Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они
друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами
или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.
страстными учинить намерен».
5) Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст
слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.
«При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак,
разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец:
умечать в то место, где не прикрыто».
6) Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает
Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать
голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым,
печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым,
сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю
протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям
невнятно, а от другого скучно».
7) Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении
речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и
силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого
чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто».
8) Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на
продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на
слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в
нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок,
крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо
употреблять в меру, добавляет ученый.
9) Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и
повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее,
наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом
множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?
Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных
воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее
Ломоносов на многочисленных
примерах поясняет сказанное.
5. Гегель В.Ф. "Лекции по эстетике"
УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ЗАЩИТА ЭСТЕТИКИ
1) Художественно прекрасное выше природы.
Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и
произведения его выше природы и ее явлений, настолько же прекрасное в
искусстве выше естественной красоты. Высказав ту общую истину, что дух и связанное с ним художественно прекрасное выше красоты в природе, мы, разумеется, еще ничего или почти
ничего не сказали, ибо «выше»— это совершенно неопределенное выражение. Оно
предполагает, что прекрасное в природе и прекрасное в искусстве находятся
как бы в одном и том же пространстве представления, так что между ними
существует лишь количественное и, следовательно, внешнее различие. Однако
высшее в смысле превосходства духа (и порожденной им красоты
художественного произведения) над природой не есть чисто относительное
понятие. Только дух представляет собой истинное как всеобъемлющее начало, и
все прекрасное лишь постольку является истинно прекрасным, поскольку оно
причастно высшему и рождено им. В этом смысле прекрасное в природе — только
рефлекс красоты, принадлежащей духу. Здесь перед нами несовершенный,
неполный тип красоты, и с точки зрения его субстанции он сам содержится в
духе.
2) Опровержение некоторых доводов, выдвинутых против эстетики
Прежде всего коснемся вопроса о том, достойно ли художественное творчество
научного анализа. Разумеется, искусством можно пользоваться и для легкой
игры, оно может служить источником забавы и развлечения, может украшать
обстановку, в которой живет человек, делать более привлекательной внешнюю
сторону жизни и выделять другие предметы, украшая их. На этом пути
искусство действительно является не самостоятельным, не свободным, а
служебным искусством. Мы же хотим говорить об искусстве свободном как с
точки зрения цели, так и с точки зрения средств для ее достижения. Не одно
лишь искусство может служить чужеродным целям в качестве побочного средства
— это свойство оно разделяет с мыслью. Но, освобождаясь от этой подчиненной
роли, мысль, свободная и самостоятельная, восходит к истине, в сфере
которой она становится независимой и наполняется только своими собственными
целями.
3) Назначение искусства
В произведения искусства народы вложили свои
самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто
служит ключом,
а у некоторых народов
мудрости и религии. Такое назначение искусство имеет наравне с религией и
философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые
возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме, делая их ближе к
природе и характеру ее проявления, к ощущениям и чувствованиям.
ДЕЛЕНИЕ
1) Содержанием искусства является идея, а его формой — чувственное, образное
воплощение. Задачей искусства является опосредствование этих двух сторон,
соединение их в свободное, примиренное целое. Это означает, во-первых,
требование, чтобы содержание, которое должно сделаться предметом
художественного изображения, обладало бы в самом себе способностью стать
предметом этого изображения.
2) Из этого первого требования вытекает и второе: содержание искусства не
должно быть абстрактным в самом себе, и не только в том смысле, что оно
должно быть чувственным и потому конкретным в противоположность всему
духовному и мыслимому, являющемуся будто бы внутри себя простым и
абстрактным. Ибо все истинное как в области духа, так и в области природы
конкретно внутри себя и, несмотря на свою всеобщность, обладает в себе
субъективностью и особенностью.
3) Так как искусство обращается к непосредственному созерцанию и имеет своей
задачей воплотить идею в чувственном образе, а не в форме мышления и вообще
чистой духовности и так как ценность и достоинство этого воплощения
заключаются в соответствии друг другу и единстве обеих сторон, идеи и ее
образа, то достигнутая искусством высота и степень превосходства в
достижении соразмерной его понятию реальности будут зависеть от той степени
внутреннего единства, в какой художнику удалось слить друг с другом идею и
ее образ.
4) Идея прекрасного в искусстве, или идеал
Идея как художественно прекрасное не является идеей как таковой, абсолютной
идеей, как ее должна понимать метафизическая логика, а идеей, перешедшей к
развертыванию в действительности и вступившей с ней в непосредственное
единство. Хотя идея как таковая есть сама истина в себе и для себя, однако
она есть истина лишь со стороны своей еще не объективированной всеобщности.
Идея же как художественно прекрасное есть идея с тем специфическим
свойством, что она является индивидуальной действительностью, выражаясь
иначе, она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее
специфическим свойством являть через себя идею. Этим мы уже высказали
требование, чтобы идея и ее формообразование как конкретная
действительность были доведены до полной адекватности друг друга. Понятая
таким образом, идея как действительность, получившая соответствующую своему
понятию форму, есть идеал.
5) Существует несовершенное искусство, которое в техническом и прочем
отношении может быть вполне законченным в своей определенной сфере, но
которое при сопоставлении с понятием искусства и с идеалом представляется
неудовлетворительным. Лишь в высшем искусстве идея и воплощение подлинно
соответствуют друг другу в том смысле, что образ идеи внутри себя самого
есть истинный в себе и для себя образ, потому что само содержание идеи,
которое этот образ выражает, является истинным. Для этого нужно, как мы уже
указали выше, чтобы идея в себе и через самое себя была определена как
конкретная целостность и благодаря этому обладала бы в самой себе принципом и
мерой своих особенных форм и определенности выявления.
ИДЕАЛ КАК ТАКОВОЙ
1) Прекрасная индивидуальность
Искусство призвано постигать и изображать внешнее бытие в его явлении как
нечто истинное, то есть в его соответствии соразмерному самому себе, сущему
в себе и для себя содержанию. Истинность искусства, следовательно, не
должна быть голой правильностью, чем ограничивается так называемое
подражание природе.
Внешний элемент искусства
внутренним содержанием, которое согласуется в себе с собою и именно
благодаря этому может обнаруживаться во внешнем элементе в качестве самого
себя.
2) Идеал представляет собой отобранную из массы единичностей и случайностей
действительность, поскольку внутреннее начало проявляется в этом внешнем
существовании как живая индивидуальность. Ибо индивидуальная
субъективность, носящая внутри себя субстанциальное содержание и
заставляющая его внешне проявляться в ней самой, занимает срединное
положение. Субстанциальное содержание еще не может выступить здесь
абстрактно в его всеобщности, само по себе, а остается замкнутым в
индивидуальности и представляется сплетенным с определенным существованием,
которое со своей стороны, освобожденное от конечной обусловленности,
сливается в свободной гармонии с внутренней жизнью души.
3) Пафос образует подлинное средоточие, подлинное царство искусства; его
воплощение является главным как в произведении искусства, так и в
восприятии последнего зрителем. Ибо пафос затрагивает струну, находящую
отклик в каждом человеческом сердце. Каждый знает ценное и разумное начало,