Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Доказать необходимость изучения творчества Маяковского в школе (в 11 классе)

Задачи:
Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
Проанализировать существующие т.з. по данной теме
Проанализировать программы по литературе (11 класс)
Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Литературоведческий анализ творчества В. Маяковского…4
1.1. Лирика как род литературы. Основные признаки…………4
1.2. Новаторство лирики В.В. Маяковского……………………5

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе......................................................................................................10
2.1. Особенности восприятия лирики В.В.Маяковского учащимися 11-х классов………………………………………………10
2.2. Лирика В.В.Маяковского в школе. Анализ программ и учебников………………………………………………………………11

Глава 3. Разработка урока на тему «Маяковский и футуризм»…….19

Заключение .............................................................................................23

Список использованной литературы …………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Mayakovskij-1646.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Следует проанализировать как предлагают действующие программы по литературе изучать творчество В. Маяковского в 11 классе.

Программы по литературе с углубленным изучением литературы (11 класс)

 

 

 

 

для подробного изучения

для общего рассмотрения

по выбору учителя

под ред. А.Г. Кутузова

 

«Прозаседавшиеся,

«Послушайте»,

«Облако в штанах»,

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное»,

«Лиличка!»

 

 

«Сергею Есенину»,

«Нате!»,

«Письмо Татьяне Яковлевой»,

«Дешёвая распродажа»,

«Надоело»

под ред. Г.А. Обернихиной

 

«Прозаседавшиеся», «Послушайте»,

«Облако в штанах»,

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное»,

«Нате!»,

«О дряни»,

«Во весь голос» (только вступление)

 

 

«Разговор с фининспектором»,

«Клоп»,

«Баня»,

«Хорошо»,

«Про это»

под ред. М.Б. Ладыгина

 

«Прозаседавшиеся»,

«Послушайте»,

 

«Облако в штанах»,

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное»,

«Лиличка!»,

«Письмо товарищу Кострову о сущности любви»,

«Разговор с фининспектором»,

«Во весь голос»

 

«Письмо Татьяне Яковлевой»,

«Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Флейта-позвоночник», «Левый марш»

 

«Кпоп», «Баня»

 

ред. Г.И. Беленького. Авторы-составители М.М. Голубков, Е.Б. Скороспелова

 

«Прозаседавшиеся», «Послушайте»,

«Письмо товарищу Кострову о сущности любви»,

«Разговор с фининспектором»,

«Письмо Татьяне Яковлевой»,

«О дряни»,

«Во весь голос»

«Облако в штанах»,

«Клоп»,

«Люблю»

 

под ред. Г.И. Беленького. Авторы-составители Г.Н. Ионин, Н.Н. Скатов, Л.М. Лотман и др.

 

«Прозаседавшиеся», «Послушайте»,

«Облако в штанах»,

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное»,

«Лиличка!»,

«Письмо товарищу Кострову о сущности любви»

 

 

«Сергею Есенину»,

«Дешёвая распродажа», «Во весь голос»,

«Про это» (фрагментарно)

 

 

 

Во всех этих программах курс строится на историко-литературной основе. «Только исследуя внутреннюю структуру текста, ее связи с социально-исторической жизнью, изучая лирический текст как в структурно-семантическом, так и в историко-культурном контексте, можно и в школьном анализе добиться более глубокого понимания и более оригинальных и самостоятельных интерпретаций» [26].

Во всех программах теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Так как преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения.

В программе под редакцией М.Б. Ладыгина все произведения, отобранные для изучения – изучаются в полном объёме. Также здесь подробно обозначено какие темы на примерах каких стихотворений рассматривать. Авторы этой программы предлагают изучить такие темы: основные этапы жизни и творчества В.В. Маяковского, особенности ранней лирики поэта, образ города в его лирике, Маяковский и революция, сатира Маяковского, тема любви, тема поэта и поэзии, новаторский характер и лирический пафос поэзии. Подробно изучить поэму «Облако в штанах». Поговорить о Маяковском как о драматурге и изучить пьесы «Баня» и «Клоп».

В программе под редакцией Г.А. Обернихиной на обзорные темы выделяется больше времени, когда ученики знакомятся с общими закономерностями литературного процессами, что позволяет при изучении монографических тем сократить количество часов, актуализируя полученные знания. Творчество В.Маяковского – отдельная тема, но о Маяковском говорится и в обзорной  теме «Поэзия серебряного века». Эта программа предлагает для рассмотрения следующие темы: жизненный и творческий путь поэта, понятие о лирике и лирическом герое, художественные принципы В. Маяковского, Маяковский и футуризм, акцентный стих, особенности рифмовки, сатира и гротеск, разнообразие тематики ранней лирики поэта, любовная стихия в творчестве Маяковского, мироощущение, одиночество поэта в дореволюционной лирике, тема революции, тема будущего, понятие о посмертной славе и в пьесах «Баня» и «Клоп» - обличение мещанства и бюрократизма. В этой программе большое внимание обращается на межпредметные связи. Актуализированы причинно следственные связи искусства и жизни.

Программа под редакцией А.Г. Кутузова составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем, а количество часов отводимых на изучение разделов и тем, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.

В этой программе акцент делается на знакомство с художественным миром писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.  

Эта программа предлагает для изучения такие темы: Маяковский и футуризм; образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность; жажда «немыслимой любви», сплав личного и социального в лирике; основные темы и мотивы лирики; послеоктябрьское творчество В.Маяковского: традиции и новаторство, подробное изучение поэмы «Облако в штанах»; новаторский характер творчества В.Маяковского.

Две программы под редакцией Г.И.Беленького отличаются тем, что предлагают разные произведения и разные темы для изучения творчества поэта. В программе Г.Н. Ионина, Н.Н. Скатова, Л.М. Лотмана и др. творчество Владимира Маяковского предлагается изучать более подробно, чем в программе М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспеловой. Эта программа определяет такие темы для изучения в разделе, посвященном В.Маяковскому: Жизнь и творчество, мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенной любви» в ранней лирике, поэма «Облако в штанах» как концентрированное выражение мотивов раннего Маяковского, трагизм и сила протеста лирического героя, личное и общественное в послереволюционном творчестве Маяковского, взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего, сатира Маяковского, поэтическое новаторство. Программа М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспеловой тоже предлагает начать с темы «Жизнь и творчество Маяковского», с обобщением изученного ранее, и следующие темы: основные мотивы лирики В.Маяковского, образ лирического героя, сатира в поэзии В.Маяковского, тема любви и элементы поэтики футуризма. В двух этих программах присутствует раздел «Для самостоятельного чтения», который есть и в других программах, но только в программы под редакцией Г.И.Беленького рекомендуют произведения В.Маяковского.

 

Наиболее удачным и содержательным на сегодняшний день представляется учебник – «Русская литература XX века. 11 класс» (под ред. В. В. Агеносова). Во-первых, в статье «Биография поэта»  биографические сведения о поэте даются в строгой связи с его творчеством, вследствие чего подвергаются тщательному отбору. Дается основное, могущее составить в представлении учащихся цельную картину жизнетворчества поэта.  Статья содержит важные новые сведения о поэте. Так, признается, что вступление В.Маяковского в самую массовую литературную организацию постреволюционного времени - РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) было заведомо провальным, так как с рапповцами у В.Маяковского было мало общего. В статье автор говорит и об усиливающемся осознании поэтом того, что эпоха революции, которой он "сознательно и бесповоротно"посвятил свое творчество, все более утрачивала свои светлые идеалы и все менее понимала его. Во многом отсюда вырвавшееся из сердца признание «Я хочу быть понят моей страной, / А не буду понят - / что ж. / По родной стране / пройду стороной, / Как проходит / косой дождь», снятое поэтом из концовки стихотворения "Домой!".  В статье «Художественный мир поэта» должным образом объясняются все главные особенности стиховой системы поэта. Говорится о поисках В.Маяковским новой формы для стиха, должного обладать действенной, взрывной силой, и о насыщенности "митинговой" поэзии В.Маяковского агитационным ораторским пафосом. Из поиска новых художественных средств для создания образа нового человека выводится новаторство в области лексики, образности, ритмики, графической организации стиха. Так, например, введение В.Маяковским в свои стихи слоя разговорной лексики, вульгаризмов объясняется целями их демократизации, стремлением дать слово дотоле "безъязыкой" улице. Приводится в статье подробное обоснование изменениям, которые претерпевали ритмика и рифмика поэта. Доступно объясняется, что такое тонический стих и чем он отличается от классических поэтических размеров, а также почему поэт выносит в рифму самые главные слова в строке. Говорится в статье и об осознании поэтом того, что, подчиняя стих агитационно-утилитарным задачам, он "становился на горло собственной песне" и эту "песню" обеднял. В.Маяковский пытался противопоставить художественности иные критерии оценки: «Я меряю по коммуне стихов сорта». При этом он понимал, что «стих <...> лишается самоценности, попадает в зависимость обслуживаемого им комплекса идей. <...> Отсюда - все усиливающееся чувство неудовлетворенности» . 
Кроме того, раздел учебника, посвященный творчеству В.Маяковского, содержит глубокие «Вопросы для повторения», «Вопросы и рекомендации для самостоятельного анализа», интересные "Темы сочинений" и список «Рекомендуемой литературы», содержащий отнюдь не тенденциозные официальные источники, а многие новые, в том числе и явно оппозиционного по отношению к поэту характера, как, например, довольно спорная книга Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» . Все это делает учебник по русской литературе XX века для 11 класса под редакцией В. В. Агеносова на сегодня одним из лучших пособий для учителя при ознакомлении учащихся с творчеством В. Маяковского.

 

 

Разработка урока на тему «Маяковский и футуризм»

Курс литературы для старших классов должен строится на максимально углублённом изучении небольшого числа произведений. Вместе с тем в курсе литературы нужно сочетать анализ отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов.

«Углубленное рассмотрение отдельного поэтического произведения способно привести читателя к пониманию тех или иных сторон исторического движения русской поэзии. Современные стиховеды убеждены, что, читатель должен владеть знаниями, необходимыми для понимания определенных литературных явлений, и это помогает ему ощутить значение различных смысловых и эстетических компонентов стихотворения. Углубленный разбор произведения искусства слова учит читателя вникать в неповторимую прелесть художественного текста, способствует развитию вкуса, свойственной грамотному читателю эстетической культуры» [26].

Знакомить старшеклассников с творчеством В.Маяковского можно, делая акцент на том, что лирический герой В.Маяковского похож на подростка. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок подросткам любых эпох. Но поскольку подростковый психологический комплекс выражен поэтом в форме художественной, причем подчеркнуто условной, гиперболической и даже гротескной, то для значительной части его сегодняшних духовных родственников он продолжает оставаться неузнаваемым. Одна из первых задач учителя  — проявить сходство, обеспечить контакт. Для этого читаются стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!» или подобные им дерзко неординарные ранние строки. Им и будет посвящен первый урок, который одновременно должен задать лейтмотив всем последующим. «Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия» [12].

 

Урок 1:

 

В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ

 

 

Эпиграф к уроку : Только мы — лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

  В. Маяковский

 

Лекционная часть:

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности В.Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма.

 

Маяковский и футуризм

 

  • У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них была все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности»; во-вторых, признать право поэта на «увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами».

 

  • Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве — поиски новых формальных приемов, цель поэзии — самоценное, «самовитое» слово.

 

 

  • Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда — экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия — такую цель ставили перед собой футуристы.

 

  • Творчество молодого В.Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу», выступал на футуристических вечерах, диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск В.Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.

 

  • На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это — улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж — городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры», «Адище города». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь».

Информация о работе Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе