Литература второй половины девятнадцатого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа

Краткое описание

Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

 

Фёдор Михайлович Достоевский

(1821-1881)

 

 

 

 

 

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г. Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева. Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были. Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени. Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становиться его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».  9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Гуманизм романа «Преступление и наказание»  
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Эта книга - поиск в лабиринте нравственности. Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой - процентщицей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей. Но ещё задолго до этого родилась теория, в которой он доказывает право сильной личности на убийство. Рассуждая над собственной теорией, молодой человек пришёл к естественному выбору: «Кто же я сам? Тварь, дрожащая или право имеющий?» Естественно, эта теория противоречит принципам гуманизма, а сама постановка вопроса является античеловечной. Убийство старухи отрезало героя от мира. Он замкнулся в себе. Но теория о превосходстве одного человека над другим не погибла в нем. Родион сделал вывод, что он «тварь дрожащая». Но наряду с Родионом Раскольниковым автор представляет и других героев. Большинство этих лиц долго или на мгновение привлекают внимание Раскольникова. Они не задумываются над своей собственной судьбой. Им нет дела до кого-то другого. Эти понятия гуманизма не встречаются там, где каждый человек зол на выпавшую ему долю, где нищета и грязь пожирают его душу, где жизнь ничего не стоит. Автор делает вывод, что самый страшный и самый гуманный суд - это суд совести. В «Преступлении и наказании» поставлены те основные социальные и этические проблемы, которыми мучился автор на протяжении всей своей жизни. Произведение Достоевского невозможно читать без волнения, наверное, потому, что он сам сопереживает всё происходящее с его героями, до предела взволнован их судьбами.

 

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910)

 

 

 

 

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне. В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая. Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь. Осенью 1856 вышел в отставку  и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача, Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод  отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 писатель жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги.

"Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война  и мир" 
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с 
архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом 
восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его 
духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, а в том, что каждый положительный герой романа, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой нации. По мысли Толстого – это так называемое "ролевое начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Безухова, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны": "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной силой, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика литературы конца  девятнадцатого начало двадцатого века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антон Павлович Чехов

(1860-1904)

Антон Павлович Чехов- русский писатель. Отец был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Чехов родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 в Таганроге. Отец - купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. Чехов с детства помогал отцу в лавке. 1868 - поступил в таганрогскую гимназию. 1876 - разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Чехов продолжал учиться, зарабатывая на жизнь репетиторством. 1879 - окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. 1884 - окончив университет и получив звание уездного врача, некоторое время занимался врачебной практикой. С 1879 еще студентом, под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. начал помещать мелкие рассказы в юмористических изданиях. 1884 - первый сборник рассказов "Сказки Мельпомены", 1886 - "Пестрые рассказы", 1887 - "В сумерках". В 1885-1887 - совершается переход Чехова от "мелкой" работы к "труду обдуманному" - начинается вторжение в "область серьеза". В 1890 Чехов совершил поездку на Сахалин, позднее много путешествовал по Европе. 1892 - купил имение Мелихово, в 13 верстах от станции Лопасня. Помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897). В 1896 - премьера пьесы "Чайка", потерпевшей провал на сцене петербургского Александрийского театра. 1898 - после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулез) перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Последние годы постоянно жил в своей усадьбе под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву. Умер Чехов 15 июля (по старому стилю - 2 июля) 1904, Баденвейлер, Германия. 9 июля 1904 тело писателя было доставлено с немецкого курорта в Москву на Николаевский  вокзал. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тема духовной деградации человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Рассказ «Ионыч», как и многие другие произведения Чехова, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной семьи всегда приводили Туркиных, однако на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя. В начале повествования Старцев предстает перед нами милым молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше. Внутренняя эволюция Старцева наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Туркиной, которую он действительно полюбил. Однако в его чувстве нет жизни, нет души, романтика любви оказываются совершенно чуждыми ему. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...». Чехов дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении, у него нет будущего. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели, с которой он даже не пытается бороться. В нём не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.

Иван Алексеевич Бунин

(1870-1953)

 

Родился 10 октября (22 н.с.) в Воронеже в дворянской семье. Детские  годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, под присмотром учителя и воспитателя, "престранного человека", увлекшего своего ученика живописью. В 1881 поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками. В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе существование. В 1891 вышел его сборник "Стихотворения", насыщенный впечатлениями от родной Орловщины. В 1895 опубликован рассказ "На край света", хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. В 1898 выходит сборник стихов "Под открытым небом", в 1901 — сборник "Листопад", за который он удостоился высшей премии Академии наук — Пушкинской премии (1903). В 1909 Бунин стал почетным членом Российской Академии наук. Повесть "Деревня", напечатанная в 1910, принесла ее автору широкую читательскую известность. В 1911 — повесть "Суходол" — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы появилась серия значительных рассказов и повестей: "Древний человек", "Игнат", "Захар Воробьев", "Хорошая жизнь", "Господин из Сан-Франциско". Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия. Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу "Воспоминания" (издана в Париже в 1950). Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. Умер 8 ноября 1953 в Париже.

Особенности стиля  И.А.Бунина

В своих произведениях  Бунин, с одной стороны, показывал  картину своего времени, а с другой — раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных людей и показывая положительные — негодяев. Писатель предполагал, что в экстренных ситуациях у человека нет ни времени, ни возможности маскироваться, и он предстает перед окружающими таким, каков есть на самом деле. И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области «малой» формы прозы — рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра. Примером тому могут служить рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар». На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой, кроме, конечно, имени автора. Но, с другой стороны, есть что-то, что соединяет вообще все бунинские рассказы тонкой, но прочной нитью. Это, безусловно, любовь к человеку и горечь от его несовершенства, от низости некоторых не лучших представителей общества. Подобная авторская горечь прослеживается в рассказе «Господин из Сан-Франциско». В своем рассказе автор обличает бездушие мира богачей, их черствость. В «Господине из Сан-Франциско» указан единственно возможный конец жизни героя, ведь он сам заботился только о материальном благополучии. Его душа очерствела, и не могла больше существовать в подобной обстановке. Иная ситуация складывается в рассказе «Солнечный удар». В нем герои — далеко не бесчувственные, напротив, они способны на сильные душевные порывы. Они с головой окунаются в пучину нахлынувших чувств, но, увы, у каждого из них — своя жизнь, помимо этой случайности, у них налаженный быт и материальное    благополучие. Решиться променять все это на туманную возможность быть счастливыми в любви — это не для них. В этом и трагедия, в этом и суть бунинских произведений. Писателю больно за своих собратьев, которые по каким-либо — глупым, по мнению Бунина — причинам сами калечат свою судьбу.

 

 

 

 

 

 

Александр Иванович Куприн

(1870-1938)

 

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать  после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступает в Московскую военную академию. После окончания учения продолжает военное образование в Александровском училище (1888 - 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889). В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 94 в петербургском журнале "Русское богатство" выходят его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". В 1894 Куприн выходит в отставку, не имея никакой гражданской профессии и малый жизненный опыт. В 1901 переезжает в Петербург, женится на М.Давыдовой, рождается дочь Лидия. В 1907 женится вторым браком на сестре милосердия Е.Гейнрих, рождается дочь Ксения. После Октябрьской революции писатель не приемлет политику военного коммунизма, "красный террор", он испытывает страх за судьбу русской культуры. Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрирует за границу, где проводит семнадцать лет. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Публикует очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака пищевода.

 

Сила и трагизм  истинной любви в произведении «Гранатовый браслет»

У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье. Любимые герои А. И. Куприна стремятся  к любви и красоте, но обрести  прекрасное в жизни, где царят  пошлость и духовное рабство, они  не могут. Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви. В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Куприн считал, что любовь — это дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие. И такая любовь озаряет «маленького человека», телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность. Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной. Он никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» потеря Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Но если любовь может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью. Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ о пробуждении ото сна героини. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры, она ощущает беспокойство. Предсмертное письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь, и будет существовать в ее сознании как воспоминание о таинстве значение которого она не сумела вовремя понять. Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое!..» В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века