Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы изучения художественных произведений на уроках чтения.
Задачи исследования: - Изучить и проанализировать литературу по данной теме; - Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………… 5
2. Эстетическое предназначение уроков чтения………………………………….. 9
3. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов……………….. 12
4. Методы изучения произведений на уроках чтения…………………………… 16
Заключение…………………………………………………………………………… 23
Литература…………………………………………………………………………… 25
Приложение 1………………………………………………………………………… 27
Приложение 2………………………………………………………………………… 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 81.99 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………… 5

2. Эстетическое предназначение уроков чтения………………………………….. 9

3. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов……………….. 12

4. Методы изучения произведений на уроках чтения…………………………… 16

Заключение…………………………………………………………………………… 23

Литература…………………………………………………………………………… 25

Приложение 1………………………………………………………………………… 27

Приложение 2………………………………………………………………………… 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение  книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких  технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется  процесс чтения, теряется интерес  к нему. Из-за этого замедляются  и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие  задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых  они должны иметь представление  в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.           Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь – всестороннее и гармоническое развитие личности, – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Однако опыт работы, например, В.А. Сухомлинского, позволяет утверждать, что были, да и сейчас есть, педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.        И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.          Учебники по чтению  предусматривают изучение отечественных классиков. Младшие школьники знакомятся с такими писателями   как В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.З. Суриков, Н.А. Некрасов,  М.Е. Салтыков-Щедрин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин. Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия.          Таким образом, на уроках чтения в начальных классах актуально решение задачи становления развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах».      Цель исследования: определить методы изучения художественных произведений на уроках чтения.        Объект: Уроки чтения в начальных классах.     Предмет: Изучение творчества А.С. Пушкина детьми младшего школьного возраста.            Гипотеза: Если методически изучать произведения А.С. Пушкина на уроках чтения в начальных классах, то  восприятие их детьми будет эффективнее.   Задачи исследования:           - Изучить и проанализировать литературу по данной теме;     - Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;              - Определить цели и задачи уроков чтения;       - Рассмотреть творчество А.С. Пушкина в рамках программы начальных классов;              - Разобрать методы изучения произведений на уроках чтения.

 

 

     

 

 

 

  1. Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста.           Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка. Это новые условия жизни, новые контакты, новые требования, принципиально новый вид деятельности, значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки и … постоянное ежедневное в течение 10 – 11 лет функциональное напряжение, а нередко и перенапряжение. В школе и за школьными уроками дети проводят до 70% времени бодрствования, на фоне и под влиянием учебных нагрузок растет ребенок, идет формирование его организма. И от того, насколько эти нагрузки соответствуют возрастным возможностям детского организма, от того, какую "физиологическую цену" платит организм за интенсивный и длительный учебный процесс, зависит физическое и психическое здоровье детей.  Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?    Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.        Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны (. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая диференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.        В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.         Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.)    Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.           Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.     Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.          Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения .              

 

 

 

 

                        2. Эстетическое предназначение уроков чтения.   Основная цель уроков чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.   Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, сжато, выборочно, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.  Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно, читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.(1)      Важнейшим условием литературного образования  младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.      Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.     Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.   Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.     Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).         На уроках литературного чтения, при работе над произведением, необходимо показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитывать личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления, любознательности, наблюдательности.           Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе с учениками стараться понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не иначе. Постоянно поддерживать творческую речевую деятельность детей. Давать возможность каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному, оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения. Учить находить средства выражения авторской позиции, стараться создать атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор произведения, и учитель, и ученики.        Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

 

 

 

 

 

3. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов   Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.         Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный гений великого поэта, видевшего окружающий мир единым, не умещается ни в какие узкие рамки. Так же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы.    Как поэт Пушкин стремился быть доступным читателям всех возрастов, о чем прямо заявил еще в начале творческого пути. Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого, – говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова». И этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни. (14)    Пушкин писал только для читателей, одаренных от природы поэтическим чутьем и поэтому способных понять его творения. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов. Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал Гоголь, который сам живо интересовался вопросами воспитания и написал несколько статей на эту тему.           В статьях о Пушкине, а также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми.      В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. Однако в школьные программы творчество Пушкина вошло не сразу.   Начиная с конца 50-х годов XIX века, произведения Пушкина входят в гимназические программы. В 1856 г. от поступающих в Московский университет требовали знания некоторых его произведений и основных фактов из его жизни. Значительно полнее представил Пушкина детям и юношеству Н. Г. Чернышевский в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения». В ней автор отдавал предпочтение фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность поэта, показал его место в русской литературе. В приложении к книге он поместил для детского и юношеского чтения 19 стихотворений поэта и отрывки из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина».         Двери начальной школы для произведений Пушкина впервые широко открыл Ушинский, который в своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» предложил школьникам более сорока произведений поэта и отрывков из них. С тех пор русская школа не расстается с творчеством великого поэта. К творчеству великого Пушкина не только не зарастает, но все более расширяется «народная тропа». Из 695 стихотворений великого поэта примерно третья часть (225 стихотворений) доступны и интересны читателям детских и юношеских библиотек. Лирические стихотворения Пушкина многослойны. Читатель каждого возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического развития, душевного состояния, постигает доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.         Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.           За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.  Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.  Рассмотрим  систему  изучения  творчества  А.С.  Пушкина  по учебной программе. Поэзия и проза поэта воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение  многих  лет  его  взросления.   Подготовкой  к  литературному чтению  по  данной  программе  служит  слушание  образцовых произведений  А.С.  Пушкина,  куда  вошли  поэтические  произведения поэта, например, «Под голубыми небесами» исключительно для литературного  слушания.  В  последующих  классах  слушание продолжается, развивая у учащихся  умение  воспринимать произведение на слух адекватно авторскому замыслу. Во втором классе продолжается работа  по изучению творчества А.С. Пушкина. В программу включены такие стихотворения как «Осень», «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя», «Птичка»,  также «Сказка о рыбаке и рыбке».   Второклассники правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения, поэтому   на этом этапе учащиеся начинают изучение сказок писателя.       В третьем классе в круг чтения уже входят стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», «В тот год осенняя погода…», «Гонимы вешними ручьями…», «Зимнее утро» (отрывок),   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В III классе продолжается формирование читателя уже на более сложных, но доступных текстах, обогащается его читательский опыт за счет расширения круга знакомства с писателем.              В четвертом классе учащиеся работают с такими произведениями как «Если жизнь тебя обманет…», «Няне», «Унылая пора...», «Сказка о царе Салтане  и о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о   прекрасной царевне Лебеди», учатся сравнивать произведения, выполнять работы творческого характера, продолжается работа над структурой художественного произведения.

 Произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.  

 

 

4.Методы изучения  произведений на уроках чтения    Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой.      Исходя из этого, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным  текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез.(16)          Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя    является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия. Остановимся на каждом из этих этапов.          Первичный синтез (первичное восприятие текста). Основные задачи первичного восприятия – это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального восприятия произведения.       Первичное восприятие текста (чтение произведения целиком), как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Во втором классе в обязательном порядке рекомендуется чтение учителем вслух. В 3-4 классах могут быть использованы и другие приемы:           - чтение текста специально подготовленными детьми;     - чтение текста детьми по цепочке;         - комбинированное чтение – когда учитель и вызванные дети  читают попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: наиболее трудные для чтения фрагменты, диалоги, описательные   отрывки,   начало   произведения, кульминационную часть, заключительные строки произведения (т.е. концовку).   Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной     реакции    детей    на    произведение    и    их    понимания общего   смысла  произведения.  Самый  удобный  для  этого  прием – беседа.     Беседа после первичного восприятия, прежде всего, должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:                     - Понравилось ли  вам произведение?                  - Что вам особенно  понравилось?                   - Было  ли  страшно вам?  Когда?                   - А что вызвало ваш смех?                     - Когда героя было  жалко?                    - А было  ли  вам стыдно  за  главного  героя?  Почему? И т.д.    Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми  и  быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа  может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает  анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемные вопросы могут быть самыми разными, но именно этот факт и повлечет за собой чтение и обдумывание произведения.       Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.    Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитывать понравившиеся отрывки. У детей такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пережить» произведение.           Творческие работы на уроке по вторичному синтезу: ыразительное   чтение  произведения   с   последующим   обсуждением        вариантов прочтения; составление  плана  произведения;  словесное  и  графическое  рисование  картин; пересказ  литературного  текста; чтение  по  ролям; инсценирование.         Остановимся  на  некоторых  прием     Составление плана произведения способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.           Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов, но ни в коем случае оно не должно  превращаться в пересказ  произведения. Цель  словесного  рисования – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен  задать  детям три вопроса:             - Что будет нарисовано?  (Содержание);              - Как будут расположены объекты на картине? Что на  переднем плане,  что вдали,  что справа,  что слева,  что будет изображено  на середине,  в какой позе  и т. д.  (Композиция);                 - Какие краски  лучше взять для картины?  (Цветовое решение). Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного  рисования становится основным.                 Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.               Пересказ – это устное изложение содержания литературного текста. Редкий урок проходит без пересказа, ибо пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку. Разнообразие видов пересказа повышает уровень речевого развития детей.

Информация о работе Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах