Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.
Введение……………………………...……………………………………2
Основная часть…………………………………………………………....6
А.Блок и Санкт-Петербург……………………………………………….6
Места, связанные с Блоком……………………………………………...22
Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..31
Содержание
Введение……………………………...……………………
Основная часть…………………………………………………………...
А.Блок и Санкт-Петербург…………………………………
Места, связанные с Блоком………………………………
Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Введение
В сознании и творчестве Александра
Блока тема и образ Петербурга
играли исключительно важную роль.
Для Блока Петербург был
Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как «поэта города», и не просто города, А именно Петербурга, и еще точнее, как « гениального поэта» Невского проспекта.
Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: «Александр Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта... Блок - первый поэт этой бесплодной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний. В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь, и не можешь остановиться».
Пусть в стихах Блока мы сравнительно
редко встречаем
Говоря о петербургской лирике Блока важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философо-исторического, общественного и художественного мировоззрения. В «городских» стихах зрелого Блока представления его о мире и о человеке, об истории и о современности выражены с не меньшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике.
Петербург Блока - это «страшный мир», полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где «богатый зол и рад» и «унижен бедный». И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, «поднимающихся из тьмы погребов» на штурм старого мира. «Городские» стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.
С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки, и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родными к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом.
И, хотя в городских стихах Блока
не так уж много упоминаний об архитектурных
и иных вещественных памятниках Петербурга,
стихи его изобилуют
Все это явилось основанием для краеведческого анализа жизни и творчества А.Блока, личность которого неразрывно связана с городом на Неве.
Источниками исследования для моей работы послужили:
1.Музейные архивы, экспозиции, здания, памятники архитектуры.
Университетская набережная, 9 (в 1974 году в память рождения А.А.Блока здесь открыта мраморная мемориальная доска, архитектор Т. Н. Милорадович);
Памятник поэту во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета;
Могила А. А. Блока на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге;
Петербургская
(ныне Петроградская) набережная, 44 (в 1980
году установлена гранитная
Доходный дом М. Е. Петровского — Офицерская улица (с 1918 года — улица Декабристов), 57, кв. 21;
Доходный дом М. Е. Петровского — улица Декабристов, 57, кв. 23 (имеется мемориальная доска, установленная в 1946 году).
Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980
Бекетова М. Александр Блок. Л., 1930.
Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995
Чуковский К. Александр Блок // Чуковский К. Из воспоминаний, М., 1959.
Гиппиус З. Мой лунный друг. // «Стихотворения; Живые лица». Серия «Забытая книга». М. 1991
Блок А., «Стихи о прекрасной даме», издательство «Гриф», Москва, 1905 г.
Блок А., «Нечаянная радость». Второй сборник стихов. М., «Скорпион», 1907
Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит, 1980—1982.
4.Фото- , аудио- и видеоматериалы, в частности снятый к столетию со дня рождения А.Блока в СССР телефильм «И вечный бой... Из жизни Александра Блока», рассказывающий о жизни и творчестве русского поэта.
Т.о., объект моего исследования – личность Александра Александровича Блока.
В выполнении работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Кратко рассмотреть биографию А.Блока с точки зрения краеведения
2. Определить значимость поэта и его след, оставленный в истории города
3. Составить
экскурсию по местам Санкт-
Методами исследования в данной работе будут являться: анализ публикаций, анализ аудио-видео-фото документов. Таким образом я буду придерживаться описательно-аналитического метода исследования.
Главной целью моего исследования является исследование роли А.Блока в истории города Санкт-Петербурга.
А.Блок и Санкт-Петербург
А. Блок – истинный петербуржец, он родился и умер в этом городе, именно с ним связаны важные вехи в биографии поэта. Рассматривая развитие темы города в творчестве поэта, мы увидим, как претерпевает она изменения в зависимости от пережитых впечатлений.
Александр Александрович Блок - величайший
русский поэт и драматург, один из наиболее
ярких представителей русского Символизма,
литературного направления, оказавшего
глубокое влияние на всю последующую русскую
и мировую литературу.
А.Блок родился
28 (16) ноября 1880 года в высококультурной
дворянско-интеллигентской семье. Его
отец, Александр Львович, вел свой род
от врача Иоганна фон Блока, приехавшего
в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга,
и был профессором Варшавского университета
по кафедре государственного права. По
отзывам сына, он был также способным музыкантом,
знатоком литературы и тонким стилистом.
Однако его деспотический характер стал
причиной того, что мать будущего поэта,
Александра Андреевна, была вынуждена
уйти от мужа еще до рождения сына. Таким
образом, детские и юношеские годы Блока
прошли сначала в петербургском “ректорском
доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов,
— профессор-ботаник, ректор Петербургского
университета), затем, после второго замужества
матери, в доме отчима — офицера Франца
Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое
лето — в бекетовском подмосковном имении
Шахматове. В Петербурге он (за исключением
прогулок с няней в хорошую погоду) всё
время проводил в комнатах, занимая себя
сам или же слушая рассказы старших. Любимым
развлечением маленького Саши было смотреть
на Неву с подоконника. Тяжёлый массив
Иссакия тогда казался более мощным, ещё
не были построены многоэтажные здания
на другой стороне Невы, закрывшие задний
фасад Адмиралтейства, не было Дворцового
моста, и Васильевский остров соединялся
с центральной городской частью наплавным
мостом недалеко от дома. Чудесная панорама
невских берегов раскрывалась перед
мальчиком и на прогулках с взрослыми
по набережным Васильевского острова.
На высоком постаменте Сфинксы над Невой,
чёрно-зелёный всадник – памятник Петру
– на том берегу, каменная гора Иссакия
и торжественно строгое здание Сената…
Через сорок лет, перед смертью, уходя,
по собственному признанию, “в ночную
тьму”, поэт завещал нам образ города,
запомнившийся с детства.
Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
В начале 1881 года, когда Саше Блоку было всего несколько месяцев от роду, в Петербурге произошло два исторических события. Первый относится к февралю 1881 – смерть Ф.М. Достоевского. Старшие Бекетовы были лично знакомы с ним. Политический консерватизм позднего Достоевского, его религиозные утопии они не принимали, тем не менее, романы и статьи писателя были предметов шумных обсуждений. Книги Достоевского читали дочери Бекетова, в частности их особенно любила мать Блока – Александра Андреевна.
Тему зловещего и больного, “жёлтого” Петербурга, города разбитых судеб, неприкаянных мечтателей, воспримет от Достоевского и внук Бекетовых Александр Блок. Как известно, поэт любил отмечать сближение исторических дат. Знаменательно сошлись они в данном случае: всего несколько месяцев отделяют год смерти автора петербургских романов “Идиот” и “Преступление и наказание” от рождения автора петербургских поэм “Возмездие” и “Двенадцать”.
Вторым событием, подтвердившим серьёзность предчувствия поэтом социальной катастрофы, было 1 марта 1881 года. В этот день народовольцы смертельно ранили в центре города Александра II. Блок писал:
Грянул взрыв
С Екатеринина канала,
Россию облаком покрыв.
Все издалёка предвещало,
Что час свершится роковой,
Что выпадает такая карта…
И этот века час дневной-
Последний – назван первым марта.
Зиму 1884/85 года Саши Блока не было в Петербурге – вместе с матерью и бабушкой он девять месяцев провёл в Италии. Осенью 1885 года Бекетовы сняли новую квартиру, где и поселились.
Главным занятием были игры, в них проявлялась большая выдумка Саши. Вечера были заняты чтением книг. Это были сказки Жуковского и Пушкина, “Аленький цветочек” Аксакова, книги датского сказочника Андерсена и русского писателя Н.Вагнера.
В сентябре 1889 года Александра Алексеевна,
после первого неудачного брака
с Александром Львовичем
В офицерском корпусе Гренадских казарм Блок прожил более шестнадцати лет. Характерная деталь военной обстановки, окружавшей молодого Сашу, попали на страницу его рукописного юношеского журнала “Вестник”. И возможно, что в начале первой главы “Возмездия”, где рассказывается о встрече у Московских ворот столичными жителями героев русско-турецкой войны, изображены солдаты и офицеры именно лейб-гренадёрского полка, отличившегося при взятии Горного Дубняка 12 октября 1877 года. Особенно выразительно в поэме описание солдатской колонны. Тяжёлый рок сотен солдатских сапог, по мысли автора, метафора мерного неумолимого хода истории. Команды офицеров, однообразное и грозное движение военных рядов – постоянный, неизбежный звуковой и зрительный фон детства.
Информация о работе Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока