Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:37, реферат
Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить
Введение.
1.Корни.
2.Детство и юность.
3.Творчество.
3.1 Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ.
4.Вторая ссылка на Кавказ. Дуэль.
Заключение.
Список литературы.
Святое
место! помню я, как сон,
Твои кафедры, залы,
коридоры,
Твоих сынов заносчивые
споры:
О боге, о вселенной
и о том,
Как пить: ром с чаем
или голый ром;
Их гордый вид пред гордыми
властями,
Их сюртуки, висящие
клочками.
Бывало, только восемь
бьет часов,
По мостовой валит народ
ученый.
Кто ночь провел с лампадой
средь трудов,
Кто в грязной луже,
Вакхом упоенный;
Но все равно задумчивы,
без слов
Текут... Пришли, шумят...
Профессор длинный
Напрасно входит, кланяется
чинно, -
Он книгу взял, раскрыл,
прочел... шумят;
Уходит, - втрое хуже.
Сущий ад!..
От университетских
занятий в 1831 году Лермонтова сильно отвлекла
обострившаяся распря между отцом и бабушкой.
Вскоре после того как Лермонтову исполнилось
16 лет, Юрий Петрович снова предъявил отцовские
права, и Арсеньевой с трудом удалось удержать
около себя любимого внука. В начале 1831
года Юрий Петрович написал завещание,
в котором обращался к сыну: «Хотя ты еще
и в юных летах, но я вижу, что ты одарен
способностями ума, - не пренебрегай ими
и всего больше страшись употреблять оные
на что-либо вредное или бесполезное…
Благодарю тебя, бесценный друг мой, за
любовь твою ко мне и нежное твое ко мне
внимание, которое я мог замечать, хотя
и лишен был утешения жить вместе с тобою…
Прошу тебя уверить свою бабушку, что я
вполне отдавал ей справедливости во всех
благоразумных поступках ее в отношении
твоего воспитания и образования и, к горести
моей, должен был молчать, когда видел
противное, дабы избежать неминуемого
неудовольствия…Скажи ей, что несправедливости
ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно
и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно,
она полагала видеть во мне своего врага,
тогда как я был готов любить ее всем сердцем,
как мать обожаемой мной женщины!..». Трудно
сказать, в какой степени эти слова были
искренни и соответствовали действительности,
несомненно, только стремление Юрия Петровича
оправдаться перед сыном. 1 октября 1831
года Юрий Петрович умер от чахотки в своем
Кропотове.
Во время своих поездок на Кавказ Лермонтов познакомился с горскими легендами и песнями. Позднее, следя за журналами, в которых довольно часто публиковались всевозможные сведения о быте, верованиях и мифологии горских народов, Лермонтов еще глубже узнал русский фольклор. Так с детских лет в сознании поэта вошли образы Азраила, злого духа Шайтана, кавказского Прометея Амирана (Амрана) и др. Когда Лермонтов прочел «Кавказского пленника» Пушкина, он лучше многих взрослых, не знакомых с Кавказом, мог оценить, насколько верно в этой первой романтической поэме воссоздал Пушкин быт и обычаи горцев, не говоря уже об удивительно точных картинах природы. «Кавказский пленник», как и остальные романтические южные поэмы Пушкина, произвел на юного Лермонтова громадное впечатление.
Вскоре знакомство с «
С тринадцати летнего возраста, и чем дальше, тем чаще, Лермонтов постоянно встречался с людьми, которые общались с Пушкиным или были тесно связанны с его литературным или бытовым окружением. Так, например, А.З. Зиновьев, близкий друг М.П. Погодина, конечно, многое знал о Пушкине, о его замыслах, его литературных друзьях; позднее в пансионе Лермонтов слышал о Пушкине от преподавателей Мерзлякова, Раича, Дубенского. Никто не знает, когда Лермонтов впервые познакомился с произведениями Пушкина. «Кавказским пленником» тогда зачитывались многие, особенно на Кавказских минеральных водах каждый считал своим долгом прочесть или перечесть эту поэму. Вероятно, именно на Кавказе в 1825 году Лермонтов впервые прочел «Кавказского пленника», а может быть, и «Бахчисарайский фонтан». Во всяком случае, в первую зиму в Москве мальчик был уже увлечен поэзией Пушкина и с этих пор Пушкин стал для него самым любимым поэтом и учителем. Как сказано выше, в первое время Лермонтову очень нравились и были близки романтические, «южные» поэмы Пушкина, а реалистический метод «Евгения Онегина» он оценил позднее. В первых поэмах Лермонтова обнаруживаются не только следы воздействия Пушкина, но и других авторов, с которыми в это время знакомится юный поэт под руководством А.З. Зиновьева. Так, в «Черкесах» мы встречаем иногда даже без изменений стихи из «Княгини Натальи Борисовны Долгорукой» И.И. Козлова, «Освобождения Москвы» и «Причудницы» И.И. Дмитриева, «Абидосской невесты» Байрона в переводе И.И. Козлова. Но обилие источников свидетельствует лишь об исключительно цепкой литературной памяти и широкой начитанности юного поэта.
По меткому выражению Белинского, именно «с легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, странною кипучей жизнью смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровью сынов ее и подвигами ее героев. И Кавказ – это колыбельная поэзии Пушкина – сделался потом и колыбельною поэзии Лермонтова».3 Вместе с тем в статье 1840 года «Стихотворения М.Лермонтова» Белинский убедительно показал, Пушкин и Лермонтов отразили в своих произведениях два различных периода в истории русского общественного развития: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».4 В условиях николаевской цензуры Белинский не мог упомянуть о восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге и о разгроме декабристов. Но именно это событие имел он, конечно, в виду, говоря о рубеже, который резко отделил время, когда создавались первые лирические стихотворения Пушкина, в том числе и его политические стихотворения «Вольность», «Деревня», от времени, когда выступил в русской литературе молодой Лермонтов. Об этом впервые сказал Герцен в книге «О развитии революционных идей в России»: «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым».5
Лермонтов страдал, когда
Лермонтов писал не только в своей комнате, но и на ночных дорогах, на постоялых дворах, на почтовых станциях, на дежурствах в полковой казарме, под арестом на гауптвахте, на биваках, в походной палатке у солдатского костра. Всматриваясь в бескрайние просторы родины, слушал он протяжные песни ямщиков, гребенских казаков и казачек. Так, в общении с народом возникли его «Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека» и многое другое.
Народность Лермонтова –
То же самое отметил и оценил в творчестве Лермонтова и Н.А. Добролюбов: «Десять стихов Лермонтова скажут вам о его характере, взгляде, направлении гораздо больше, нежели о каком-нибудь новейшем пиите десятки стихотворений, в которых он, кажется, и мыслит, и чувствует. Это оттого, что там вы видите самостоятельное, живое, личное воззрение поэта, а здесь все мысли – готовые, чувства – рутинные…».7
В жизни и гибели Лермонтова
много неясного и даже
3.1 Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ.
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Он написал энергическую оду, в которой заклеймил низкие интриги, предшествовавшие дуэли, - интриги, затеянные министрами – литераторами и журналистами – шпионами…
А.И Герцен «О развитии революционных
идей в России».
Вечер 27 января 1837 года… По Петербургу разнеслась ужасная весть: Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли. В это время Лермонтов был болен и его лечил доктор Н.Ф. Арендт, навещавший умирающего Пушкина. От Арендта Лермонтов узнал о предсмертных страданиях Пушкина, о том, что надежды на спасение быть не может. 29 января в 2 часа 45 минут пополудни Пушкин умер.
Под впечатлением разноречивых толков и споров о дуэли и гибели Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Первоначально оно оканчивалось словами: «И на устах его печать». Лермонтов, по-видимому, не был лично знаком с Пушкиным, но он верно понял и передал душевное состояние великого поэта и его непримиримый конфликт со светским Петербургом. Лермонтов охарактеризовал убийцу как аристократа – космополита, одного из многих авантюристов-пришельцев, которые легко устраивали свои дела в николаевской России. До нас дошел один из черновиков этого стихотворения. Показательно, в каком направлении шла работа.
Его противник хладнокровно
первоначально написал Лермонтов. Но затем он нашел более выразительные слова:
Сошлись, противник хладнокровно
Навел удар… надежды нет…
В окончательном тексте Дантес прямо назван убийцей:
Его убийца хладнокровно
Вскоре, через несколько дней после смерти Пушкина, когда в придворных кругах стали раздаваться голоса в защиту Дантеса, Лермонтов приписал последние 16 строк, в которых точно указал, кто был истинным вдохновителем убийства великого русского поэта. В той заключительной части стихотворения нет ни слова о Дантесе. Лермонтов обращается к придворной аристократии, которая злобно преследовала Пушкина и избрала Дантеса орудием мести.