Лекции по " Теории литературы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:35, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Типизация форм в художественной литературе
Лекция 2. Художественность в литературном творчестве
Лекция 3. Единство содержания и формы в художественном творчестве. Идея, тема, характеры
Лекция 4. Композиция и сюжет художественного произведения
Лекция 5. Особенности языка художественной литературы
Лекция 6. Стиховедение
Лекция 7. Литературные роды и виды. Стиль писателя и художественный метод

Вложенные файлы: 1 файл

Теория литературы. Курс лекций.docx

— 43.39 Кб (Скачать файл)

Характер - это присущий исторической обстановке тип человеческого поведения (поступка, мыслей, переживаний), преображенный  соответственно эстетическим нормам писателя. В характере может быть в различной  мере подчеркнуто то, что есть, и  то, что хочет воплотить художник в человеке. Он может иметь в  той или иной мере условную или  фантастическую форму, как богатыри былин или герои сказок, суммарно вбирая в себя и исторический материал (борьбу русскою народа с кочевниками), и его идеальные представления  о человеке. Таким образом, в зависимости  от исторических условий, определяющих отбор и обобщение писателем  жизненных факторов и формы их изображения характеры в произведениях  будут чрезвычайно разнообразны. Характеры есть нечто иное, как  развитая форма содержания, необходимая  для того, чтобы она полностью раскрыла все, что вложено в него жизнью и писателем. Чтобы характер был воспринят как конкретная целостная многогранная личность, необходимо включение в его характеристику всякого рода частых потребностей, подробности, детали, речевые оттенки и т.д., задача которых придать, изображаемому характеру максимальную жизненную убедительность. Важными элементами, необходимыми для создания характера, являются средства изображения, которыми располагает литература, композиция и язык.

Литература:

1.Л.И. Тимофеев Основы  теории литературы - М., 1993

2. В.Г. Белинский О русской  повести и повестях Гоголя (любое  издание)

3. А.М. Горький О кочке  и о точке. Беседы с молодыми (любое издание).

4. А. Твардовский Как  был написан «Василий Теркин»  (любое издание).

5. Храпченко М.Б Творческая  индивидуальность писателя и  развитие литературы. - М., 1985.

6. А. Бушмин Наука о  литературе - М., 1992.

7. В. Шкловский Заметки  о прозе русских классиков. - М., 1985.

8. Гегель Эстетика. - М., 1999.

9. Г. Гачев, В.Кожинов  Содержательность литературных  форм.- М,1984.

10. Г.Н.Поспелов Проблемы  литературного стиля. - М., 1996.

11. Л. Бушмин Наука о  литературе. - М., 1990.

12. Л. Потебня Теоретическая  поэтика. - М., 1990.

13. И. Виноградов Проблемы  содержания и формы литературного  произведения. - М., 1988.

 

ЛЕКЦИЯ 4. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

План:

1. Композиция.

2. Сюжет и система образов.

3. Основные и вспомогательные  элементы сюжета

Ключевые понятия: Композиция, художественное средство создания, сюжет, мастерство писателя, система образов, элементы сюжета, экспозиция, завязка, развязка, кульминация, развитие действия, эпилог, пролог.

 

Сложность художественного  произведения отражает сложность тех  жизненных отношений, той жизненной  среды, которую стремится показать писатель. Отражение писателем связи  жизненных явлений, их развитие будет  зависеть от того, как понимает писатель жизненный прочесе, что он будет  считать нем наиболее важным, на какие факты в силу этого будет  обращать внимание. Такого рода сложную  организацию художественного произведения, его построение называют композицией. Композиция - необходимое условие  отражения жизни в художественном произведении, она, как и язык, является основным средством литературно-художественного  творчества. Какое бы произведение мы не взяли, оно имеет определенную композицию - оно определенным образом  организовано на основе сложности той  реальной жизненной обстановки, которая  в нем отражена, и того понимания  жизненных связей, причин и следствий, которое присуще данному писателю и определяет его композиционные приемы.

Композиция есть художественное средство создания, раскрытия, обрисовки  характера путем определенною, последовательного  изображения его свойств и  признаков, путем соотношения его  с другими характерами. Как писатель строит тот или иной характер, как  соотносит его с другими, в  какой последовательности располагает  события, какие причины и следствия  выдвигает на передний план, как  организует структуру (система частей, глав, эпизодов) - все это определяется композиционными принципами

В эпических и драматургических произведениях сюжет - система событий, отражающих общественные противоречия и конфликты. Горький, говоря о сюжете, называет его «связи, противоречия, симпатии, антипатии, вообще взаимоотношения  людей, истории роста и организации  того или иного характера». Сюжет, т.о., представляет собой конкретную систему событий в произведении, которая раскрывает данные характеры  в их взаимоотношениях и взаимодействии. Огромное значение в построении сюжета имеет художественное мастерство писателя. Сюжет только тогда выполнит свое значение когда:

– будет внутренне завершен, т.е. раскрывающим причины, характер и  пути развития изображаемого конфликта;

– когда будет приковывать  к себе интерес писателя, и заставлять их вдумываться в смысл каждого  элемента.

Сюжет - сложное целое, включающее ряд элементов. К этим элементам  относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В  некоторых произведениях имеются  пролог и эпилог.

Экспозиция - изображение  бывших до возникновения конфликтов, условий формирования действующих  лиц и черт характеров. Назначение - мотивировка поведение действующих  лиц.

Завязка - изображение возникающих  противоречий, начинающих развитие событий  в произведении.

Развитие действие - представление  о возможных путях разрешения противоречий и проблем, возникающих  в завязке.

Кульминация - момент высшего  напряжения в развитии действия, в  ней  заключается наибольшее заострение проблемы произведения.

Развязка - разрешает изображаемый конфликт и подводит к пониманию  возможностей его разрешения.

Пролог - своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. Пролог раскрывает первопричины (подчас весьма далекие по времени), показываемых в произведении событий.

Эпилог - изображение окончательных  следствий, вытекающих из событий в  произведении (к эпилогу писатель прибегает, когда считает, что развязка произведения недостаточно полно разъяснила судьбы героев).

Литература:

1. В. Шкловский Заметки  о прозе русских классиков. - М., 1985.

2. А. Цвиркунов Проблемы  сюжета в литературоведении. - М., 2000.

3. В. Кожинов Сюжет, фабула, композиция. - М., 1999.

4. А. Ревякин Композиция //В кн: «Словарь литературоведческих  терминов. - М., 1984.

6. В.Г. Белинский. Избранные  сочинения. - М., 1999

7. М.Б. Храпченко Творческая  индивидуальность писателя и  развитие литературы. - М., 1995.

8. Л.И. Тимофеев Основы  теории литературы. - М.,1993.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

План:

1. Язык - средство создания  художественных образов.

2. Язык действующих лиц  - средство типизации и индивидуализации  характеров.

3. Синонимы и антонимы.

4. Особые лексически ресурсы  языка.

5. Специальные изобразительные  средства языка. Эпитет и сравнение.  Тропы.

6. Своеобразие поэтического  синтаксиса.

Ключевые слова: Язык художественного  произведения, поэтическая мера, типизация  и индивидуализация языка, синонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы, эпитет, метафора, троп, сравнение, метанимия, синекдоха, гипербола, ирония, сарказм, литота, перифраз, повторение.

 

В художественном произведении основным средством, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни, является язык. Язык представляет собой форму общественного сознания, охватывающего все стороны окружающей человека действительности. Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка. Лишь при этом условии он сумеет найти те немногие или даже единственные, как говорят, слова и выражения, которые наиболее адекватно передадут изображаемое им. Язык, играя колоссальную роль при создании художественных образов, может быть понят лишь в связи с той образной системой, - которая лежит в основе произведения.

Образная система определяет мотивировку и отбор лексических, интонационно-синтаксических, звуковых средств, при помощи которых создается  тот или иной образ. В этом смысле язык есть форма по отношению к  образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения. Следовательно, изучать  язык поэтического произведения, значит по-новому, тоньше и вернее понимать его образы - идеи. Язык того или иного  человека характеризует особенности  его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии.

Индивидуализация языка  действующих лиц служит в то же время и средством его типизации. Очень важно понимать соотношение  между типическим и особенным  в языке действующих лиц. Гак  в творении великого писателя ощутимо  выступает в языке действующего лица взаимопроникновении общего и  единичного, типичного и особенного. Организующую роль в языковом оформлении произведения играет, авторская речь, часто-особая интонация, которая сказывается  в произношении действующих лиц. Иногда в целях наиболее непосредственного  выражения авторского отношения  к изображаемому писатели выступают  как рассказчики в качестве действующих  лиц.

Иногда писатели делают рассказчиками  людей другого, чем у них, социального  облика другой культуры, другого психологического склада. Это делается для создания нужного угля зрения или внутреннего  взаимодействия голосов рассказчика  и самого писателя. Поиски писателем  необходимого слова – дело нелегкое. Черновые рукописи поэтических произведений убедительно демонстрируют тщательность, кропотливость, а порой грандиозность  замыслов. Войти в рассмотрение всех словесных богатств - следовательно  разобраться в том, что называется языком художественного произведения.

Синонимы – слова, близкие  по своему значению. Создание синонимов  фиксирует различные оттенки  в близких, но не тождественных понятиях. Употребление синонимичных слов и выражений  помогает писателю разнообразить речь, избегать повторений.

Антонимы - слова, противоположные  по своему значению. Они употребляются  в тех случаях, когда писателю нужно резко противопоставить друг другу различные, явления, создать  впечатление контраста. В качестве средств образного воспроизведения  действительности писателями используются особые лексические ресурсы языка. Историческое прошлое является источником, откуда берутся устаревшие, вышедшие из употребления слова - архаизмы.

Архаизмы употребляются  в произведениях, рисующих далекое  прошлое и способствуют созданию соответствующего исторического колорита. Историзмы - слова, обозначающие уже  не существующие ныне явления прошлого (стрельца, мушкетон, дьяк и т.д.).

Неологизмы - новые, ранее  не существовавшие в языке слова: аэроплан, автомобиль (необходимо отметить еще и авторские неологизмы: новые  слова, созданные самими писателями).

Средствами художественного  изображения служат и диалектизмы, или провинциализмы, т.е. слова, не употребляемые  и в литературном языке, а характерные  лишь для жителей отдельных областей. Профессионализмы - слова и выражения, свойственные представителям тех или  иных социальных групп и людям  определенных профессий.

Варваризмы - слова и обороты  речи иностранного происхождения, которые  еще не вошли в национальный язык писателя, или не могут войти. Вульгаризмы - слова грубо-бытового характера, ругательства и т.д.

Художественной выразительности  литературного изображения способствуют и эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы.

Эпитет - художественное определение, отличающее существенную, с точки  зрения автора, черту в изображаемом явлении. Например: Белеет пapyc одинокий и т.д. Эпитеты бывают изобразительные (... «В тумане моря голубом»...), лирические (здесь прямо выражено отношение  писателя к изображенному «Божественная  ночь! Очаровательная ночь!»), постоянные (устойчивые, фольклорные сочетания: красна девица, добрый молодец, поле чистое и т.д.). Эпитезация является чрезвычайно  существенным средством для индивидуализации, конкретизации писателем явления  или частного его свойства.

Простейшим видом тропа  является сравнение, т.е.- сближение  двух явлений с целью прояснения одного другим при помощи его вторичных  признаков. Например: глаза, как звезды, и т.д. Писатели прибегают к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображаемом может  быть выразительно осуществлено при  помощи сопоставления его с чем-то. Классическим примером сравнения, проходящего  через все произведения является знаменитое лермонтовское стихотворение  «Поэт», в котором через сравнение  поэта с кинжалом раскрывается состояние  поэта и поэзии.

Метафора - троп, основанный на сходстве двух явлений, скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, где есть что, сравнивается и с  чем сравнивается, метафора располагает  только вторым. Тем самым явление, о котором идет речь, в метафоре лишь подразумевается. Близка метафоре аллегория (иносказание).

Аллегория может охватывать все произведение целиком, под изображаемыми  в аллегорических произведениях  существами, явлениями, предметами - всегда разумеются другие лица, факты, вещи.

Метонимия - создается не путем сопоставления сходных  предметов и их признаков, а путем  сближения родных предметов, находящихся  в той или иной внешней или  внутренней связи между собой.

Синекдоха - особая разновидность  метонимии. Она основана на перенесении  значения по признаку количественного  отношения между этими явлениями.

Гипербола художественное преувеличение, литота - художественное - преуменьшение. Функции гиперболы и литоты в  том, чтобы заострить внимание на преувеличиваемых или преуменьшаемых признаках явлений как на существенных.

Ирония - выражение насмешки, при котором внешняя форма  противоположна внутреннему значению.

Сарказм - злая или горькая  ирония. Ирония выявляет существо изображаемого  предмета и отчетливо раскрывает авторское отношение к нему.

Перифраз - замена собственного имени или названия описательным выражением.

Синтаксическое строение языка каждого писателя весьма своеобразно. Общий характер творчества писателя накладывает определенную печать и  на поэтический синтаксис. Л.Н. Толстой  стремился показать людей во всей «подробности мыслей и чувств: раскрыть диалектику души». Эта внутренняя установка  обусловила столь характерные для  него, внешне очень сложные, но чрезвычайно  точные по смыслу фразы. А.С.Пушкин в  своих прозаических произведениях  раскрывал характеры людей, изображая  главным образом их поступки, поведение. Потому-то пушкинские фразы коротки, лаконичны: факты переданы с прозрачной ясностью. М.Лермонтов усвоил пушкинскую манеру передачи фактов в коротких предложениях, но в то же время был  склонен и к более полному  раскрытию психологических состояний  действующих лиц. Таким образом, общие принципы художественного  изображения действительности, которых  придерживается данный писатель, являются основой тех синтаксических средств, необходимых ему для более  полного изображения окружающего  мира. Повторение - синтаксическая конструкция, которая основана на повторении отдельных  слов, несущих основную смысловую  нагрузку. Повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях, стихах или строках называется анафорой. Эпифора – повторение конечных слов и выражений в стихах, или строках.

Информация о работе Лекции по " Теории литературы"