Любовная лирика в творчестве С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Творчество великого русского лирика Сергея Есенина не однозначно вошло в жизни русского читателя. Его литературная деятельность прошла несколько этапов: от признания и рукоплескания, до критики и суровой цензуры на родине (до середины 50-х годов XX века), наконец, признания классикой советской литературы. После решающих политических изменений в нашей стране, когда творческая деятельность перестала подвергаться суровой цензуре, изучение творческого и жизненного пути Есенина поднялось на более высокую ступень. В большом количестве литературы, посвященной поэту, основное внимание уделяется внешним сторонам его жизни: кабацким похождениям, скандальным выходкам, женитьбе на Дункан и пр. Продолжаются обсуждения и попытки в открытии сенсационных заявлений по поводу его гибели. Все эти биографические особенности не позволяют в полной мере раскрыть внутренний мир поэта.

Содержание

Введение 3
1. Анализ присутствия темы любви в творчестве Есенина 6
1.1 Влияние детского восприятия на развитие личности и духовный мир поэта 6
1.2 Развитие любовной лирики в соответствии с этапами творческого пути 10
2. Любовь к женщине как «сокровенное» в лирике Есенина 16
2.1 Любовь юности - прототипы Анны Снегиной 16
2.2 «Я искал в этой женщине счастья» 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - стихи Есенина.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

2.2 «Я искал в этой женщине счастья»

У Есенина было несколько  официально зарегистрированных отношений  с женщинами, гражданских браков и простых увлечений. Есенин относился  к своим женщинам потребительски. Он хотел от них всего — ласки, нежности, заботы, устройства домашнего  очага, детей, сам же ничего им не давал, кроме стихов и тяжких забот о себе. В семейных делах у поэта не было простой житейской мудрости, которая дается всем мало-мальски развитым людям. В делах житейских, в любви Есенин пребыл в состоянии “не от мира сего”. Его страстное увлечение той или иной женщиной разбивалось об его поэтическую натуру лирика, выражавшуюся в непосредственности и искренности. Именно поэтому женщины, способные относится к нему как к ребенку, становились его женами.

Ближе всех к пониманию  Есенина как человека и поэта подошла Галя Бениславская, которая долгие годы его любила, материально поддерживала, обеспечивала жильем. В одном из своих писем к ней (из Ленинграда, 15 августа 1924 года) Есенин писал:

“Галя милая! Я очень  люблю Вас и очень дорожу Вами…Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…”

В одном из своих писем  Есенин отказался от любви Гали Бениславской, написав ей, что она похожа на мужчину. Но это не остановило ее любви к нему. После гибели поэта Галя застрелилась на его могиле.

Первой гражданской  женой Есенина была Анна Изряднова, с которой они стали жить в 1914 году, ей и была посвящена первая любовная лирика Есенина. В 1917 году поэт влюбился в актрису Зинаиду Райх и прожил с ней в браке 5 лет. В 1922 году Сергей Александрович повторно женился на танцовщице Айседоре Дункан, которая была старше его на 18 лет.

Зинаида Николаевна Райх (1894 – 1939) - ведущая актриса театра Мейерхольда. Скудно говорят о ней в критической литературе, связанной с именем Сергея Есенина. Отчасти в этом повинен сам поэт, всего однажды бегло упомянувший о Райх в автобиографии, помеченной 20 июня 1924 года: «1917 произошла моя первая женитьба на Зинаиде Райх в 1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 – 1922 годов»[4, с. 156].

Развод, состоявшийся в 1921 году, не означал полного разрыва – З. Райх  прочно соединила свою судьбу с Мейерхольдом, Есенин делал попытки обрести новую семью, но они продолжали, видится, и эти встречи, видимо, причиняли обоим боль.

Пути Есенина и Зинаиды  Рейх скрестились в необыкновенное время, между Февральской и Октябрьской  революциями, в канун великих  исторических свершений. Есенин был окрылён и счастлив сознанием своих неисчерпаемых поэтических возможностей; оба были молоды, независимы, хороши собой, полны нерастраченных сил, оба жили в предвкушении близких и радостных перемен. Тем, кто видел их вместе в то время, вероятно, казалось, что они созданы друг для друга: синеглазый, золотоголоваый Есенин и темноволосая, с глазами как вишни, удивительно женственная Райх. Время показало, что этот союз был чреват противоречиями.

Орешин вспоминает, с  какой радостной и немного  забавной гордостью Есенин уже про первом знакомстве заговорил о том,  что он не одинок, у него есть своё гнездо, семья: «…Я, брат, жену люблю! Приходи к нам… Да вообще… так нельзя… в одиночку!»[10] с. 263] . Нельзя считать случайностью, что созданная зимой 1918 года «Инония», поэма о счастливом граде будущего, «где живёт божество живых», в черновом автографе имела посвящение «З. Н. Е.», что может быть расшифровано только однозначно: «Зинаиде Николаевне Есениной».

У Зинаиды Райт и Есенина  рождаются два ребенка: девочка и мальчик. Отцовство не смогло сохранить их брак. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом.

Нелегок был разрыв и  для Есенина. «Любил ли он кого? Я  думаю, любил только первую жену…  У него не было постоянной любви, кроме  той…» - не без оснований замечает Георгий Устинов. После разрыва  с Райх Есенин позволял любить себя, принимал заботы о себе – так было с Дункан, Бениславской, Толстой. Находил источник творческого воодушевления в красивых чуть-чуть придуманных отношениях с Шаганэ Тальян, с Августой Миклошевской. Но подлинной любви, настоящей семьи уже не было. («Скучаю по своим детям», - жаловался он Ройзману на вопрос, что гнетёт его).

- Какая у меня жизнь?  Где она? Да у меня даже  своего угла нет!.. Нет у меня  ничего!» - вспоминает слова Есенина Пётр Орешин. Даже в 1924 году, когда, казалось бы, всё уже улеглось, когда им владели иные чувства и страсти, Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:

Но ты детей

По свету растерял,

Свою жену

Легко отдал другому,

И без семьи, без дружбы,

Без причал

Ты с головой

Ушёл в кабацкий омут.

В этом стихотворении раскрывается вся скорбь поэта, от потери самого любимого в жизни человека. Стихотворение было написано в 1924 году когда Есенин уже осознал всю тягостность разгульного, пьяного, и по сути никчёмного существования. Вообще всё стихотворение «Письмо от матери» – это укор самому себе.

Короткий ураганный  роман был с Айседорой Дункан. Потеряв двоих детей в автомобильной катастрофе, Дункан отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Она говорила, что Есенин напоминает ей умершего сына.

  Именно материнской  ласки ему не хватало, и он  искал её во всех встреченных  женщинах. Не случайно, все они  были старше его. Разница в  возрасте с Дункан была самой  значительной – 18 лет. 

Айседора приглашает Есенина в турне по Европе с группой лучших учениц. Чтобы ускорить оформление документов, они решили зарегистрировать свой брак. Это произошло в Москве 2 мая 1922 года.  Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей Европе и Америке будто слепой, ничего не желая знать и видеть. Но что интересовало жадно – это судьбы соотечественников, оказавшихся после революции на чужом берегу – без родины.

Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе (поездка  заняла 15 месяцев), а осенью разошлись.

 «Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине  счастья

А нечаянно гибель нашёл…» 

[«Пой же, пой. На  проклятой гитаре»1922 ]

Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия  по Европе стал цикл «Москва кабацкая».  В любом стихотворении этого цикла, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…», ощущается резкая смена интонаций, стиля обращения к женщине и создаваемом женском образе. Меняется структура стиха, исчезает напевность:

Сыпь, гармоника… Скука… Скука…

Гармонист пальцы льёт волной.

Пей со мнойю, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали  –

Невтерпёж.

Что ж ты смотришь так  синими брызгами?

Иль в морду хошь?

Любовь низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния. («Дорогая, я плачу, прости… прости…»).

Поэт демонстративно выставляет на показ всю мерзость кабацкого омута, в которую он погрузился и который его ничуть не радует., не утешает, а наоборот – тяготит. Недаром в самом первом стихотворении цикла («Да! Теперь решено, без возврата…») это пристанище названо «логовом жутким», во втором («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…») оно «чадит мертвячиной», а о развесёлых её обитателях сказано: «Бесшабашность им гнилью дана».

Пора расстаться с  озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

[«Пускай ты выпита  другим…»1923

Даже на минуту невозможно себе представить, что в лирике Сергея Есенина отсутствуют такие её шедевры, как «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…» «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер чёрные брови насопил…». Между тем, этих знаменитых и любимейших в народе стихотворений не было бы, если бы не случилась встреча поэта с ещё одной женщиной – Августой Леонидовной Миклашевской (1891 -1977). Этот любовный роман – наиболее романтический и возвышенный в жизни Есенина. Ни одной возлюбленной он прежде так не поклонялся, ни одна другая не пробудила в его душе особенную творческую струю, которая выплеснулась вдруг неожиданным и для него самого целым поэтическим циклом под общим заглавием «Любовь хулигана», сложившийся у Есенина к концу 1923 года. Исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда и никому не обещал:

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошёл за тобой

Хоть в свои, хоть в  чужие дали…

В первый раз я запел  про любовь,

В первый раз отрекаюсь  скандалить.

                                  [«Заметался пожар голубой…» ]

Поэт осуждает то, что  было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной бессмысленной  лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает  «слова самых нежных и кротких  песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. 

Чувство к Миклашевской не было мгновенным и спонтанным. Они очень много бродили по Москве, ездили за город и там  подолгу гуляли. - Я с вами, как гимназист… - тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался.   Есенин трезвый был очень застенчив.  «Много говорилось о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намёка на грубость».[12, с. 13]

Поэт, так объяснялся в любви к ней:

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

                             [«Ты такая ж простая, как все…» ]

Есенин, никогда не придавал значения возрасту женщины:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне  осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне

Дороже юности и лета.

Ты стала нравиться  вдвойне

Воображению поэта.

                            [«Пускай ты выпита другим…» 

  В следующих стихотворениях Есенин заклинает её снова и снова: «Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых – Всё явилось, как спасенье Беспокойного повесы». Уверяет что его ничуть не пугает то, что «Чужие губы разнесли Твоё тепло и трепет тела».

Увидев Августу однажды  на улице, Есенин соскочил с извозчика, подбежал к ней и сказал: «Прожил  с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение». И тут же тихо прочитал ей:

Вечер чёрные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у  двора.

Не вчера ли я молодость  пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

                         [«Вечер чёрные брови насопил…»  ]

По сути дела, это новая клятва и гимн всё той же любви:

Позабуду я мрачные  силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик  милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой,

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

                            [«Вечер чёрные брови насопил…»  ]

  «В последний раз, - пишет Миклашевская, - я видела  Есенина в ноябре 1925 года, перед  тем как он лёг в больницу (клинику неврозов).   Был болен мой сын. Я сидела возле его кроватки. Поставила ему градусник и читала вслух.   Вошёл Есенин и, когда увидел меня возле моего сына, прошёл тихонько и зашептал:

- Я не буду мешать…

  Сел в кресло  и долго молча сидел, потом  встал, подошёл к нам.

- Вот всё, что мне  нужно, - сказал шёпотом и пошёл.

Третий брак Есенина состоялся в 1925 году с Софьей Толстой.

«Я понимаю, что привлекло  Есенина, уже уставшего от своей  мятежной и бесшабашной жизни, к  Софье Андреевне. Это были действительно  уже иные дни, иной период его биографии. В этот период он стремился к иной жизни» - пишет Ткаченко. В 1924 году были написаны "Песнь о великом походе", "Поэма о 36" (о "клокочущем пятом годе"). В том же году появилась баллада о двадцати шести комиссарах, стихотворение о Ленине: "Еще закон не отвердел..." Тогда же (1925) было опубликовано большое программное стихотворение "Мой путь". Это был взгляд в будущее и в то же время оглядка на прошлое.

Ну что же?

Молодость прошла!

Пора приняться мне 

За дело,

Чтоб озорливая душа

Уже по-взрослому запела...

И пусть иная жизнь  села

Меня наполнит

Новой силой...

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, показывают презрение ко сякой неправде  и расчету в человеческих отношениях.   Поэт гневно осуждает « Напоенную  ласкою ложь»,  он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Мечта о чистой, возвышающей человека любви была одним из сквозных мотивов лирики Есенина. Об этом написано стихотворение «Листья падают, листья падают…»:

Что желать под житейскою ношею,

Проклиная удел свой и  дом?

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под  окном.

Информация о работе Любовная лирика в творчестве С. Есенина