Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Временные границы между культурно-историческими периодами ХVII и ХVШ веков примерно обозначаются двумя крупными событиями в истории Европы – это «Славная революция» в Англии (государственный переворот 1688-1689 годов и Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Но, как это отмечают современные исследователи Века Просвещения, эти границы очень условны, многие явления, подготовившие появление культуры и литературы ХVIII века, возникли еще в ХVII веке, новая эпоха не разрывает резко с предыдущей, а скорее постепенно вызревает в ее недрах, о чем свидетельствует наличие самых разных – историко-политических, экономических, идеологических и других факторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………2
1.Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления……………………………………………………………………………………….……..4
2. Драматургия и театр…………………………………………………………………11
3.Изобразительное искусство………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………..…14
Список использованной литературы………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежка реферат.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

 

 

                                          Содержание:

 

    Введение…………………………………………………………………………………………………2

1.Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления……………………………………………………………………………………….……..4

2. Драматургия и театр…………………………………………………………………11

3.Изобразительное искусство………………………………………………………12

    Заключение……………………………………………………………………………..…14

   Список использованной литературы………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век  накануне Французской буржуазной революции. В последнем десятилетии этого  века в европейской культуре и  литературе возникает новое великое  направление – романтизм.

Временные границы  между культурно-историческими периодами  ХVII и ХVШ веков примерно обозначаются двумя крупными событиями в истории Европы – это «Славная революция» в Англии (государственный переворот 1688-1689 годов и Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Но, как это отмечают современные исследователи Века Просвещения, эти границы очень условны, многие явления, подготовившие появление культуры и литературы ХVIII века, возникли еще в ХVII веке, новая эпоха не разрывает резко с предыдущей, а скорее постепенно вызревает в ее недрах, о чем свидетельствует наличие самых разных – историко-политических, экономических, идеологических и других факторов. В целом для культурно-исторического пространства Европы характерен закат абсолютизма, дряхления феодальной системы или отдельных ее элементов, кризис европейского сознания в целом и в то же время – это век, когда укрепляется гражданское общество и успешно протекают процессы цивилизации в разных странах Европы.

Историческое  развитие Англии характеризуется тем, что важнейшие события произошли еще в ХVII веке. К ним относятся буржуазная революция середины ХVII века, Казнь короля Карла !, военная диктатура Кромвеля, реставрация монархии Стюартов, «Славная революция» 1688-1689 годов, после которой у власти оказывается Вильгельм Оранский. Эта власть фактически представляет собой компромисс между средним классом – буржуазией и дворянами – крупными землевладельцами. Политическая власть, однако, оставалась в руках этих крупных землевладельцев, и борьба за ее перераспределение определит социальную жизнь в Англии в ХVIII веке ( виги и тори). Начало эпохи Просвещения в Англии совпадает с началом «Славной революции» , В целом английское Просвещение носило скорее умеренный характер. Конституционная монархия воспринималась самими англичанами и жителями других европейских стран как передовой государственный строй, а Англия – как страна законов и порядка («английская тема» в литературе Франции и Германии) (Рост экономики, захват колоний, борьба за господство в американских колониях)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления.

 

  Периоды развития Просвещения в Англии:

1.с конца 17 века по 1730-е годы – ранний этап

(Борьба между  материализмом и идеализмом в  английской философии, сенсуализм  Локка. В Его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) возникает мысль об изначальном природном равенстве людей, о влиянии окружающей среды на формирование характера ребенка). Локк выступил против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тиранов. Локк выступал сторонником деизма, т. е. вольнодумства и свободомыслия Последователями Локка выступили А. Шефтсбери и Б. Мандевиль. Шефтсбери в траттате «Характеристики людей, нравов, мнений времен» доказывал единство истины, добра и красоты, господство разума над страстями, а его противник Б. Мандевиль утверждал, что человеческая природа эгоистична, но эгоизм и пороки способствуют развитию общества, ибо они стимулируют деятельность людей («Басня о пчелах») От учений Шефтсбери и Мандевиля берут начало два идейных течения в английском Просвещении. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А. Поуп) исходили из оптимистического взгляда на природу человека. Последователи Мандевиля (Гей, Свифт) видели основу общества в эгоизме человеческой природы.)

Ведущие жанры  английскойц раннепросветительской литературы – поэма, трагедия, комедия,эссе. (Публицистика Аддисона и Стила, журналы. Типы английского общества в журналах и их развитие в художественной прозе) Ирои-комическая поэма А. Поупа «Отрезанный локон» (Байрон о Поупе). 1714год. Английский просветительский классицизм в театре (Дж. Лилло)

2.1740-50-е годы – зрелый этап

Зрелый просветительский реализм отразился в первую очередь в прозе – эпистолярные романы Ричардсона кладут начало жанру семейно-бытового романа и «комическим эпопеям» Г. Филдинга.

3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

Литература  позднего периода Просвещения представлена направлением сентиментализма (Пейзажная  лирика, «кладбищенская поэзия» Томсона, Юнга и Грея; «Сентиментальное путешествие»(1768) Л. Стерна. Поэзия Макферсона как явление английского предромантизма. («Песни Оссиана» Дж. Макферсона).

Другим явлением предромантизма был «Готический  роман», начало которому положил Горас Уолпол («Замок Отранто», 1764), и традицию которого продолжат Анна Радклиф, Уильям Бекфорд и завершит Мэтьюрин («Мельмот Скиталец», 1820)

                     Основные направления в литературе Просвещения

Картина литературных направлений в эпоху Просвещения  достаточно сложная и не сводится к какой-либо застывшей схеме, следует  иметь в виду сочетание и взаимопроникновение  разнообразных течений и направлений, создающее в целом достаточно пестрое полотно. Для просветительской литературы характерно сочетание элементов реализма («просветительский реализм»), классицизма, рококо, сентиментализма, а в литературе некоторых стран – и предромантизма, просветительская литература развивается как бы «поверх и между» литературных направлений, сочетая «просветительские» и «непросветительские» варианты одного и того же направления.

Основные литературные направления ХVIII века – классицизм, рококо и сентиментализм. На основании античной эстетики и эстетики классицизма ХVII века возникает эстетика как научное понятие (впервые это слово использует А. Баумгартен, профессор университета в Галле-Заале, затем оно будет зафиксировано в словарях). Категория «вкуса» ложится в основу классицизма ХVIII века, причем «вкус» этот еще не индивидуальный, а «общий вкус культурных людей» (как и в ХУП веке). Но этот просвещенный вкус предполагает менее строгие правила и большую терпимость. Поэтому появляется как более гибкая и широкая система жанров (Вольтер:»Все жанры хороши, кроме скучных»), так и национальные варианты классицизма («Веймарский классицизм», французский «революционный классицизм»)

В системе  жанров также происходят значительные изменения – происходит слияние  литературных жанров с научными («философская повесть») и высоких жанров с низкими («Ирои-комическая поэма»)

Ведущим жанром английской художественной литературы в XVIII в. становится роман — «эпопея буржуазного общества», как называли его Гегель и Белинский. Генетически роман XVIII в. восходит к жанру «плутовского романа». Это особенно наглядно выступает в творчестве Даниеля Дефо (1660—1731) — зачинателя литературы английского Просвещения. Такие его романы, как «Капитан Сингльтон», «Молль Флендерс», «Полковник Джек», сохраняют еще все признаки испанского плутовского романа. Но «Робинзон Крузо» (1719 г.) — явление принципиально новое: Дефо значительно раздвигает границы старого жанра, придает ему необычную глубину, создает роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашла свое отражение иллюзия просветителей о мнимой независимости человека от общества, миф о «естественном человеке». Недаром критикуя буржуазные теории политической экономии XVIII века, Маркс широко пользуется термином «робинзонада».

С Робинзоном в английскую литературу входит новый  тип героя — средний английский буржуа, изображенный без всякого  комического гротеска, как в плутовском романе, или библейского маскарада, как у Мильтона. Дефо завоевывает  для литературы прозу жизни и  поэтически расцвечивает ее. Но буржуазная жизнь мало пригодна для поэзии, и поэтичность «Робинзона Крузо» достигается ценой большой художественной абстракции. Своего героя Дефо ставит в исключительные условия необитаемого острова, он изображает его как «естественного человека», человека вообще. Робинзон выключен из обычного общественного  окружения; он оказывается лицом  к лицу с природой, его деятельность лишается специфически буржуазных черт. Отсюда возникает удивительная эпичность  «Робинзона Крузо»: самые прозаические подробности трудовой деятельности Робинзона овеяны настоящей поэзией  и полны захватывающего интереса.

Совершенно  иной характер имеет творчество современника Дефо, Джонатана Свифта (1667—1745), выдающегося  публициста и великого сатирика. Глубокая народность Свифта с полной силой проявилась в произведениях, написанных им во время пребывания в Ирландии — этой первой колонии английского капитализма. Его памфлеты — «Письма суконщика», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение о детях бедняков» и др. — проникнуты горячим сочувствием к страданиям ирландского народа и ненавистью к его поработителям — английским лордам и финансовым дельцам. Главные произведения Свифта: это «Сказка о бочке» (остроумная сатира на религию) и «Путешествия Гулливера» (1726 г.) — сатирический роман, рисующий в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.

Великое произведение Свифта с его глубоко пессимистической оценкой буржуазного человека стоит  особняком в литературе XVIII в., но было бы неправильно исключить Свифта из общего русла европейского Просвещения. Важное место в романе Свифта занимает образ самого Гулливера; он не только связывает воедино отдельные сатирические эпизоды романа, но является своеобразной нормой, масштабом, по отношению к которому лилипуты и великаны, лапутяне и иеху выступают как извращение нормального человека, как его чудовищное поругание. Мизантропия Свифта — только оборотная сторона его гуманизма.

Дальнейшее  развитие английского романа связано  с именами Ричардсона (1689—1761), Филдинга (1707—1754) и Смоллетта (1721—1771). Романы Ричардсона «Памела» и «Кларисса Гарлоу» открывают новую страницу в истории английской прозы. Ричардсон до крайности суживает рамки старого романа, тяготевшего к широкой картине мира: ему достаточно событий, происходящих в стенах одного дома, чтобы изобразить нравы целого общества. Он поднимает обыденного буржуазного героя, которому эстетика XVII в. отводила только комические роли, на трагическую высоту. Его героиням доступны высокие страсти и сложные душевные коллизии. Но, будучи пуритански ограниченным, Ричардсон относится с недоверием к чувственным проявлениям человеческой природы. Положительные героини его романов — Памела и Кларисса — никогда не отступают от принципов буржуазной добродетели и пуританской морали.

Вершиной  английского просветительского  романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов XVIII в. Филдинг начал писать романы, будучи уже зрелым человеком, известным драматургом и публицистом. На собственном опыте он хорошо изучил изнанку буржуазной жизни. Моральной возвышенности героинь Ричардсона, их пуританской добродетели (которую Филдинг воспринимает как лицемерие или расчет) он противопоставляет свободное проявление человеческих страстей и естественную доброту человеческого сердца. Филдинг убежден в доброй основе «естественного человека». Его герои — это живые люди; им присущи человеческие слабости, они совершают промахи и ошибки, иногда серьезные. Автор любит их и добродушно смеется над ними: юмор — характерная особенность его реализма.

Филдинг разрушает  камерность романов Ричардсона: он не ограничивается обитателями одного дома — он хочет показать «нравы многих людей». Своих героев он выводит  на большие дороги Англии, на широкие  просторы жизни. Это позволяет писателю дать целую панораму английской действительности XVIII века, охватить разные ее стороны  — от высшего лондонского света  до низов общества. И все же в  романах Филдинга сохраняется семейная атмосфера. Герой, покидая отчий  дом, остается в пределах домашнего  круга, частной жизни. Филдинг рисует отнюдь не идиллию: картины народной нищеты и бесправия занимают существенное место в его романах. Но большие  силы истории еще не вторгаются в  повествование, не определяют судьбы героев. Романы Филдинга обращены к реальному  миру, но отрешены от мира истории. Поэтому  в них есть известная абстрактность. Герой его лучшего романа —  «История Тома Джонса-найденыша» (1749 г.) — это человек вообще, «естественный  человек» эпохи Просвещения. Носители зла в произведениях Филдинга лишены настоящей мощи, ибо за ними еще не стоят силы истории, как  например у Бальзака; зло носит моральный, а не социальный характер и поэтому кажется легко устранимым. Такой характер изображения коренится в неразвитости противоречий буржуазного общества.

Произведения  Смоллетта обладают существенно новыми чертами. В романах «Приключения Родрика Рэндома» (1748 г.), «Приключения Перегрина Пикля» (1751 г.) и др. уже утеряны характерные для Филдинга жизнерадостность, оптимизм, вера в доброту человека. Смоллетт вскрывает социальные контрасты своего времени; его кругозор шире и наблюдательность острее, чем у его предшественников. По словам М. Горького, Смоллетт «первый ввел в рамки романа изображение политических тенденций».

Обострение  общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление  в английском Просвещении нового литературного направления —  сентиментализма. Его характерной  чертой является обращение к чувству, как высшему началу жизни. В сентиментализме  отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Политически  еще не осознанное, смутное ощущение противоречий буржуазной цивилизации  находит себе выражение в сентиментальной  меланхолии и обращении к природе. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была так  называемая кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Более значительным является творчество Оливера Голдсмита (1728—1774). В его поэме «Покинутая деревня» и романе «Векфильдский священник» идиллические картины патриархального мира и элегия по поводу его неизбежной гибели сочетаются с трезвой критикой буржуазных порядков.

Информация о работе Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления