Литература второй половины девятнадцатого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа

Краткое описание

Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

Литературное  направление-Символизм

«Символизм» - это литературное течение, сознательно взявшее  символ за основу искусства. Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область «общих», «вечных» идей. Символизм не был явлением внутренне однородным. Он представлял собой сложное, исторически развивающееся литературное направление, связанное с именами крупнейших поэтов начала двадцатого века. В начале 1900-х годов внутри символизма обозначались три течения. Первое течение было представлено группой писателей (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппус и др.), связавших искусство с богоискательскими идеями, с идеями «религиозной общественности». Второе течение (в нём главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт), им было свойственно стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. «Младшие символисты» - А.Блок, А.Белый, В.Иванов, С.Соловьёв, Эллис (Л. Л.Кобылинский) при своём вхождении в литературу выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Соловьёва. В 1910-е года символизма как школы уже не существует. На смену ему приходят новые поэтические течения. Завершил символизм как литературное течение И.Анненский. Именно после его смерти в 1909 году обозначился кризис символизма. В Анненском уже содержаться зерна, и даже ростки дальнейшего развития русской поэзии. Но при этом символисты не отреклись от символизма. Символизм как творчество завершился только с кончиной своего последнего представителя Вячеслава Иванова – в 1949 году.

 

 

 

 

 

Литературное  направление – Акмеизм

«Акмеизм» (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила) называли ещё «адамизмом» (мужественный и твёрдый взгляд на жизнь). Акмеисты: Н.С.Гумилёв, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, Г.И.Иванов, В.Н.Нарбут, Е.Ю.Кузьмина-Караваева – заявили о себе в 10-е годы двадцатого века почти одновременно с футуристами. Важным отличием от футуристов было то, что акмеисты считали себя наследниками символизма. Акмеисты оказались чрезвычайно энергичны в своей деятельности. В 1911-1914 годах они объединились в группу «Цех поэтов», возглавляемую Гумилёвым. Поэзия акмеистов тяготела к воссозданию трёхмерного мира, его предметности. Её привлекал внешний, большей частью эстетизированный быт, «дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) или же подчёркнутый прозаизм житейских реалий. «Цех поэтов» просуществовал недолго, до первой мировой войны. Попытка его возобновления в 1920 году была прервана политикой большевиков в области литературы. Но главным образом конец «Цеха» был связан с расстрелом Гумилёва в 1921 году.

 

 

 

 

 

 

 

Литературное  направление – Футуризм

Заявив о себе, как  и акмеизм, в 10-е годы девятнадцатого века, русский футуризм сразу же повлёк всеобщее внимание - возможно, потому, что в наиболее радикальной форме  отражал дух раскола, который  носился в воздухе времени. Основным его принципом был отказ от старой культуры. Слово «футуризм» происходит от латинского «futurum», т.е. «будущее». Русский футуризм складывается из борьбы и взаимодействия нескольких основных группировок. Кубофутуризм – была самой значительной группой под названием «Гилея». В неё входили братья Бурлюки, Е. Гуро, В. Каменский, А. Кручёных, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. Эгофутуризм – вторая по значительности группа была Игоря Северянина. В неё входили И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Ещё одна группа футуристов, «Центрифуга», в неё входили Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др. Рассвет футуризма пришёлся на время мировой войны и предреволюционные годы. В нём наиболее ярко и радикально отразилась эпоха преобразований с её сложной внутренней правдой, но и с её искусами, кривляньями, подменами. Футуризм, формально прекративший своё существование к началу следующего десятилетия, начал распадаться уже в 1915-1916 годах. Нигилистическая программа футуризма была исчерпана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные потоки русской  литературы двадцатого века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максим Горький

(1868-1936)

 

 

 

Русский писатель, драматург, общественный деятель. Родился 16 марта (28 марта) 1868 в Нижнем Новгороде. Отец - столяр-краснодеревец М.С. Пешков, мать - В.В. Каширина. Рано потеряв отца, подростком работал грузчиком, пекарем. Участвовал в нелегальных народнических кружках. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В мире большой литературы оказался с помощью В.Короленко. В 1899-1900 знакомится с Толстым и Чеховым, сближается с Московским Художественным театром. Принял активное участие в революционных событиях 1905 года. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключен в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 Горький вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты "Новая жизнь", руководимой В. Ленином. С Лениным Горький впервые встретился 27 ноября 1905 в Петербурге. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В 1906 по поручению партии Максим Горький нелегально выехал в Америку, где агитировал в поддержку революции в России. Официальной целью пребывания Горького в США был сбор средств в помощь русским революционерам. Пребывание в США сопровождалось скандальными выступлениями американской общественности и прессы, связанными с тем, что Мария Федоровна Андреева, актриса Московского художественного театра, приехавшая в США вместе с Горьким, была гражданской женой Горького, в то время как в Москве осталась его официальная жена. В 1906-1913 жил в Италии, на о. Капри. Осенью 1921, из-за обострения туберкулезного процесса, уехал лечиться за границу. В апреле 1924 поселился в Италии. В 1928, 1929 приезжал в СССР, а в 1931 Горький окончательно возвратился в Москву. Умер Максим Горький 18 июня 1936 в местечке Горки, под Москвой. Был похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

Образ Луки в  пьесе М.Горького «На дне» 

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как  всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает... Помрешь -отдохнешь...” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную, было веру, и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и, прежде всего чувство человеческого достоинства. Но сам Лука не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Его, правда — утешительная ложь. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.

 

 

Александр Александрович  Блок

(1880-1921)

 

 

Александр Александрович  Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Детство Блока прошло в доме его деда, ректора Петербургского университета, так как родители Александра разошлись. С 1891 года Блок учился во Введенской гимназии, в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 перешел на славяно-русское отделение филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Первые свои стихи Блок написал еще в 5-летнем возрасте, однако серьезно занялся поэзией только с 1900 года. Период 1901 - 1902 годов можно охарактеризовать, как период становления Блока-поэта. Блок - поэт это, прежде всего романтик,  содержанием произведений которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом. Поэтические произведения Александра Александровича Блока впоследствии переведены на многие языки мира. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил восторженно, в 1918 году он пишет поэму "Двенадцать", где матросы-большевики уподоблялись христианам-мессианцам. Став членом Театрально-литературной комиссии осенью 1917 года, Блок затем, с начала 1918 года, работал в Театральном отделе Наркомпроса, весной 1919 года перешел в Большой Драматический театр, где был назначен на должность председателя Режиссерского управления, а с 1920 года работал председателем Петроградского отделения Союза поэтов. Большая общественная работа отнимала у Блока много сил, времени на поэзию не оставалось, к тому же добавились и семейные проблемы. У поэта нарастала депрессия, материальное положение его было тяжелым, болезнь сердца, которой страдал Блок, лечить в условия голодного Петрограда было практически невозможно. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался.

Тема революции  в поэме А.Блока «Двенадцать»

“Революция, как грозовой вихрь, всегда несет новое и неожиданное; он жестоко обманывает многих; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “Двенадцать” - лучшего его произведения. В “Двенадцать” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное начало социалистической революции не получило в “Двенадцать” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, пожалуй, больше от анархической “вольницы», нежели от авангарда Петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции. В основе произведения - конфликт старого и нового. Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. “Вдаль идут державным шагом” - сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение поэмы как величественного памятника Октябрьской эпохи. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии. “Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, - призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

 

Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

 

 

 

 

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в семье  лесничего, в селе Багдади. Учиться  поэт пошел в классическую гимназию, но так и не смог ее закончить в связи с нехваткой денежных средств. Во время учебы он успел познакомиться с революционными стихами, которые оставили первый отпечаток данной тематики. После смерти отца (в 1906) Маяковский вместе с семьей переезжает в Москву. В Москве Владимир продолжает образование, но весьма серьезно начинает заниматься революционной агитацией. За свои действия поэт был трижды арестован и даже отсидел в Бутырской тюрьме. В 1910 году Владимир принял решение посвятить себя искусству и начинает подготовку к поступлению в школу живописи. В 1911 он успешно поступает в школу живописи и знакомится с организатором группы русских футуристов - Д. Бурлюком. В 1914 он был выгнан из училища за публичные выступления. В этом же году вышла в свет поэма «Облако в штанах», вызвавшая немалый интерес у Горького. С 1915 по 1917 год, Маяковский проходит военную службу в Петрограде. Революцию поэт воспринял восторженно, назвав ее «Моя революция». Поэт был одним из деятелей культуры, которые откликнулись на призывы государства, и стал создавать новую идеологию. В октябре 1919 года Маяковский начинает себя проявлять не только как поэт, но и как художник, и создает плакаты в "Окнах РОСТА". С 1922 года начинаются частые поездки за границу. Париж, Рига, Берлин оставляют свой отпечаток на стихах и рассказах Маяковского. В 1925 году поэт отправляется через океан и посещает США и Мексику, где выступает со своими стихами. В 1927 году Владимир объездил около сорока отечественных городов и написал поэму «Хорошо». 14 апреля 1930 года Маяковский резко умирает, архивы его творчества переходят в руки Лили Брик. Через некоторое время она пишет письмо Сталину с просьбой помочь издания произведений Владимира Маяковского. По приказу Сталина были задействованы многие ресурсы, и творчество поэта стало издаваться государственными типографиями.

Тема поэта  и поэзии в творчестве В.В.Маяковского

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей. У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал глаголом жечь сердца людей, милость к падшим призывал. Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Светить всегда, светить везде, так определял задачу поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей. Октябрьская революция поставила перед советской литературой задачу создания нового социалистического искусства. В стихотворении Приказ 2 по армии искусств Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: Товарищи! Дайте новое искусство такое, чтобы выволочь республику из грязи. По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. У Маяковского светило заговорило басом, потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с поэтом. Но вот в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.

 

 

Сергей Александрович  Есенин

(1895-1925)

 

 

 

 

Сергей Александрович  Есенин родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам. Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года. С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов. В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница" В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами. При расколе партии пошел с левой группой. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе; четыре месяца жил в США. В 1924 — 1925 появились такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы". В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек". Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века