М.Ю. Лермонтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:37, реферат

Краткое описание

Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить

Содержание

Введение.
1.Корни.
2.Детство и юность.
3.Творчество.
3.1 Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ.
4.Вторая ссылка на Кавказ. Дуэль.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

     Стихи  Лермонтова точно и  сильно выразили народное горе  и негодование. Их списывали  в книжных лавках, в кондитерских, на улице, заучивали наизусть. Эти стихи распространились по Петербургу, Москве, по всей стране в тысячах списков, их переписывали за границу. «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», - писал В.В Стасов. Писатель В.А. Соллогуб так определил значение этого стихотворения: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова».

          Стихи Лермонтова «Смерть поэта» распространялись в двух редакциях – первоначальной, без заключительных 16 строк, и в окончательной, наиболее резкой редакции. Случилось так, что при дворе и в Третьем отделении некоторое время об этих  стихах судили по первой редакции и не находили в них ничего недопустимого. Но в середине февраля до Бенкендорфа дошел полный текст стихотворения «с прибавлением». Лермонтова арестовали. Он содержался в одной из комнат верхнего этажа здания Главного штаба. К арестованному пускали только его камердинера, приносившего обед. Как рассказывает А.П. Шан-Гирей, Лермонтов «велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички» написал несколько стихотворений, и среди них: «Когда волнуется желтеющая нива», «Сосед», «Узник», «Молитва» и другие. Лермонтова перевели в нижегородский драгунский полк, который более тридцати лет находился в Закавказье и почти непрерывно принимал участие в войне с горцами. Перевод Лермонтова в этот полк означал отправку опального поэта в действующую армию, где он мог быть убит в одном из походов или умереть от свирепствовавшей там лихорадки. Здесь Лермонтов познакомился с другом сосланных на Кавказ декабристов, умным и смелым в своих суждениях доктором Н.В. Майером, которого вскоре под именем доктора Вернера вывел среди действующих лиц «Княжны Мери». У Н.М. Сатина произошла встреча Лермонтова с В.Г. Белинским. Они резко поспорили и разошлись; но через три года в Петербурге поэт и великий критик встретились  снова, и на этот раз поняли, и оценили друг друга. В ссылке Лермонтов пробыл несколько месяцев, потом, благодаря стараниям бабушки, его перевели, с возвращенным чином, сначала в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк в Новгородской губернии, а потом в лейб-гвардии Гусарский полк в апреле 1838 года.

           Несмотря на то, что в ссылке он пробыл не долго, он успел сильно измениться в нравственном отношении. Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы. Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри». И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение «Мцыри», несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова, тоже из московского периода: «написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал… Страстная душа томится. Идеалы». В основе «Демона» лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. «Мцыри» и «Демон» дополняют друг друга. Разница между ними — не психологическая, а внешняя, историческая. Демон богат опытом, он целые века наблюдал человечество — и научился презирать людей сознательно и равнодушно. Мцыри гибнет в цветущей молодости, в первом порыве к воле и счастью; но этот порыв до такой степени решителен и могуч, что юный узник успевает подняться до идеальной высоты демонизма.

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  4. Вторая ссылка на Кавказ. Дуэль.

        16 февраля на балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Причиной ссоры Лермонтова с де Барантом стали сплетни, дошедшие до де Баранта, которые по его мнение распространял Лермонтов. Тогда де Барант обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Де Барант сказал, что во Франции он знал бы, как кончить это дело. Лермонтов ответил, что в России строго следуют правилам чести и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. Следует подчеркнуть, что во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Дуэль состоялась 18 февраля 1840 года в 12 часов дня за Черной речкой (!) на Парголовской дороге. Секундантом Лермонтова был А.А.Столыпин (Монго) - его друг и двоюродный дядя, секундантом де Баранта - граф Рауль д'Англес. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову, и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись. Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду. 14 марта была напечатана пародийная повесть В.Соллогуба "Большой свет" в угоду императрице, и в героях повести были узнаваемы в карикатурном виде Лермонтов и Столыпин.  Сидевший под арестом на Арсенальной гауптвахте Лермонтов через А. Браницкого 2-го пригласил Э. де Баранта для личных объяснений по поводу своих письменных показаний о том, что на дуэли он выстрелил в сторону (в воздух), что оскорбило де Баранта, так как дуэль выглядела для него неопасной. Самовольное, тайное от охраны свидание состоялось 22 марта в 8 часов вечера. Лермонтов заявил, что он действительно стрелял в сторону и это показание смягчит ему наказание, а если его объяснение не устраивает де Баранта, то он готов впоследствии снова встретиться с ним на дуэли. Де Барант от новой дуэли отказался и отбыл во Францию.

          Лермонтов был отправлен вторично в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев. Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил. Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова "Герой нашего времени" раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк. По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А.Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх - ехать в отряд, а если решеткой вверх - ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: "В Пятигорск, в Пятигорск!" Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым.    

           Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки. В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище "Мартышка". Зато он был очень самолюбивым. Отец Мартынова - статский советник, владевший с 1798 года селом Знаменским под Москвой. Мартынов не только понимал превосходство Лермонтова над ним, но и признавал его поэтический и художественный талант, прощая Лермонтову и в военной школе, и при последующих встречах в Москве его язвительные насмешки и колкости. Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Но в феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. История темная. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Помня о мечте Мартынова дослужиться до генерала, можно полагать, что ушел он в отставку отнюдь не по собственному желанию. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Да и в Петербурге ему было делать нечего среди его знакомых. Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. 2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде, к которой тот представлялся за участие в осенней экспедиции (военных действиях) в 1840 году. Этот факт подтверждает вынужденный уход Мартынова с военной службы в отставку. Отказ в награде Мартынову состоялся за 10 дней до его ссоры с Лермонтовым и, значит, нервы Мартынова были взвинчены этим отказом накануне ссоры (однако неизвестно: дошло ли известие об отказе в награде Мартынову из Петербурга в Пятигорск до его ссоры с Лермонтовым). Надо подчеркнуть, что до дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. И один важный момент: Мартынов, почти ровесник Лермонтова и его однокашник по военной школе, был все-таки майором в отставке, а Лермонтов (может быть, из-за "крамольных" стихов и дуэли с де Барантом) был только поручиком. Поэтому Мартынов мог рассчитывать на уважительное отношение к нему Лермонтова, а тот насмехался над ним по-прежнему. В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе. Он пишет отцу из Екатеринодара: "Триста рублей, которые вы мне послали через Лермонтова, получил, но писем никаких, потому что его обокрали в дороге, и деньги эти, вложенные в письме, также пропали; но он, само собой разумеется, отдал мне свои..." 6 ноября Е.А.Мартынова пишет из Москвы сыну Н.Мартынову, что жаль пропавших писем, посланных с Лермонтовым, и обвиняет Лермонтова в том, что эти письма он будто бы распечатал и прочел. А 25 мая 1840 года Мартынова пишет сыну Николаю из Москвы, что Лермонтов еще в городе и почти каждый день посещает ее дочерей, находящих большое удовольствие в его обществе, несмотря на то, что Мартыновой его посещения всегда неприятны. Таким образом, мать Н.Мартынова относилась к Лермонтову неприязненно, стремясь и своему сыну внушить неприязнь к поэту. В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. Видимо, князь Васильчиков, отец которого был приближенным Николая I, оскорбленный колкостями и эпиграммами на него Лермонтова, исподтишка натравливал на поэта Мартынова. В наше время на странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки печатными буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: "Подлец Мартышка", то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Скорей всего, Мартынова "подбили" на эту эпиграмму враги Лермонтова, и, хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его "горцем с большим кинжалом.

        Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и Лев Сергеевич Пушкин - младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь С.Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано - перед ссорой - стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде. Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным "горцем с большим кинжалом", который может убить. К несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно прозвучали в большом зале. Все, что копилось годами в душе Мартынова, против обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу. Да и его мать постоянно внушала сыну неприязнь к Лермонтову. Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Мартынов "взорвался" и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. Между прочим, по словам Э.А. Шан-Гирей, свидетельницы ссоры, на ее замечание поэту после этой ссоры, но еще до вызова на дуэль: "Язык мой - враг мой", - Лермонтов ответил спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями". Лермонтов не воспринял эту ссору всерьез, не думая о ее возможных последствиях. Но после этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения произошедшей ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль. Получается, что Лермонтов сам спровоцировал эту дуэль и главной ее причиной стал язвительный, задиристый характер поэта и, конкретно, его острый язык. Ведь Мартынов знал о дуэли Лермонтова с де Барантом, знал, что Лермонтов хороший стрелок и храбрый человек. Как же не герой Мартынов, к тому же позднее заявлявший, что он почти не умел стрелять из пистолета, решился вызвать Лермонтова на дуэль?! Что толкнуло его на вызов: крах военной карьеры, насмешки над ним Лермонтова и окружающих, подстрекательство врагов поэта, оскорбление при даме, к которой он был неравнодушен, и, наконец, отчаяние? Или он просто был уверен, что Лермонтов стрелять в него не будет? Как бы то ни было, дуэль стала неизбежной.

            Обстоятельства дуэли остаются не выясненными до сих пор. У Лермонтова должно было быть два секунданта: Столыпин – родственник поэта и Трубецкой – друг поэта. Но из-за начавшейся бури они не смогли доехать до места дуэли во время. Лермонтов принял дуэль с двумя секундантами: Глебовым и Васильчиковым. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте - у Перкальской скалы. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). А ведь такие условия могли быть только при тягчайшем оскорблении! Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова и вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх. В этот момент Мартынов выстрелил. Пуля пробила легкие и сердце поэта, вызвав моментальную смерть. Никто не знает успел ли Лермонтов выстрелить в воздух, так как показания дуэлянтов были противоречивы. Мартынов и Васильчиков отправились в город за врачом и людьми, а Глебов остался с телом поэта. Через несколько часов Мартынов вернулся без врача, но с людьми. и тело поэта перевезли в дом Чиляева, где он жил вместе со Столыпиным. На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А.Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы, где его и погребли 23 апреля 1842 года в фамильном склепе Арсеньевых, рядом с могилой его матери. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

                                                  Заключение.

         Более  ста девяноста лет прошло со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Давно умерли его современники и даже внуки и правнуки тех, кто с ним встречался, кто его знал лично. В далекое прошлое отошла крепостническая Россия. Неузнаваемо изменился облик нашей страны и жизнь ее народов. Однако наследие Лермонтова, как и все лучшее, что создано гениальными художниками и мыслителями прошлого, живет в нашем сознании, входит в нашу социалистическую культуру. 
        Мы ценим в творчестве Лермонтова мужественную веру в лучшее будущее, горячую любовь к народам и природе родной страны, убеждение в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу. Нас восхищает не только сила протеста поэта против всякого застоя, самодовольства и пошлости, но и требование, чтобы человек был свободен и счастлив на прекрасной земле. Для Лермонтова смысл жизни заключался в борьбе  за лучшее будущее человечества. Всем этим он близок и дорог нам. 
        В истории русской литературы Лермонтов продолжил дело Пушкина, создателя нового русского литературного языка и основоположника нашей классической литературы. Вот почему его имя по праву поставлено Белинским непосредственно после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя.

        Наследие Лермонтова не только исторический документ, не только летопись отошедшей в прошлое эпохи. Для нас творчество великого поэта – живой родник, неисчерпаемое богатство. Наследие Лермонтова стало достоянием широких народных масс, оно живет в сознании не только  русского народа, но и в культуре братских народов многонациональной нашей Родины. Поэт вышел за пределы своего времени. Его слово «звучит как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Тем самым он – соучастник наших замыслов, наших дел, наших свершений.  
 

                                     
 
 
 
 
 

                                    Список литературы. 

  1. Манулов В.А., Михаил Юрьевич Лермонтов, пособие  для учащихся,        

         изд. 2-е Л., «Просвещение», 1976.

  1. Белинский В.Г., полн. собр. соч., изд-во АН СССР, 1954.
  2. Герцен А.И., собр. соч. в 30-ти томах, изд-во АН СССР, 1956.
  3. Добролюбов Н.А. собр. соч. в 9-ти томах, 1963.
  4. Вырыпаев П.А., Лермонтов. Новые материалы к биографии, Воронеж,1972.
  5. Юрий Прохоров. Роковые дуэли: Пушкин и Лермонтов.
  6. www.wikipedia.org
  7. www.feb-web.ru
  8. www.wordweb.ru

Информация о работе М.Ю. Лермонтов