, подлости, равнодушия.
Поэт тем и отличается от других, что острее, ярче, больнее и радостнее воспринимает мир. Для него не просто чьи-то руки отнесли осиротевшего ребенка прочь от страшного места, а «подняли... и понесли по свету» -от войны и горя, в жизнь понесли, в будущее. Для него разлука с любимой — не просто расстояние или отчуждение, а
«Теперь меж нами
Целый белый свет
да память —
Одиноким почтальоном».
Поэт может увидеть в воспетой тысячами голосов березке не привычный образ юной девушки, а мать, многие годы ожидающую сына с давно отгремевшей войны.
Рвы покрыли туманы,
Блиндажи заросли
Где прошли ураганы,
Где гремели бои,
Где, порою, солдаты,
От любимых вдали,
Под глухие раскаты
Пели песни свои.
В белых ситцах березы
На могилах солдат,
Льют печальные слезы
И по-женски грустят.
Громовые раскаты
Над весенней землей.
В небе месяц щербатый
Помнит жаркий тот бой.
Уходили мужчины,
Оставляя юнцов.
А сегодня сыны их
Стали старше отцов.
День за днем улетает
Все дальше война,
Но в сердцах все не меркнут
Их имена.
Для поэта совершенно естественно в переменчивости апрельской погоды заметить, как
«...Стоят деревья, удивленно пялясь,
В земле притихла, чуть поднявшись, завязь,
Скворцы, не встретив утренней капели,
Куда-то, видно, мимо пролетели...».
Сын, внук и правнук тех, кому довелось в прошедшие века защищать в боях родину, родную землю, лирический герой Николая Ковтуна, носивший военную форму только в мирные годы, вправе заявить от собственного имени и от имени своих дедов и прадедов: «...поднимался навстречу металлу, Его тяжестью сердце поил...», или
«...и не счесть на Руси
Моих безымянных могил».
В этих строках — и личная причастность к истории, и генетическая память, и верность своим корням, и ответственность за будущее Родины.
Сын своей земли, он сердцем слышит последний вздох родника «с перехваченным горлом». Сын своего времени, он не отказывается ни от светлого, ни от темного в нем и любуется (хотя и не без грусти), тем, как «мимо шагает горластое племя... - новая жизнь!», и восклицает: «„.да есть ли тот предел, Тот, за которым боль неощутима?» Но главное — лирический герой, а значит, и сам поэт, сознавая и сердцем, и разумом всю сложность выпавшей нам эпохи, все ее величие и весь ее трагизм, сознавая непростоту любой человеческой судьбы, твердо верит в добро, в тепло и свет людских сердец, в торжество правды и справедливости, в способность человека и народа преодолеть все, выстоять и не только возродиться, как феникс из пепла, но и подставить плечо стоящему рядом. Вера в то, что снова человека будут ценить не по содержимому его кошелька, а по таланту, уму, совести, способности делать свое дело и творить добро.
Мною лет работают в области литературные объединения: «Таза булак», «Ковчег», «Свеча», «Крылья», «Ак каурсын», «Кладезь». По инициативе обл.департамента культуры с 2000 г. ежегодно, в области проводится литературный конкурс «Живи и процветай, мой Казахстан», по итогам конкурса победители направляются на Международном фестивале творческой молодежи «Шабыт» (г.Астана). За эти годы обладателями Гран - при стали Евгения Чумаченко (2003г.) и Абылай Мауданов (2004 г.), лауреаты - Иван Кайнюков, Екатерина Медведева, Ольга Жазыкбаева, Сергей Конорев, Елена Преображенская, Сергей Петренко. Молодые поэты Турсунмамет Букабаев и Ольга Лехтонен вошли в «Антологию молодых поэтов» (г. Астана, 2001г.).
Список использованной литературы
1. Костанайская область: энциклопедия.- Алматы, 2005
2. Ковтун Н. Родник.-Костанай, 2005
3. Мауленов С. Радуга стиха.- М: Сов. Писатель, 1982
4. Хакимжанова М. Перевалы.- Алма-Ата, 1982
5. Шаяхмет А. Моя орбита.- Алматы, 1995