Лекции по " Теории литературы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:35, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Типизация форм в художественной литературе
Лекция 2. Художественность в литературном творчестве
Лекция 3. Единство содержания и формы в художественном творчестве. Идея, тема, характеры
Лекция 4. Композиция и сюжет художественного произведения
Лекция 5. Особенности языка художественной литературы
Лекция 6. Стиховедение
Лекция 7. Литературные роды и виды. Стиль писателя и художественный метод

Вложенные файлы: 1 файл

Теория литературы. Курс лекций.docx

— 43.39 Кб (Скачать файл)

Теория литературы (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1. Типизация форм в  художественной литературе

Лекция 2. Художественность в  литературном творчестве

Лекция 3. Единство содержания и формы в художественном творчестве. Идея, тема, характеры

Лекция 4. Композиция и сюжет  художественного произведения

Лекция 5. Особенности языка  художественной литературы

Лекция 6. Стиховедение

Лекция 7. Литературные роды и виды. Стиль писателя и художественный метод

 

ЛЕКЦИЯ 1. ТИПИЗАЦИЯ  ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

План:

1.Понятие о характере  и типе.

2. Многообразие форм типизации.

3. Типы положительных героев.

4. Изображение типичных  героев в типичных обстоятельствах.

Ключевые понятия: Понятие  о характере и типе, характер человека, общественный смысл образов, создание типа, многообразие форм типизации, художественные средства, типы положительных характеров, художественное преувеличение, изображение  типичных героев в типичных обстоятельствах, процесс диалектического саморазвития.

 

Проблема типичности непосредственно  связана с правдой жизни, ибо, только проникая в сущность явлений, характеров, ситуаций можно составить  Правильное представление об окружающей нас действительности. Поскольку  главным предметом литературы является человек, постольку в центре внимания писателей - характеры людей, общественные типы. Характер – определенная человеческая индивидуальность во всем живом многообразии присущих ей черт качеств. В подлинно-реалистических произведениях многогранным является характер человека, охваченного сильной  страстью, которая подавляет в  нем другие помыслы и чувства. Скупой рыцарь Пушкина поглощен страстью скупости. Но это не исчерпывает  его характер - он скуп и сознание своего могущества через богатство, способного купить и добродетель, и  человеческий гений, доводит его к презрению человечества, к неприязни сына. В то же время он придерживается ритуала рыцарской чести, испытывает муки совести. Раскрывая ведущие черты изображаемых характеров, художник соотносит его с реалиями и закономерностями общественной жизни и это общественное, делает их типичными. В подлинно художественных произведениях тип обязательно является характером, но не каждый характер становится типом. Типическими они становятся тогда, когда выдающиеся художники действительно сумели передать в них общественно-значимое симптоматическое для определенного времени. Создание типа - всегда открытие огромного значения, результат длительного проникновения художника в процесс жизни. При анализе созданных писателями типических характеров всегда можно иметь в виду две стороны вопроса:

– важно установить, что  обобщено, типизировано;

–  при помощи каких  художественных средств сделано  такое обобщение.

Типы положительных героев: это отнюдь не выдуманные, идеальные  персонажи, а типические обобщения  действительности, черт и свойств  тех или иных групп людей и  необходимо рассматривать их конкретно  исторически (Тарас Бульба, Пугачев, Калашников).

Художественное преувеличение - гротеск и гипербола становятся наиболее частыми приемами в сатирической типизации. Художественное преувеличение, сознательно нарушающее правдоподобие, становится средством более выпуклого  отношения сущности изображаемого (лилипуты и умные лошади в «Путешествии Гулливера» Д. Свифта, образ Органчика  в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Рождение реализма как  творческого метода, позволяющего художнику  глубоко постигать объективную  реальность мира, привело к повышению  роли типического в художественной литературе. Своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом взаимодействии следующих элементов:

– типичных обстоятельств, окружающих характеры и заставляющих их действовать;

– типичных характеров, действующих  под влиянием обстоятельств;

– действий совершаемых характерами  под действиями обстоятельств.

Таким образом, типическое в  реалистическом произведении - это  процесс диалектического саморазвития характеров и обстоятельств в  самом сюжете. Иное дело - романтическая  типизация. Это всегда исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, своими действиями романтические персонажи  пытаются победить любые обстоятельства. (Д’Артаньян, таинственный граф Монте-Кристо Дюма, разочарованный лермонтовский  Демон и т.д.).

Литература:

1. А.И. Ревякин Проблема  типического в художественной  литературе. -М.,1979.

2. С. Петров Проблема  реализма в художественной литературе, -М.. 1981.

3. М. Бахтин Литературно-  критические статьи. -М., 1986.

4. Литературно-энциклопедический  словарь. Под общей ред. В.  Кожевникова. - М.,1987.

5. В.С. Тураев, Л.И. Тимофеев. Краткий словарь литературоведческих  терминов. - М.,1985.

6. Мастерство писателя. //Сборник  статей о художественности искусства. - М.. 1981.

7. С. Грузенберг Гений  и творчество. - М., 2000.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В  ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

 

План:

1. Образность и художественность  литературы.

2. Верность обобщения литературного  творчества.

3. Жизненность изображения.

4. Народность – как  важная категория национального,  человеческого.

Ключевые понятия: Образность, художественность, принцип жизненной  правды, верность обобщения, качество художественного произведения, критерии художественности, жизненность изображения, народность. эстетические ценности, художественный отбор.

 

Понятие художественности есть понятие родовое, отличающее литературу (шире искусство) от других видов идеологической деятельности. В этом смысле, оно  в сущности совпадает с понятием образности; художественное отражение  жизни и есть отражение жизни  в образах. Но совершенно очевидно, что два произведения не могут  быть осуществлены чрезвычайно полно, удачно и богато, в другом, наоборот, - грубо и бедно. Таким образом  вопрос о художественности - это  вопрос о том, в какой мере сумел  писатель полноценно осуществить возможности, присущие литературе как особой форме  отражения жизни. Вопрос о художественности, следовательно, становится и вопросом о его качестве. Поскольку перед  нами встает вопрос о качестве, то необходимо определить принцип ее оценки. Очевидно, что в установлении этого принципа критерия художественности, мы должны исходить из того, в какой мере в  данном произведении осуществлялись свойства, присущие литературе. И. первым требованием  здесь прозвучит требование правдивого отражения жизни жизненной правды, верности обобщения. Критерий жизненной  правды является определяющим при оценке художественного произведения, требует  не только, определения внешних соответствий иди несовпадений между ними и  изображенной в нем областью жизни, но и главным образом проверки самого понимания писателем жизни, вероятности и верности характеров, на основе учета окружавшей его исторической обстановки. Произведение не может  и не должно давать точной копии  жизни. Принцип жизненной правды в искусстве не сводится к описанию рядовых и распространенных жизненных  явлений, хотя отнюдь и не исключает  внимание к ним писателя, если в  них не содержится существенное и  характерное для жизни.

Жизненность изображения  еще одно необходимое условие  художественности. Говоря о жизненной  правде, как об, относительно истинном отражении жизни, мы имеем в виду жизненную правду характеров и событий  изображенных писателем. Положение  о типических характерах в типических обстоятельствах включает в себя как момент глубокой жизненной правды, как и переход ее в живые Характеры и события.

Одной из эстетических ценностей  литературного творчества является народность. Вот почему в критике  весьма давно укоренилось понятие  народности, как наиболее высокого уровня художественности. Понятие народности менялось в связи с самим развитием  литературы. В первой половине XIX в. понятие народности прочно входит в  литературу, термин был предложен  Г. Вяземским (1792-1878). Наиболее радикальное  развитие оно находит у В.Белинского утверждающего, что «если изображение  жизни, верно, то и народно». А.С.Пушкин по этому поводу писал, что «климат, образ, правление, вера дают каждому  народу особенную, физиономию, которая  более или менее отражается в  зеркале поэзии».

Критик Н. Надеждин писал: «Под народностью я разумею, совокупность всех свойств, наружных и внутренних и духовных, из которых слагается  физиономия русского человека».

Такое понимание народности не лишено существенного значения. Каждая национальность обладает своей  исторической судьбой, находится в  определенной исторической и природной  обстановке. Важнейшая задача художника  уловить эти черты, изобразить жизненную  обстановку национального характера, передать национальные особенности  природы, духа, колорита, языка народа и через это национальное, прийти к общезначимому, общечеловеческому.

Литература:

1.Г.Н. Поспелов Эстетическое  и художественное. // Изд. МГУ, 1995.

2. Н.Г. Чернышевский Эстетические  отношения искусства к действительности. - М., 2000

3. Мастерство писателя. // Сборник статей о художественности  искусства. - М., 1981.

4. Ю. Боров О трагическом. - М., 1985.

5. А. Лосев Эстетика. Философская  энциклопедия. - М., 1995.

6. М. Бахтин Литературно-критические  статьи. - М., 1986.

7. И. Мотяшов Жизненная  правда и художественный вымысел. - М., 1992.

8. И.В.Гете Статьи и мысли  об искусстве. - М., 1978.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ИДЕЯ, ТЕМА, ХАРАКТЕРЫ

 

План:

1. Литературно-художественное  произведение, как системно-целостное  единство.

2. Понятие формы и содержания.

3. Единство формы и содержания - закон художественности в литературе.

4. Множественность идей  и тем произведения. Основная  идея произведения. Авторская идея.

5. Характеры.

Ключевые понятия: Целостное  переживание, художественное произведение, обобщение, форма, содержание, единство формы и содержания, процесс взаимовлияния, мировоззрение, отбор художника, круг жизненных проблем, множественность  идей, тема произведения, художественный образ, основная идея произведения, осмысление всего изображенного, авторская  идее, объективная идея произведения, характер, эстетические нормы писателя.

 

Каждое литературное произведение представляет собой целостную картину  жизни или выражает какое-либо целостное  переживание. Поэтому В.Белинский  и назвал художественное произведение замкнутым в себе миром. Писатель показывает нам жизнь целостно. Человек  не существует в действительности изолированно. Он находится в непрерывном взаимодействии с окружающей обстановкой, людьми, природой. Характер обрисовывается во взаимодействии с другими характерами, следовательно, они должны выступить в произведении в той или иной мере разносторонне.

Произведение всегда представляет собой сложное идейное целое, цепь обобщений писателя, ряд его  наблюдений над действительностью, организованных единой мыслью, основной идеей произведения. Для того чтобы  разобраться в этой сложности  литературного произведения, нужно  ясно представить себе его строение, те законы, которые управляют этим строением, соотношением его частей, ролью, которую играют те или иные средства, используемые писателем для  создания конкретных картин жизни. Основным положением, которое дает нам ключ к правильному пониманию всех этих вопросов, является положение  о единстве формы и - содержания. Содержание и форма - это, прежде всего  понятия соотносительные, т.е. не могущие  существовать одно без другого: форма  является формой чего-то, иначе она  бессмысленна; содержание должно иметь  форму, придающую ему внешнюю  определенность, иначе оно не сможет проявить себя. Поэтому - содержание и  форма неразрывно связаны друг с  другом. Содержание должно облечься в  форму и форма имеет смысл  и значения тогда, когда она служит проявлению содержания. Для того, чтобы  наше представление о троянской  войне, изображенной в «Илиаде», получило определенность, необходимо, чтобы  мы представили себе столкновения людей, их вооружение, их подвиги, чувства, приведшие  к войне. Содержание не может себя проявить, также как и форма  не может себя проявить вне содержания. В процессе взаимовлияния форма  часто переходит в содержание. Понятно, что в основе этого процесса взаимоперехода формы и содержания лежит многообразие содержания. Оно  ищет для себя форму, благодаря которой  может наиболее полно выразить свою сущность.

Вопрос о форме художественного  произведения возникает тогда, когда  мы рассматриваем содержание произведения. Оно предстает, прежде всего, как  круг жизненных явлений, которые  художник отобрал в действительности. Понятно, что в самом отборе художник, прежде всего, исходил из своих интересов  и оценок действительности. В его  выборе выразилось его мировоззрение, его идеи, относящиеся к этим фактам, т.е. идейное содержание, которое  несет его произведение. Вместе с  тем собранный материал, может  быть шире и разнообразнее идей самого автора. Поэтому, анализируя художественное произведение, необходимо определить круг жизненных проблем, отобранных автором для изображения и  представляющий собой основу содержания этого произведения или его тему. То есть - это то, что писатель изображает, идея - это то, что он хочет сказать об изображаемом.

Материал художника - это  человеческая жизнь (через которую  отражается в искусстве весь многообразный  круг явлений действительности). Для  художника вытекает необходимость  дать своей идее такую форму, благодаря  которой она получила бы возможность  развитого существования.

Художественный образ, входя  в целостную ткань произведения, взаимодействует с рядом других образов, имеющих место в художественном тексте. Это же положение относится  к таким понятиям как тема и  идея. В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей. В сущности, каждый образ, каждая жизненная ситуация, о  которой рассказывается в произведении, уже несут к себе и своеобразную тему, и своеобразную идейную оценку, являются самостоятельной проблемой. В этом смысле всякое произведение многопроблемно, т.е. многотомно и многоидейно. Это положение о множественности  проблем произведения особенно важно  подчеркнуть, т.к. весьма распространено представление о том, что произведение следует свести к. какой-то одной, определенной идее. В то же время, при всей идейно-тематической многомерное произведение обладает определенным единством. Такого рода проблему, объединяющую вокруг себя все частные  проблемы, называют основной идеей. Основная идея не устраняет произведение и  составляющих его идейно-тематическую ткань.

Основная идея литературного  произведения, как и тема, раскрывается во всем богатстве его содержания. Каждый эпизод, каждое лицо и даже отдельные  детали в подлинно художественных произведениях  участвуют в ее раскрытии. Понимание  идеи произведения требует осмысления всего изображенного в нем: без  этого представление об идее будет  весьма отвлеченным и поверхностным.

 

 

Анализ авторской идеи жизни, изображенной в произведении необходим, но недостаточен. Специфика  художественного произведения в  том, что оно несет в себе значительно  большей идей, чем в него вложено  автором. Так в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» автор  пытается рассмотреть проблему человеческого  индивидуализма, и бунтарства героя  как дорогу, приведшую к нравственной катастрофе. Но эта идея не исчерпала  сложности романа. Она обозначила основную проблему и привела к  множеству других, домысливаемых  читателем. Образ получился настолько  емким и своеобразным, что рамки  одной идеи оказались для него тесны и роман был - «дочитан»  читателями в плане «множественности идей» и судеб персонажа.

Информация о работе Лекции по " Теории литературы"