Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………2
Основная часть…………………………………………………………....6
А.Блок и Санкт-Петербург……………………………………………….6
Места, связанные с Блоком……………………………………………...22
Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач блок.docx

— 1,001.63 Кб (Скачать файл)

Напротив казармы – на той  стороне Большой Невки, на рабочей Выборгской стороне, - виднелись выложенные из тёмно-красного кирпича широкие заводские стены. Обитатели офицерской казармы каждый день могли видеть поток “чумазых”- рабочий люд шёл по этой и по той стороне Невки. Будущий автор “Двенадцати” с детских лет видел однородную массу рабочих, которая казалась то хаотичной, то покорной гудку, то в ней обнаруживалась внутренняя организованность, более гибкая по сравнению с военной дисциплиной.

С 1891 года Александр Блок начал  ежедневно посещать старое каменное трёхэтажное здание Введенской гимназии. Известно, что на вопрос матери о  впечатлениях от первого дня в  гимназии он ответил: “Люди”. Шумная многочисленная компания незнакомых мальчиков неприятно  поразила Блока. Учили в гимназии, как вспоминал позднее Блок, “почти исключительно грамматикам”. “Учили свирепо”. Именно во Введенской гимназии у Блока пробудился поэтический  вкус к латыни. Но учился он чуть выше среднего уровня.

В мае 1897 года, окончив предпоследний  класс гимназии, Блок вместе с матерью  и тёткой уехали на немецкий курорт Бад Наугейм. Здесь он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской, женщиной намного старше его. Встречи, с которой потом возобновились в Петербурге.

1897/98 учебный год был последним.  Юноша среди своих товарищей  – Гуна и Фосса – читал стихи о любовных страстях, о свободе духа, получая полную поддержку от слушателей. Стихотворение “В тихий вечер мы встретились…”, входящее в цикл “Через двенадцать лет”, посвящённое Садовской, имеет и топографическое указание: Елагин остров.

 

В тихий вечер мы встречались

(Сердце помнит эти  сны).

Дерева едва венчались

Первой зеленью весны.

 

Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея

В сны и тени навсегда.

 

В стихах Блока 1898-1899 годов, адресованных Садовской, появляется впервые тема Петербурга. Северная столица обрисована, точнее, названа суммарно – это  город вообще. Только иногда поэт называет что-то конкретное. Например, в одном  из стихотворений упоминается Нева.

Петербургская тема в ранних стихах поэта связана с обликом ночи. Образы луны, фонарей, мрака сопутствуют  переживаниям героя. Блок изображает как  бы временную любовь, имеющую свой короткий путь, свой регламент встреч. Чувства героев неполны и преходящи, что болезненно сознают сами влюблённые.

В этой любви, отравленной предчувствием  разлуки, нет полноты блаженства, детской безмятежности, нет того, что, как казалось Блоку, он испытывал  в Бад Наугейме. Всё, что обрёл он у озера, на аллеях парка в безмятежные дни летней свободы, то потерял на холодных улицах Петербурга, где тьма живёт дольше, чем свет. “Я люблю вас тайно, тёмная подруга…”  

Получив гимназический аттестат, Александр  Блок в 1898 году поступил на юридический  факультет Петербургского университета. И он вновь оказался в тех местах, где началось его детство. Из окон университетского коридора были видны  ректорский дом и старые деревья  ботанического сада.

После окончания гимназии, освободясь от её нудного распорядка и педантичных предписаний, молодой Блок с удовольствием предался (скорее в воображении, чем в действительности) так называемой светской жизни. Он вдруг сделался, по его позднейшему признанию, “франтом”. Перенял замашки аристократов, держался как светский лев и “завидовал какому-то болтуну – кн. Тенишеву”, как с насмешкой писал позднее.

Увлечение театром в юности –  черта общая для художественно  одарённых натур. Страсть к театру была и у молодого Блока. В 1895 году в Петербурге начал свою деятельность “Театр литературно-артистического кружка” (он же Суворинский, или Малый, театр). Блок посещал спектакли нового театра в его лучшую (начальную) пору, когда в инсценировке романа Достоевского “Преступление и наказание” играли П. Орленев (Раскольников), Л. Яворская (Соня), К. Бравич (Свидригайлов), В. Далматов (Мармеладов), когда ставились “Макбет”, “Король Лир” Шекспира и “Борис Годунов” Пушкина. В 1898-1990 годах Блок, покорённый талантом В.П.Далматова, посещал все спектакли с участием этого актёра в театре на Фонтанке. Он видел в Далматове настоящего художника, человека-ариста, который и жизнь вне сцены переживал как театральную и очень значительную роль. Желая испытать свои силы на настоящей сцене, Блок вступил в Петербургский кружок актёров-любителей. Где Александр Блок в зале Павловой вместе с дочерью учёного Д.И. Менделеева разыгрывали отрывки из “Гамлета” перед местными крестьянами летом1998.

Декламация в светских гостиных, любительские концерты и посещение  театров отнимали немало времени, из-за этих занятий Блок провёл лишний год  на втором курсе факультета. Переломным оказался третий год обучения. Блок подвёл неутешительный итог: особых успехов  на пути к сцене он не достиг, юстиция  по-прежнему не интересовала его.

Вспоминая позднее лето 1900 года, поэт отмечал: “начинается чтение книг”. В этот год заметно возрос интерес  Блока к филологическим занятиям. И осенью 1901 он перешёл на первый курс историко-филологического факультета. “Моя новая деятельность не только примиряется, но и совсем сливается  с созерцательностью, свойственную мне лично (потому что я почти  никогда не созерцаю пассивно)”. Активная созерцательность - это и есть, по Блоку, литературное творчество. Так, по крайней мере, полагал он в 1901 году, когда создавал первые строфы знаменитых “Стихов о Прекрасной Даме”.

В “Стихах о Прекрасной Даме”  реальное, биографическое соединено со сказочным. Первая книга, если не во всех своих разделах, то во многих представляет стихотворный дневник Александра Блока, в котором рассказывается о происходивших наяву встречах поэта и его возлюбленной – дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевны. Автор не забывает отметить – это важно для него в бытовом и поэтическом плане, - когда было создано стихотворение и где. В книге обозначено два полюса действия – Петербург и Шахматово.

Смена, чередование этих полюсов  создают особый ритм книги. Внутри больших  пространств: Петербург, Шахматово, т.е. города и царства природы, проявляется конкретность: улицы, площади, храмы дома – это в Петербурге; леса, поля, вольные тропы и дороги, чистые горизонты – в Шахматове. Город у Блока – это сумерки, сомнение, отчаяние, это зима с её метелью. Мрачный ряд городских образов иногда согревается надеждой. Зима может быть с неожиданными солнечными днями, внушающими бодрость и веру.

В первую половину 1901 года Александр  Блок только благодаря случаю несколько  раз увидел Любовь Менделееву. Об одном  таком нечаянном свидании рассказывает стихотворение “Пять изгибов  сокровенных…”. В нём повторяются  как заклинание числа 5, 7 и 8. За ними стоит нумерация Василеостровских линий и число поворотов реального  пути Любови Дмитриевне от Андреевской  церкви на Васильевском острове до Бестужевских курсов.

Аналогичный приём мы встречаем  и в городских стихах первой половины 1901 года. “Гулянье по Монетной”- таков авторский комментарий к стихотворению “Я вышел. Медленно сходили…”. Монетная – улица в районе казарм Гренадского полка. Но в стихотворении нет ничего от локального городского пейзажа.

 

И тихими я шёл шагами,

Провидя вечность в глубине…

 

Городской пейзаж пока ещё не освоен Блоком художественно, только выборочно  его отдельные приметы фиксируются  поэтом – те, которые могут быть истолкованы в пророческом духе.

  Только один раз в первом  разделе “Стихов о Прекрасной  Даме” встречается специфическая  примета Петербурга. Это Нева:

 

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве.

Бродит призрачно-прекрасный,

Отражается в Неве

.

Любовь Менделеева, младшая дочь учёного, была на год моложе Александра Блока. Лето 1901 года Блок и Любовь провели, по обыкновению, в своих имениях  под Москвой. Молодые люди много  времени проводили вместе. По собственному признанию, Блок “светился” от любви. Осенью Любовь Дмитриевна, возможно по совету Блока, брала у М. Читау уроки декламации. Иногда Блок без предварительной договорённости подходил к дому на Гагаринской и ждал появления Менделеевой.

 

Вечереющий сумрак, поверь,

Мне напоминал неясный  ответ.

Жду – внезапно отвориться дверь,

Набежит исчезающий свет.

 

Блок не всегда решался встретить  возвращавшуюся домой от Читау Любовь Дмитриевну. “Я ждал её выхода, следил за ней, - вспоминал поэт, - и иногда провожал её до Забалканского с Гагаринской – Литейной”.

Таким образом, существовали два варианта прогулок с Любовью. Один – это  путь рядом с ней, а второй –  за ней. Скрываясь в темноте улиц, поэт следил за возлюбленной, воображал  её в окружении неведомых всесильных спутников, соперников, фантазировал, что “она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я  знал”. Городские улицы воображение  Блока заселяло сказочными персонажами, союзниками и врагами. В стихах Блока  мы знакомимся с ними. Два старца, просветлённые мудростью бед, бредут по каменной пустыне города. Кто-то зловещий “белый” стоит на перекрёстке. Морозным утром на улицах города появляется “дева в снежном инее”.

В осенних стихах 1901 года пространство города ощущается сильнее, чем в  весенних. Разнообразие города, его пестрота и многолюдность воспринимаются поэтом в одном цвете. Город выглядит серой, мёртвой массой, не имеет лица, тягостно уныл. Однако он сам, как и его лирический герой первой книги, испытывает прилив жизненных сил. В ранней лирике поэта образы города большей частью связаны с настроением душевной смуты. В стихах 1903 года драматизм не исчезает, более того – разрастается. Драматизм городской лирики вызывался не только напряжённостью встреч влюблённых, но и самим городом: контрастами окраин и центра, социальной несправедливостью. В стихах 1903 года выражено предчувствие скорой катастрофы. Городской пейзаж стал сложен, носит исключительно сумрачный характер. “Бегают бледные, старые и молодые, люди, предчувствуют перевороты”, - писал Блок Менделеевой.

Город в первой книге поэта фантастичен, его архитектура и жители лишь иногда обнаруживают сходство с Петербургом  и петербуржцами. И Блок хотел  уловить петербургский колорит  исходя из позиции “мистического  реализма”. К фантастическому в городе относится такой трагикомический персонаж, как чёрный человек, который любит вечерние улицы и площади и плачет при виде серого города днём (“По городу бегал чёрный человек…”). Рядом с подобным сказочным городским гномом живёт властелин пространства, – летающий человек (“Мой месяц в царственном зените…”). На улице можно встретить карнавально пёстрых Коломбину, Пьеро. Город видится поэту в чёрном цвете – и люди, и улицы, и дома. В этом отношении характерным является стихотворение “Статуя”, одно из немногих в творчестве поэта, где закреплены классические, всемирно известные черты Петербурга. Поэт пишет о красивейшем месте невской столицы – Аничковом мосте через Фонтанку.

Свадьба Александра Блока и Любови Дмитриевны состоялась летом 1903г.

Женившись, А.Блок остался жить в  офицерском корпусе Гренадских казарм. А в начале 1904 он с женой поехали в Москву, это несколько запоздалое свадебное путешествие. Находясь там Блок сравнивал два города. И всегда Петербург оказывался хуже Москвы. Друзья Блока – Андрей Белый и Сергей Соловьёв – всеми силами поддерживали увлечённость гостя Москвой. Столица на Неве представилась городом мглы, болотным “бугром”. Москва же была “градом” со сказочными теремами, освещёнными ясной чудо зарёй. “В Москве счастье за облачком, - говорил Блок, - в Петербурге за чёрной тучкой”.

Жизнь Петербурга, по Блоку, имеет  два цвета: серый и красный. Серый  – это паучий цвет гибели, высасывающий и красный. Серый – это и  цвет времени, однообразно проходящих дней. У Блока есть стихи о людях потонувших в сером. Красный цвет – безумное беспутство, пьяное веселье, отчаянье и блуд.

Блещут искристые гривы

Золотых, как жар, коней,

Мчатся бешеные дива

Жадных облачных грудей,

 

Красный дворник плещет вёдра

С пьяно-алою водой,

Пляшут огненные бёдра

Проститутки площадной…

Но Блок открыл для себя удивительную красоту столицы осенью 1905 (18 октября  – манифест НиколаяII о “даровании” конституции). В эти октябрьские дни город предстал перед поэтом не чудовищным пауком, а чудной сказкой, средоточением культурно-исторических ценностей. Впечатления от Петербурга в годы первой русской революции выразились и в лирической драме “Король на площади”. Революционные события 1905-1907 годов и соединённые с ними перемены в личной жизни обострили у поэта чувство “вольной Руси”, придали ему зрелость, силу.

Переменами в личной жизни явилось  то, что он горячо и безоглядно влюбился в молодую актрису театра Комиссаржевской  Наталью Николаевну Волохову. Об этом приобщении к “тёмной и страшной стихии – стихии любви” рассказывает книга поэта “Снежная маска”, изданная в 1907 году. Пришедшую любовь Блок сравнивает с вьюгой, с петербургской зимней стихией. Никто в русской поэзии не передал вьюжную пляску, сверкание и сияние снега в ночи. И никто из поэтов не соединял описание зимнего холода, вьюги с любовью к женщине.

В книге нет сколько-нибудь развёрнутых  городских картин. Однако поэт говорит  о “морозно пышном” городе, о  его холодных северных ночах. Город  кажется ему бесконечным, необъятным, непостижимым, как любовь. В стихотворении  появляются рядом Снежная дева и  Сфинкс не невской набережной –  образы внутренне родственные между  собой и связаны с третьим  – с образом города.

Информация о работе Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока