Литературное образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературное образование младших школьников.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

Структура учебника является обучающей и делает явной не только для учителя, но и для ученика логику проникновения в глубь литературной системы. 
Основой работы на уроке в 1 классе является разворот учебника (1). Каждый разворот предъявляет новую эстетическую или исследовательскую проблему, выявляет какую-либо коллизию. Следующий разворот развивает только что понятое, открытое. Продвижение вперед осуществляется только путем решения возникающих противоречий, развязывания "интеллектуальных узелков", организации исследовательской деятельности школьников. 
В учебниках 2-4 классов авторы предлагают ученику стать исследователем, отправиться в далекое прошлое, узнать о том, как объяснял и понимал окружающий мир древний человек, как воспринимал действительность человек прошедших эпох. Методический аппарат учебников предоставляет маленькому исследователю помощь в самостоятельном поиске информации: вводится специальный справочный раздел "Совет консультантов", к которому отсылает учеников текст учебника. 

 Главный прием, который используется в учебниках, - это создание условий для сравнения. Сравнение текстов, принадлежащих разным родам литературы, разным стилям речи, жанрам, разному историческому времени, разным авторам. Продвижение вперед осуществляется по спирали в соответствии с общей логикой развития сознания. Сначала учебник предлагает сравнения разнородных явлений, очевидные противопоставления. Затем ведется работа по сопоставлению близких явлений и пониманию их особенностей, что предполагает более тщательное всматривание, пристальный сравнительный анализ. Ученики не раз возвращаются к одному и тому же явлению, но по разным основаниям и на разных уровнях сложности. 
Вся работа нацелена на то, чтобы школьник смог "открыть для себя", что настоящий художник может увидеть то, что до него никто не замечал, и выразить это поособому; что литературное произведение несет в себе открытие, секрет, загадку, чудесную тайну, которая открывается чуткому читателю. 

Работа над развитием личностного восприятия художественного текста в развернутом виде представлена в вопросах и комментариях к произведениям. Эта идея поддерживается системой работы с иллюстрациями в учебнике, а также ссылками на явления визуальной культуры. 
Комментарии и вопросы к рисункам в учебнике призваны пробудить фантазию ребенка, предполагают возможность вариаций. Зачастую в задании предлагается попробовать свои силы, создать свой образ. Учебник создает атмосферу непринужденного разговора о литературе, в котором равноправно участвуют авторы произведений, авторы учебника, учитель, ученики. Через авторскую речь в вопросах, заданиях, комментариях учебник пытается вовлечь ученика в стихию разговорного общения, живую игру слов.

Литературное чтение - интегрированный курс. Во 2-4 классе на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку. Это помогает ребенку обнаружить общее начало у разных видов искусства - их образность, с другой стороны, дать почувствовать специфику языка каждого вида искусства. Если в учебниках 1 и 2 классов приводятся отдельные живописные репродукции, то в учебниках 3 и 4 классов есть раздел "Картинная галерея", к которой предусмотрена целая система вопросов и заданий 1. Это позволяет научить ребенка ориентироваться в мире КУЛЬТУРЫ. В развитие этой линии курса Издательским домом "Федоров" подготовлены ресурсы на CD: фонохрестоматия, содержащая музыкальные произведения для прослушивания на уроках, и электронная "Картинная галерея" - репродукции произведений живописи, включённых в учебники 3-4 класса, а также анализируемых в методическом пособии "Волшебный мир картины". 
Литература - ИСКУССТВО слова. Специфику художественного слова дети начинают постигать с первых уроков, сравнивая научный и художественный текст, рассматривая жанровые отличия рассказа, сказки, стихотворения. Эти три жанра наиболее понятны и близки ученику начальных классов, именно они оказываются в центре внимания детей в процессе изучения литературы в 1-4 классах. 

     

На протяжении всех четырех лет ведется работа с лентой времени, которая представляет образ направленного потока времени. Помещая на нее имена поэтов и писателей, ученик получает начальные представления о течении литературного процесса. 
Одна из задач курса - воспитание чувства юмора. Дети учатся понимать природу смешного, работают с рубрикой "Совет", сами сочиняют веселые советы, исследуют тайны юмористического рассказа. 
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (отзыв, рецензия).

Красочное оформление учебников не просто оформительский прием: иллюстрации несут большую содержательную нагрузку. Так, например, в учебниках 3-4 классов шмуцтитул (7) рассматривается на уроке детально, и ребенок открывает для себя то новое, что поможет ему освоить материал данной главы.

  

На  перекрестке разных по своей природе  эстетических переживаний (переживания  удивления и наслаждения от красоты  слова, - с одной стороны, и удовольствия от своей собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, приобщения к разгадке тайн творчества, с другой стороны) формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьезного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства. 
Курс литературного чтения готовит вдумчивого, неравнодушного, ориентирующегося в мире культуры читателя и рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников.

Рассмотрим, как  организуется работа с помощью учебника. В начале главы о тайнах искусства дети знакомятся с пейзажем в литературе, живописи и музыке, приходя к пониманию специфичности средств выразительности в разных видах искусств. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утес" - шаг на пути открытия этих средств. 
Чтобы организовать работу с текстом, уйти от привычного ответа на вопросы после прочтения, неизбежно разрушающего восприятие, автор предлагает сформулировать эти вопросы детям: 
- Поставь вопрос "почему" к каждому выделенному слову. 
- Почему тучка "золотая"? - Почему "на груди утеса-великана"? - Почему "тихонько плачет он"? - Почему "в пустыне"? - Почему остался "влажный след в морщине"?

 
Школьники еще как минимум дважды самостоятельно читают текст: чтобы  сформулировать вопрос и чтобы найти  на него ответ.

При таком углубленном анализе рождается понимание того, что это стихотворение вовсе не о природе, а о человеке, о его одиночестве. 
Далее, читая авторский комментарий, осознаем смысл слова "олицетворение", приходим к пониманию нового понятия. Продолжая работать над темой "Олицетворение как поэтический и живописный прием", задаемся вопросом: может ли художник пользоваться этим приемом, и рассматриваем репродукции картин Чюрлёниса и Рериха. Картина Чюрлёниса называется "День". Попробуем вглядеться в картину: можно ли говорить, что это обычная пейзажная зарисовка?

 
-Что вы видите? Дети замечают живых существ - людей. 
- Каких людей вы видите? - Что делает "белый" - человек-облако? - А каков жест его руки? - Почему вы так думаете? - Кроны деревьев тоже напоминают голову и руки живого существа. Что он делает? - Художник назвал свою картину "День". Вам не хотелось бы дополнить это название каким-то эпитетом?

Приходим к  выводу: художник "оживил" (олицетворил) пейзаж.

Значит, и поэт, и художник могут использовать прием  олицетворение. 
Учитель обсуждает с детьми, почему единственный вопрос при рассмотрении темы "Олицетворение" автор задает "суперагентам". Дети делают вывод о том, что только очень внимательный читатель, зритель, слушатель может понять замысел автора произведения.

  1. Проведите анкетирование среди учителей начальных классов. Какой вывод можно сделать на основе статистической обработки данных? Какими вопросами можно дополнить анкету? Предложите свой вариант анкеты.

 

Анкета для учителей

 

    1. Часто ли Вы используете дополнительные иллюстрации на уроках чтения?
    2. Работаете ли Вы со сравнением иллюстраций разных художников к одному художественному произведению?

 

    1. Используете ли Вы в своей работе прием обращения к иллюстрациям к художественному тексту; если ДА, то какой?
    2. Знакомите ли Вы учеников с художниками-оформителями?
    3. Беседуете ли Вы по иллюстрациям литературно-художественных произведений?
    4. Иллюстрируете ли Вы вместе с детьми произведения?
    5. Сравниваете ли Вы рисунки детей с иллюстрациями учебника?
    6. Сравниваете ли Вы с детьми название произведения и иллюстрацию к нему?
    7. Рассказываете ли Вы по иллюстрации о чём произведение?
    8. Пересказываете ли Вы произведение по иллюстрации?
    9. Подбираете ли Вы пословицы и поговорки к иллюстрациям?
    10. Составляете ли Вы картинный план по произведению?
    11. Характеризуете ли Вы героев произведения по иллюстрации?

 

Вывод: Детская книга, с самых первых моментов своего самостоятельного существования, начинает пользоваться картиною, как весьма существенным дополнением своего текста.

 

Частое  обращение к  иллюстрациям даёт положительный  результат в работе над произведением  и полное осознавание печатного  текста.


Информация о работе Литературное образование младших школьников