Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: разработка упражнений, направленных на обучение приемам сжатия на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с вопросом развития речи в начальной школе.
2.Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии.
3. Проанализировать различные УМК по русскому языку с целью выявления упражнений, направленных на развитие речи, а именно связанных с приемами сжатия текста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка……………………….………………………………………………….....5
Текст как основное средство обучения на уроках русского языка…………………………………………………………………5
Изложение – средство развития связной речи у младших школьников. Виды изложений…………………………………….10
Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия текста)……………………………………………………..15
Глава 2. Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка……………………………………………………………………………..20
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку……………………………………………………………………………..20
2.2. Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста на уроках русского языка…………………………….26
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………34
Нами были разработаны упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами, их использование позволит подготовить младших школьников к написанию сжатого изложения.
1.Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений.
Идёт весна. Плачут сосульки. Звенит капель. Солнце глядит, радуется теплу, весне.
Наступает вечер. Гаснет закат. На землю ложатся тени. Облака плывут в вышине.
Упражнение рекомендуется использовать, начиная с 3 класса, когда дети узнают, что такое второстепенные члены предложения. Можно организовать работу следующим образом: раздать детям карточки с данным предложениями, дать время на выполнение задания, а затем попросить нескольких учеников, чтобы они прочитали тексты, которые у них получились. Далее можно обсудить то, что тексты получились более красочными, подробными, а потом попросить детей подумать, изменился ли смысл текста. Делается вывод о том, что он не изменился. Далее учитель говорит о том, что иногда нужно жертвовать «красотой» предложения, что нужно оставлять только главное в нем.
2. Дополните прилагательными следующие предложения.
Луч солнца проник через окно и осветил комнату.
Листья берёз едва колыхались на ветру.
На поля медленно опускались снежинки.
По небу плыли облака.
На клумбах росли цветы.
Упражнение может быть использовано, начиная со 2 класса, когда ученики познакомятся с именем прилагательным. Методика работы такая же, как и над предыдущим упражнением, в 3 классе можно соединить их в одно. Наиболее эффективными эти два упражнения будут, если ипспользовать их на одном уроке в совокупности со следующим:
3. Прочитайте текст. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу, внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и кипела. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования
Было уже часов девять вечера. Ветер то стихал, то поднимался с новой силой. Богач не торопясь начал одеваться. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожки; но ничего не поделаешь, если уж такая служба. Богач считал себя чем-то вроде чиновника над всеми зверями, птицами и насекомыми, нападавшими на сады и огороды. Он воевал с капустным червем, с разными гусеницами, портившими фруктовые деревья, с воробьями, галками, скворцами, дроздами-рябинниками, с полевыми мышами, кротами и зайцами. И земля и воздух были наполнены врагами, хотя большинство на зиму умирало или засыпало по своим норам и логовищам. Оставался только один враг, с которым приходилось Богачу воевать главным образом именно зимой. Это были зайцы…
На материале данного упражнения младшие школьники подготовятся непосредственно к написанию сжатого изложения, так как текст уже более объемный, чем в предыдущих упражнениях
4. Подберите обобщающее слово к однородным членам.
На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету.
В корзине лежали рыжие лисички, подберезовики с пестрыми ножками и большие боровики.
Это упражнение может быть использовано на уроке в 4 классе, когда дети познакомятся с однородными членами предложения. Нужно дать убедиться детям в том, что если заменить однородные члены обобщающим словом, то предложение станет короче, но смысл его не изменится.
5. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.
Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. Лизнул, оказывается, кисло. (Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)
Упражнение более сложное, чем предыдущее, потому что надо подобрать обобщающее предложение, а не слово, но принцип работы над ним такой же. Два упражнения можно использовать на одном уроке.
6. Прочитайте текст. Выразите содержание двух предложений одним, используя слова потому что, который, так как, когда, а, и или но. Внимание! На письме перед этими словами следует поставить запятую.
Поклюют куропатки клюкву и опять в снег. Под снегом их никто не заметит.
В лесу из земли пробивается родник. Светлая вода из него течёт ручейком.
Мурка была странная кошка. Она любила сладкий мёд.
Используется прием объединения простых предложений в одно сложное. Упражнение можно использовать с 3 класса, когда дети будут знакомы с понятиями простое и сложное предложение.
7. Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где.
Внимание! На письме перед этими словами следует поставить запятую.
Я сказал: «Видеть не могу манную кашу!»
Схватил Серёжа морскую свинку и говорит мне: «Я тебе обязательно маленькую свинку дам».
Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».
Перед этим упражнением можно задать вопрос о том, зачем нужна прямая речь, дети ответят, что она нужна для передачи чужих слов без искажений. Учитель подтвердит, что это действительно так, но если нужно передать большое количество слов, то абсолютно точно это сделать невозможно (если воспринимать на слух). Далее можно зачитать какой-либо отрывок, содержащий прямую речь в большом объеме и попросить учеников повторить. После того, как это им не удастся, нужно сказать о том, в данном случае важно было уловить именно смысл сказанного, который можно передать своими словами, а не конкретно теми, которыми это было сказано. Далее необходимо сделать вывод о необходимости перевода прямой речи в косвенную.
8. Прочитайте текст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
Упражнение наиболее сложное из всех рассмотренных, включает в себя некоторые из них. Например, в нем может присутствовать замена однородных членов обобщающим словом; замена нескольких предложений обобщающим; соединение нескольких предложений в одно. Это предложение ближе всех подводит детей к написанию сжатого изложения.
Наконец, итогом всей работы по обучению приемам сжатия текста станет такое упражнение, в котором дети сами выберут прием сжатия текста:
9. Прочитайте текст. Сократите его, используя один из приемов сжатия текста. Запишите сжатый текст.
Сначала Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла своей крёстной. Волшебница, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс.
Беседуя со мной, Мотя ни на минуту не оставлял управления лодкой. Она уже миновала середину реки и теперь, относимая течением в сторону, шла наискось к правому, высокому берегу. А там уже поблескивали кое-где стекла в сереньких дощатых домиках, из-за дранковых, толевых и железных крыш выглядывали чахлые пыльные деревца, а над ними без конца и без края расстилалось бесцветное бледно-голубое, как бы разбавленное молоком, северное небо.
Заключение
Развитие речи учащихся – приоритетная задача начального курса русского языка. Оно имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них — это упражнения в связной речи, т.е. работа с текстом. Именно изучая текст, выполняя различные виды работы текстом, учащиеся не только обогащают свой словарный запас, повышают уровень культуры речи и мышления, но и совершенствуют навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей.
Работая над проблемой развития речи младших школьников, мы изучили научную литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность таких понятий как текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии, произвели анализ и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и сделали следующие выводы:
Сжатое изложение является наиболее трудным упражнением в развитии речи учащихся и требует специальной логической работы над текстом. Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников приемам компрессии текста.
Не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования.
Проанализировав различные УМК по русскому языку, мы пришли к выводу, что в них не встречается упражнений, направленных непосредственно на обучение приемам сжатия текста с целью развития связной речи, но можно выделить задания, встречающиеся в грамматических темах, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве подготовки к написанию сжатого изложения. Чтобы обучение приемам сжатия текста на уроках русского языка было эффективным, нами были разработаны упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами, их использование позволит подготовить младших школьников к написанию сжатого изложения.
В завершение исследования скажем о том, что младших школьников необходимо учить приемам сжатия текста, поскольку они являются важнейшей составляющей процесса развития речи в начальной школе.
Список литературы
В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 1998. – 137 с.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. –
162 с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
156с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
172 с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
154 с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
148 с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
154 с.: ил.
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2013. –
150 с.: ил.
Т.Г. Рамзаева – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 112с.: ил.
Информация о работе Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка