Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
Познакомьтесь с примерами детского фольклора. Почему он называется детским? Приведите примеры колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, небылиц-перевертышей, используя сборники детского фольклора и беседы с детьми.
Охарактеризуйте известные вам подвижные игры, предваряющиеся жеребьевками, считалками, игровыми приговорками и припевками. Опишите некоторые из них.
приведите примеры словесных игр: заклички и приговорки, скороговорки, дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки.
Что вам известно о "страшилках"?
попытайтесь самостоятельно сочинить отдельные произведения детского фольклора по выбору.
Расскажите о пословицах и поговорках. Чем они отличаются друг от друга?
Покажите связь пословиц с живой речью.
Как вы понимаете термин "загадка"? Верно ли охарактеризовал его Даль?
Запомните, что "загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность" (В.П. Аникин). Согласны ли вы с этим определением?
Какие типы загадок вам известны?
Назовите темы загадок.
Приведите известные вам загадки. Предложите для разгадывания одноклассникам 5–10 загадок. Примите участие в конкурсе сообразительных.
Как построена загадка? Приведите примеры и укажите две ее части: загадка (вопрос) и отгадка (ответ).
Как в загадке зашифрована отгадка?
Определите, являются ли такие загадки, как "Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?" или "Шел Кондрат в Ленинград…" загадками-задачами.
Приведите примеры загадок-иносказаний, загадок-описаний.
Подберите загадки по темам: жилище, тепло и свет, домашнее хозяйство, двор, сад, огород, домашние животные и т. д.
Назовите художественные особенности загадок, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты).
Какую роль играют загадки в сказках? Вспомните, какие загадки загадывают мудрые девы. Перечитайте сказки и приведите примеры.
Какие загадки встречаются в песнях?
Укажите на связь народных загадок с литературными.
Верно ли, что в загадке открывается полный простор для творческой фантазии народа?
Основываясь на творческой фантазии, попытайтесь составить свою загадку.
Примите участие в творческой работе:
попытайтесь разработать
Рассмотрите сборники: "Русские пословицы и поговорки" (М., 1961), "Русские народные пословицы и поговорки" (М., 1965) и напишите сочинение на одну из тем: "Быт русского народа в пословицах и поговорках", "Жизнь человека в русском фольклоре".
Где и когда используются пословицы и поговорки?
Составьте небольшой рассказ на произвольную тему с использованием пословиц и поговорок.
Прочитайте пословицы и
Тема урока: «В гости к бабушке-хозяйке»
Конспект урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
Программное содержание:
• Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);
• Объяснить назначение потешек, загадок, колыбельных;
• Активизировать словарь детей: потешка, потешать, загадка, колыбельная, прибаутка.
• Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;
• Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: уголок в классе, оформленный под русскую избу: с печью, столом, скамейками, деревянной или глиняной посудой, самоваром, люлькой.
Материал: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, русские народные игрушки: петушок, лошадка, мышка (глиняные, вязаные, деревянные или сделанные из соломы, бересты, щепы); музыкальная, мягкая игрушка – кошечка; кукла.
Ход урока:
1 часть.
Учитель: Ребята,
я предлагаю вам сегодня
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Ребята, дедушка Молчок шепнул мне, что приглашает нас в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:
Летела сова, веселая голова.
Она летела-летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
Пока дети произносят слова, учитель «превращается» в бабушку - хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).
Бабушка-хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.
Дети: Это веселые стишки.
Б-Х: Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.
Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Дети: Да, любим!
Б-Х: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
Берет на колени какого-нибудь ребенка, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку … Бух!
Из ямки …Ух!
А еще вот так играли:
Опять берет на колени ребенка и играет с ним.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай
Переваливай валяй!
Понравились вам эти игры?
В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.
Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил чудесный сундучок. Он предлагает отгадать, что лежит внутри.
Дети: Посмотреть в сундучок.
Пощупать.
Б-Х (пробует открыть): Не открывается.
Дети: Угадать.
Б-Х: Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Мышка.
Б-Х: Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей. Достает из сундучка мышку.
Слушайте следующую загадку:
На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
Дети: Петушок.
Б-Х: Правильно. А сейчас как вы догадались?
Ответы детей. Достает петуха.
Ребята, дедушка Молчок приготовил еще одну загадку:
Грива на шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка.
Дети: Лошадка.
Б-Х: Молодцы! И эту загадку отгадали.
Физкультминутка.
А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Еду, еду к бабе, к деду!»
Выполняйте движения вместе со мной:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке.
На одной ножке.
В старом лапоточке.
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо.
А потом вдруг … в ямку!
Бух!
2 часть.
Б-Х: Ребята, при помощи потешек деток потешали, веселили, развлекали; загадки придумывали, чтобы дети росли умными.
Испокон веков маленьким детям перед сном пели бабушки и мамы колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.
Б-Х подзывает ребенка, берет его на руки, качает и поет колыбельную:
Зыбаю-позыбаю
Ушел отец за рыбою,
Матушка пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Бабушка уху варить,
Чтобы (имя ребенка) накормить.
Б-Х берет другого ребенка и поет другую колыбельную:
Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди.
Правильно, колыбельные тихие, медленные песенки, потому что при помощи колыбельной детей укладывали спать.
А сейчас я спою вам еще одну колыбельную:
Котя-котенька - коток,
Котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Маво (имя) качать!
Маво … качать,
Прибаюкивать!
Уж, как я тебе коту
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
И кусочек пирога.
Котик-коток часто встречается в потешках, прибаутках, колыбельных. Это ласковое животное приносит в дом уют. Котик – музыкальное животное. Он умеет мурлыкать. Под его мурлыканье дети хорошо засыпали. Вот и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбельку, поместить в нее кота.
Ребята, дедушка Молчок шепчет мне на ухо, что пора возвращаться в детский сад.
Давайте снова зажмурим глаза и проговорим волшебные слова.
(пока дети проговаривают слова, Б-Х «превращается» в учителя)
Практическое задание №3
1) Идейно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников возможно осуществлять, используя прием обращения к иллюстрациям художественного произведения, к картинкам художников. Безусловно, с помощью иллюстраций ребенок более глубоко воспринимает облик, характер и быт литературного персонажа. (Литературное чтение. Авторы курса В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова)
Литературное чтение является
предметом эстетического цикла, поэтому
общая задача курса – расширение представления
детей об окружающем мире, гуманитарное
развитие человека, воспитание образованного
читателя и чуткого слушателя, способного
ориентироваться в мире культуры, различать
художественные и псевдохудожественные
произведения.
В программе курса "Литературное чтение"
на первый план выдвинута задача развития и воспитания
личности, поэтому подход к созданию
учебника определяется пониманием специфики
задач начального обучения, с одной стороны,
и пониманием своеобразия литературы
как учебного предмета, с другой. Включение
в учебник тех или иных произведений определяется
как логикой знакомства с элементами литературной
системы, так и необходимостью создания
нравственных коллизий, эмоционального
отклика, творческого посыла.
В учебнике присутствуют высокохудожественные
тексты разного времени и места написания,
что способствует формированию критериев
художественного вкуса.
При написании учебников не ставилась
цель охватить всю возможную литературу,
которую учащиеся должны прочитать за
период обучения в начальной школе. На
уроке, кроме учебника, могут и должны
присутствовать различные книги (в том
числе, и хрестоматии). Ведь учебник не
может заменить собой "широкий мир литературы",
а призван научить в нем ориентироваться.
Поэтому в учебнике организована система
"выходов" за его рамки. Одним из главных
путей расширения читательского поля
является интерес учащихся к авторам,
с которыми они знакомятся на уроках: желание
прочитать "другие" его произведения
или познакомиться с полным вариантом
текстов, представленных в учебнике с
купюрами.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.
Навык осознанного,
правильного, беглого и выразительного
чтения вырабатывается при размышлении
над особенностями текста в процессе его
слушания и перечитывания с различными
целями. Вопросы и задания к текстам в
учебнике направлены на мотивацию перечитывания:
с разной интонацией, в разном темпе, со
сменой места пауз и логических ударений,
с различной громкостью, в разном настроении
- это помогает углубить понимание смысла
и подобрать наиболее точную манеру чтения
соответственно особенностям текста.
Подбор текстов разного вида, жанра, стиля
позволяет применять разные словесные
и несловесные средства чтения: модуляцию
речи, паузы, логическое ударение, тембр
и темп чтения.
Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные
элементы учебника, приложения и проч.),
так и вне его, в справочной литературе.
Это помогает формировать общеучебное
умение работы с учебником (умение найти
нужное место в уже прочитанной книге,
умение листать и бегло просматривать
уже изученный текст). При этом развивается
умение сравнивать - одно из важных общеучебных
умений и способов действия.
Информация о работе Литературное образование младших школьников