Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………2
Основная часть…………………………………………………………....6
А.Блок и Санкт-Петербург……………………………………………….6
Места, связанные с Блоком……………………………………………...22
Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач блок.docx

— 1,001.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………...……………………………………2

Основная часть…………………………………………………………....6

А.Блок и Санкт-Петербург……………………………………………….6

Места, связанные с Блоком……………………………………………...22

Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30

Заключение………………………………………………………………..31

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали  Блока как «поэта города», и не просто города, А именно Петербурга, и еще точнее, как « гениального поэта» Невского проспекта.

Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: «Александр Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта... Блок - первый поэт этой бесплодной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний. В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь, и не можешь остановиться».

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретновещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел «Город») очень локальны. И в «Снежной маске», и в «Страшном мире», и в других лирических стихах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок - «фешенебельном ресторане» или «о крышах дальних кабаков», о «колодцах дворов» или о «ледяной ряби канала», о «снежной вьюге» или о «желтой заре», - это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.

Говоря о петербургской лирике Блока важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной  и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философо-исторического, общественного и художественного мировоззрения. В «городских» стихах зрелого Блока представления его о мире и о человеке, об истории и о современности выражены с не меньшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике.

Петербург Блока - это «страшный мир», полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где «богатый зол и рад» и «унижен бедный». И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, «поднимающихся из тьмы погребов» на штурм старого мира. «Городские» стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.

С Петербургом Александр Блок был  связан жизненно. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого  слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь  протекла вся его литературная деятельность.

Блок любил и превосходно  знал свой город - и не только центральные  его кварталы, но и самые глухие его уголки, и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родными к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом.

И, хотя в городских стихах Блока  не так уж много упоминаний об архитектурных  и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его изобилуют лирическими  воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся  точному топографическому определению. Любопытно, что даже в стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических  стихах молодого Блока обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными  местами Петербурга.

Все это явилось основанием для  краеведческого анализа жизни и  творчества А.Блока, личность которого неразрывно связана с городом  на Неве.

Источниками исследования для моей работы послужили:

1.Музейные архивы, экспозиции, здания, памятники архитектуры.

Университетская набережная, 9 (в 1974 году в память рождения А.А.Блока здесь открыта мраморная мемориальная доска, архитектор Т. Н. Милорадович);

Памятник  поэту во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета;

Могила А. А. Блока на Смоленском кладбище в  Санкт-Петербурге;

Петербургская (ныне Петроградская) набережная, 44 (в 1980 году установлена гранитная мемориальная доска, архитектор Т. Н. Милорадович);

Доходный дом М. Е. Петровского — Офицерская улица (с 1918 года — улица Декабристов), 57, кв. 21;

Доходный дом М. Е. Петровского — улица Декабристов, 57, кв. 23 (имеется мемориальная доска, установленная в 1946 году).

2.Научная литература, публикации, мемуары современников поэта.

Белый А. Символизм. — М.: Мусагет, 1910.

Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — М.: Эксмо, 2004.

Громов П. А. А. Блок. Его предшественники  и современники. — М., Л., 1966.

Максимов Д. Е. Поэзия и проза  А. Блока. — Л.: Сов. писатель, 1975.

Минц З. Г. Блок и русский символизм. — М.: Наука 1980.

Соколова Н. К. Поэтический строй  лирики Блока. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.

Александр Блок в воспоминаниях  современников, тт. 1-2. М., 1980

Бекетова М. Александр Блок. Л., 1930.

Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995

Чуковский К. Александр Блок // Чуковский  К. Из воспоминаний, М., 1959.

Гиппиус З. Мой лунный друг. // «Стихотворения; Живые лица». Серия «Забытая книга». М. 1991

3. Библиография

Блок А., «Стихи о прекрасной даме», издательство «Гриф», Москва, 1905 г.

Блок А., «Нечаянная радость». Второй сборник стихов. М., «Скорпион», 1907

Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит, 1980—1982.

4.Фото- , аудио- и видеоматериалы, в частности снятый к столетию со дня рождения А.Блока в СССР телефильм «И вечный бой... Из жизни Александра Блока», рассказывающий о жизни и творчестве русского поэта.

Т.о., объект моего исследования – личность Александра Александровича Блока.

В выполнении работы мною были поставлены следующие задачи:

1. Кратко  рассмотреть биографию А.Блока  с точки зрения краеведения

2. Определить значимость поэта  и его след, оставленный в истории  города

3. Составить  экскурсию по местам Санкт-Петербурга

Методами исследования в данной работе будут являться: анализ публикаций, анализ аудио-видео-фото документов. Таким образом я буду придерживаться описательно-аналитического метода исследования.

Главной целью  моего исследования является исследование роли А.Блока в истории города Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Блок и Санкт-Петербург

А. Блок – истинный  петербуржец, он родился и умер в этом городе, именно с ним связаны важные вехи в биографии поэта. Рассматривая развитие темы  города в творчестве поэта, мы увидим, как претерпевает она  изменения в зависимости от пережитых впечатлений.

Александр Александрович Блок - величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу. 
         А.Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматове. В Петербурге он (за исключением прогулок с няней в хорошую погоду) всё время проводил в комнатах, занимая себя сам или же слушая рассказы старших. Любимым развлечением маленького Саши было смотреть на Неву с подоконника. Тяжёлый массив Иссакия тогда казался более мощным, ещё не были построены многоэтажные здания на другой стороне Невы, закрывшие задний фасад Адмиралтейства, не было Дворцового моста, и Васильевский остров соединялся с центральной городской частью наплавным мостом недалеко от дома. Чудесная панорама невских берегов  раскрывалась перед мальчиком и на прогулках с взрослыми по набережным Васильевского острова. На высоком постаменте Сфинксы над Невой, чёрно-зелёный всадник – памятник Петру – на том берегу, каменная гора Иссакия и торжественно строгое здание Сената… Через сорок лет, перед смертью, уходя, по собственному признанию, “в ночную тьму”, поэт завещал нам образ города, запомнившийся с детства.

Это – звоны ледохода

На торжественной реке,

Перекличка парохода

С пароходом вдалеке.

 

Это – древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне.

 

В начале 1881 года, когда Саше Блоку  было всего несколько месяцев  от роду, в Петербурге произошло  два исторических события. Первый относится  к февралю 1881 – смерть Ф.М. Достоевского. Старшие Бекетовы были лично знакомы  с ним. Политический консерватизм позднего Достоевского, его религиозные утопии они не принимали, тем не менее, романы и статьи писателя были предметов  шумных обсуждений. Книги Достоевского читали дочери Бекетова, в частности  их особенно любила мать Блока – Александра Андреевна.

Тему зловещего и больного, “жёлтого”  Петербурга, города разбитых судеб, неприкаянных мечтателей, воспримет от Достоевского и внук Бекетовых Александр Блок. Как известно, поэт любил отмечать сближение исторических дат. Знаменательно  сошлись они в данном случае: всего  несколько месяцев отделяют год  смерти автора петербургских романов  “Идиот” и “Преступление и наказание” от рождения автора петербургских поэм “Возмездие” и “Двенадцать”.

Вторым событием, подтвердившим  серьёзность предчувствия поэтом социальной катастрофы, было 1 марта 1881 года. В этот день народовольцы смертельно ранили в центре города Александра II. Блок писал:

 

Грянул взрыв

С Екатеринина канала,

Россию облаком покрыв.

Все издалёка предвещало,

Что час свершится роковой,

Что выпадает такая карта…

И этот века час дневной-

Последний – назван первым марта.

 

Зиму 1884/85 года Саши Блока не было в  Петербурге – вместе с матерью  и бабушкой он девять месяцев провёл в Италии. Осенью 1885 года Бекетовы сняли  новую квартиру, где и поселились.

Главным занятием были игры, в них  проявлялась большая выдумка  Саши. Вечера были заняты чтением книг. Это были сказки Жуковского и Пушкина, “Аленький цветочек” Аксакова, книги датского сказочника Андерсена  и русского писателя Н.Вагнера.

В сентябре 1889 года Александра Алексеевна, после первого неудачного брака  с Александром Львовичем Блоком, вышла замуж за поручика лейб-гвардии  Гренадского полка Франца Феликсовича  Кублицкого-Пиоттух. Она оставила родительскую семью и вместе с сыном переехала на казённую квартиру мужа на территории полка.

В офицерском корпусе Гренадских казарм Блок прожил более шестнадцати лет. Характерная деталь военной обстановки, окружавшей молодого Сашу, попали на страницу его рукописного юношеского журнала  “Вестник”. И возможно, что в  начале первой главы “Возмездия”, где рассказывается о встрече  у Московских ворот столичными жителями героев русско-турецкой войны, изображены солдаты и офицеры именно лейб-гренадёрского  полка, отличившегося при взятии Горного Дубняка 12 октября 1877 года. Особенно выразительно в поэме описание солдатской колонны. Тяжёлый рок  сотен солдатских сапог, по мысли  автора, метафора мерного неумолимого  хода истории. Команды офицеров, однообразное и грозное движение военных рядов  – постоянный, неизбежный звуковой и зрительный фон детства.

Информация о работе Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока