Литературное образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературное образование младших школьников.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

Познакомьтесь с примерами детского фольклора. Почему он называется детским? Приведите примеры колыбельных  песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, небылиц-перевертышей, используя сборники детского фольклора и беседы с детьми.

Охарактеризуйте известные вам  подвижные игры, предваряющиеся жеребьевками, считалками, игровыми приговорками и  припевками. Опишите некоторые из них.

приведите примеры словесных игр: заклички и приговорки, скороговорки, дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки.

Что вам известно о "страшилках"?

попытайтесь самостоятельно сочинить отдельные произведения детского фольклора по выбору.

Расскажите о пословицах и поговорках. Чем они отличаются друг от друга?

 

Покажите связь пословиц с живой  речью.

Как вы понимаете термин "загадка"? Верно ли охарактеризовал его  Даль?

Запомните, что "загадка – это  поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность" (В.П. Аникин). Согласны ли вы с этим определением?

Какие типы загадок вам известны?

Назовите темы загадок.

Приведите известные вам загадки. Предложите для разгадывания одноклассникам 5–10 загадок. Примите участие в  конкурсе сообразительных.

Как построена загадка? Приведите  примеры и укажите две ее части: загадка (вопрос) и отгадка (ответ).

Как в загадке зашифрована отгадка?

Определите, являются ли такие загадки, как "Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?" или "Шел  Кондрат в Ленинград…" загадками-задачами.

Приведите примеры загадок-иносказаний, загадок-описаний.

Подберите загадки по темам: жилище, тепло и свет, домашнее хозяйство, двор, сад, огород, домашние животные и т. д.

Назовите художественные особенности  загадок, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты).

Какую роль играют загадки в сказках? Вспомните, какие загадки загадывают мудрые девы. Перечитайте сказки и приведите примеры.

Какие загадки встречаются в  песнях?

Укажите на связь народных загадок  с литературными.

Верно ли, что в загадке открывается  полный простор для творческой фантазии народа?

Основываясь на творческой фантазии, попытайтесь составить свою загадку.

Примите участие в творческой работе: попытайтесь разработать сценарий вечера или утренника по материалам загадок.

Рассмотрите сборники: "Русские  пословицы и поговорки" (М., 1961), "Русские народные пословицы и поговорки" (М., 1965) и напишите сочинение на одну из тем: "Быт русского народа в пословицах и поговорках", "Жизнь человека в русском фольклоре".

Где и когда используются пословицы  и поговорки?

Составьте небольшой рассказ на произвольную тему с использованием пословиц и поговорок.

Прочитайте пословицы и поговорки  разных народов, соотнесите их с русскими национальными. Какие пословицы  отражают народный быт и нравственные чувства народа?

Тема урока: «В гости  к бабушке-хозяйке»

Конспект урока  по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами 

Программное содержание:

• Формировать  представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных  форм (потешки, загадки, колыбельные);

• Объяснить  назначение потешек, загадок, колыбельных;

• Активизировать словарь детей: потешка, потешать, загадка, колыбельная, прибаутка.

• Учить детей  отгадывать загадки, построенные на описании;

• Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

• Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: уголок в классе, оформленный под  русскую избу: с печью, столом, скамейками, деревянной или глиняной посудой, самоваром, люлькой.

Материал: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, русские народные игрушки: петушок, лошадка, мышка (глиняные, вязаные, деревянные или сделанные из соломы, бересты, щепы); музыкальная, мягкая игрушка – кошечка; кукла.

Ход урока:

1 часть. 

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. Мы уже играли с ним. Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым. Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй  дедушка Молчок.

Приходи к нам, помолчим,

Посидим и погрустим.

Где ты, добрый старичок?

Тишина… Пришел Молчок.

Не спугни его, смотри.

Ничего не говори. Тс-с-с…

Ребята, дедушка  Молчок шепнул мне, что приглашает нас  в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:

Летела сова, веселая голова.

Она летела-летела,

На дубок  села.

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела 

И опять полетела.

Пока дети произносят слова, учитель «превращается» в бабушку - хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).

Бабушка-хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала  вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.

  • Знаете ли вы, что такое потешки?

Дети: Это веселые  стишки.

Б-Х: Да. Можно  и так сказать. Раньше, в старину  у нас в России мамы, бабушки  пели для своих деток или внучков  веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали  или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.

Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и  ласково приговаривает:

Ах ты, моя  девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

  • Понравилась вам потешка?
  • Какие ласковые слова вы заметили?

Затем подходит к мальчику, поглаживает его и  приговаривает:

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазорьевый  цветочек,

Сиреневый кусточек.

  • А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
  • Как ласково называют вас ваши мамы?
  • Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да, любим!

Б-Х: Вот и  раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые  еще не умели ходить играли так…

Берет на колени какого-нибудь ребенка, приговаривает  слова потешки и выполняет  соответствующие движения:

Поехали, поехали 

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки …Ух!

А еще вот  так играли:

Опять берет  на колени ребенка и играет с ним.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай 

Переваливай валяй!

Понравились вам  эти игры?

В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

Ребята, для  вас дедушка Молчок приготовил чудесный сундучок. Он предлагает отгадать, что  лежит внутри.

  • Как можно узнать об этом?

Дети: Посмотреть в сундучок.

Пощупать.

Б-Х (пробует  открыть): Не открывается.

Дети: Угадать.

Б-Х: Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка –  это такой короткий рассказ, когда  сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?

Загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие  зубки.

Дети: Мышка.

Б-Х: Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

Слушайте следующую  загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная  бородка,

На хвосте узоры,

На ногах  шпоры.

Дети: Петушок.

Б-Х: Правильно. А сейчас как вы догадались?

Ответы детей. Достает петуха.

Ребята, дедушка  Молчок приготовил еще одну загадку:

Грива на шее  волной,

Сзади хвост трубой,

Меж ушей челка,

На ногах  щетка.

Дети: Лошадка.

Б-Х: Молодцы! И  эту загадку отгадали.

Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Еду, еду  к бабе, к деду!» 

Выполняйте  движения вместе со мной:

Еду-еду к  бабе, к деду

На лошадке  в красной шапке.

По ровненькой дорожке.

На одной  ножке.

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и  прямо.

А потом вдруг  … в ямку!

Бух!

2 часть. 

Б-Х: Ребята, при  помощи потешек деток потешали, веселили, развлекали; загадки придумывали, чтобы дети росли умными.

  • А чему помогают колыбельные?
  • Что такое колыбельная?

Испокон веков  маленьким детям перед сном пели бабушки и мамы колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали  своих детей. Слушая колыбельную, малыш  быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.

Б-Х подзывает  ребенка, берет его на руки, качает и поет колыбельную:

Зыбаю-позыбаю 

Ушел отец за рыбою,

Матушка пеленки  мыть,

Дедушка дрова  рубить,

Бабушка уху  варить,

Чтобы (имя ребенка) накормить.

Б-Х берет другого ребенка и поет другую колыбельную:

Баю-баюшки-баю 

Не ложися на краю.

Придет серенький  волчок,

И ухватит за бочок.

Он ухватит  за бочок 

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый  кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку  не буди.

  • Ребята, громкие или тихие колыбельные песни?
  • Быстрые или медленные?
  • Почему?

Правильно, колыбельные  тихие, медленные песенки, потому что  при помощи колыбельной детей  укладывали спать.

  • Пели ли вам колыбельную ваши мамы или бабушки?

А сейчас я спою вам еще одну колыбельную:

Котя-котенька - коток,

Котя-серенький  хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Маво (имя) качать!

Маво … качать,

Прибаюкивать!

Уж, как я  тебе коту

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

И кусочек пирога.

Котик-коток  часто встречается в потешках, прибаутках, колыбельных. Это ласковое животное приносит в дом уют. Котик – музыкальное животное. Он умеет мурлыкать. Под его мурлыканье дети хорошо засыпали. Вот и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбельку, поместить в нее кота.

Ребята, дедушка  Молчок шепчет мне на ухо, что пора возвращаться в детский сад.

Давайте снова  зажмурим глаза и проговорим волшебные  слова.

(пока дети  проговаривают слова, Б-Х «превращается» в учителя)

Практическое задание  №3

1) Идейно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников возможно осуществлять, используя прием обращения к иллюстрациям художественного произведения, к картинкам художников. Безусловно, с помощью иллюстраций ребенок более глубоко воспринимает облик, характер и быт литературного персонажа. (Литературное чтение. Авторы курса В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова)  

 
Литературное чтение является предметом эстетического цикла, поэтому общая задача курса – расширение представления детей об окружающем мире, гуманитарное развитие человека, воспитание образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры, различать художественные и псевдохудожественные произведения. 
В программе курса "Литературное чтение" на первый план выдвинута задача развития и воспитания личности, поэтому подход к созданию учебника определяется пониманием специфики задач начального обучения, с одной стороны, и пониманием своеобразия литературы как учебного предмета, с другой. Включение в учебник тех или иных произведений определяется как логикой знакомства с элементами литературной системы, так и необходимостью создания нравственных коллизий, эмоционального отклика, творческого посыла. 
В учебнике присутствуют высокохудожественные тексты разного времени и места написания, что способствует формированию критериев художественного вкуса.  
При написании учебников не ставилась цель охватить всю возможную литературу, которую учащиеся должны прочитать за период обучения в начальной школе. На уроке, кроме учебника, могут и должны присутствовать различные книги (в том числе, и хрестоматии). Ведь учебник не может заменить собой "широкий мир литературы", а призван научить в нем ориентироваться. Поэтому в учебнике организована система "выходов" за его рамки. Одним из главных путей расширения читательского поля является интерес учащихся к авторам, с которыми они знакомятся на уроках: желание прочитать "другие" его произведения или познакомиться с полным вариантом текстов, представленных в учебнике с купюрами.

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания к текстам в учебнике направлены на мотивацию перечитывания: с разной интонацией, в разном темпе, со сменой места пауз и логических ударений, с различной громкостью, в разном настроении - это помогает углубить понимание смысла и подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения. 
Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Это помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия.

Информация о работе Литературное образование младших школьников