Мотив смерти в романе Д. Делило "Белы Шум"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение романа Дона Делилло «Белый шум» и исследование в нем мотива смерти в различных аспектах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть проблему страха смерти в религиозном аспекте;
дать научное объяснение страху и фобиям на примере работ З. Фрейда;
проанализировать название романа с точки зрения символизма;
найти примеры влияния страха смерти на человека в произведении Дона Делилло «Белый шум».

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2 (1) (Автосохраненный).docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Белый шум (англ. White noise) — это восьмой роман американского писателя Дона Делилло, опубликованный нью-йоркским издательством Viking Press в 1985 году. Эту книгу называют комедией о страхе, смерти и технологиях. Внимание читателя привлекает нравственная, философская, религиозная и богословская проблема, связанная с пониманием сущности и смысла жизни человека. Роман «Белый шум» - реальное отражение внутреннего мира человека, со всеми его страхами и проблемами.

Актуальность работы объясняется важностью вечного вопроса о жизни и смерти, обращению многих ученых и писателей к данной проблеме, а также духовным и нравственным кризисом в современном мире.

Целью данной работы является рассмотрение романа Дона Делилло «Белый шум» и исследование в нем мотива смерти в различных аспектах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть проблему страха смерти в религиозном аспекте;
  2. дать научное объяснение страху и фобиям на примере работ З. Фрейда;
  3. проанализировать название романа с точки зрения символизма;
  4. найти примеры влияния страха смерти на человека в произведении Дона Делилло «Белый шум».

Основные методы исследования – культурно-исторический и сравнительно-исторический.

Работа может быть использована при написании курсовых и дипломных работ студентами филологических специальностей.

 

 

 

 

 

1 Смерть как религиозная проблема

 

    Каждый человек  задумывается о смерти и бессмертии. Обещание спасения, преодоления  смерти, загробной блаженной жизни  лежит в основе религиозной  надежды, которая не может удовлетвориться  представлением о смерти человека  как прекращении жизнедеятельности  организма, с которой заканчивается  индивидуальное существование человека.

    В большинстве  религий смерть человека рассматривается  как гибель его тела, от которого  отделяется душа, продолжающая существовать  в потустороннем мире в ожидании  воскресения.

Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое - истинные черты мудрости. Святитель Иоанн Златоуст

   Изначально человек был задуман Богом, как бессмертное существо: "Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу Своей собственной природы", но "через зависть дьявола смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие уделу его". Адам и Ева могли бы вечно и счастливо жить в Раю, в котором все было дозволено, кроме одного, о чем и предупредил их Бог, указывая на древо познания: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Все мы знаем, чем закончилась эта история, и когда "открылись глаза у них обоих", обрушил на них Бог свой гнев и со словами: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься", они были изгнаны  из райских кущ и стали смертны. Самой первой смертью на Земле, как повествуется в Библии, была смерть Авеля, который погиб от руки своего родного брата Каина. Так в мир вошла смерть.

   В дальнейшем, в  Ветхом Завете пророки трактуют  смерть как уничтожение возможности  любого действия, в том числе  и во славу Божью. Но, тем не  менее, в словах ветхозаветных  пророков говорится о воскресении - в книге Исайи, в книге Иова  и у Иезекииля. Даниил говорит, что "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие - на вечное поругание и посрамление".

   Отношение к смерти  изменилось с приходом христианства. В христианстве понимание смысла  жизни, смерти и бессмертия исходит  из ветхозаветного положения: "День  смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада  и рая". С одной стороны смерть  - это извечное наказание, которое  каждый из нас вынужден нести  за совершенный некогда грех. Но с другой стороны смерть - это освобождение человека от  оков бренного тела, от земных  печалей, выпускающее на свободу  его вечную душу. Человек становится  бессмертным - путь к бессмертию  открыт искупительной жертвой  Христа через крест и воскресение.

   После того как  человек умирает, его душа выходит  из тела. Став свободной, душа  обретает иное - духовное зрение. Она способна общаться с миром  светлых духов  - ангелов, и духов  темных - демонов, а также с другими  душами. Душа после смерти не  находится  в полном покое, а  продолжает развиваться. И дальнейшее  развитие души, по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую  сторону она пойдет в момент  смерти: к Свету или Тьме. Вот  почему Церковь так высоко  ценит таинство покаяния, особенно  перед смертью, благодаря чему  человек даже в последние минуты  своей жизни может очень многое  изменить, если конечно покаяние  было искренним и полным. По  мнению Церкви, душа после смерти  еще два дня относительно свободна  и находится возле тела, потом, на третий день, после погребения  тела она переходит в другой  мир.

 При переходе в загробный  мир душа должна встретить  злых духов и пройти их проверку. Иисус сказал перед смертью: «Теперь  князь мира сего приходит, но  он ничего не имеет во Мне». В этом случае Церковь советует  не поддаваться страху, а уповать  на Бога, помня, что судьбу души  определяют не злые духи, а  Бог. «Если в нас будет страх, мы не пройдем свободно мимо  владыки мира сего», - говорит  архимандрит Серафим Роуз. Итак, душа совершает определенный путь после смерти и подходит к престолу Страшного суда не такой, какой покинула тело. В конце концов состоится Страшный Суд: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Не всех грешников ждет одинаковая судьба - нераскаянные и великие попадут в ад, а другие могут надеяться на милость Божью и  вечную жизнь. Церковь считает, что помочь грешной душе могут молитвы Церкви, а также молитвы родных и близких.

   Буддисты признают, что человек проходит через  множество смертей и рождений, этот круг перевоплощений называется  «сансарой». Но можно выйти из  сансары и стать бессмертным.

   В буддийской религии  смерть - это данность, вечная реальность, которая была в этом мире  всегда. Для буддистов понять, почему  мы умираем, - это увидеть свою  подчиненность неизменным естественным  законам, основной из которых - «все  преходяще». Все обусловлено природой  и рядом взаимосвязанных причин. Все люди страдают, болеют и  умирают, и смерть – предел  страданий. Немощь и смерть там, где рождение. Рождение связано  с желаниями или стремлению  к существованию. Отсюда и возникает  сансара. Сансару создают умственные  и нравственные наклонности, основанные  на прошлом опыте различных  жизней, которые, в свою очередь  формируют опыт нынешней жизни. Человек должен освободить свой  ум от этого опыта, только тогда  он сможет увидеть мир таким, как он есть. И это даст ему  возможность выйти из колеса  сансары и стать бессмертным. Но пока человек живет, он подчиняется  причинно-следственному закону кармы. Закон кармы имеет большое  этическое значение, с его помощью, зная настоящее, можно предвидеть  будущее. Или другими словами: каждый  поступок (под поступком понимается - действия, слова и мысли) в настоящем  формирует обстоятельства будущего. Смерть - один из способов кармического  воздаяния, она уменьшает тяжесть  кармы. Поэтому «хорошая» смерть, т.е. осмысленная и осознанная, когда  человек не боится умирать, облегчает  карму и создает условия для благоприятного рождения в следующей жизни, или делает человека бессмертным, тем, который не рождается и не умирает. Ни в одной религии не рассматривается так подробно процесс умирания. Буддисты считают, что смерть и умирание совсем не одно и то же. Умирание делится на несколько этапов, и каждый из них подробно описан в «Книге мертвых». Целое направление буддистской традиции  - «Тантра», посвящено изучению процесса смерти и практикам подготовки к ней.

   Буддисты считают, что именно на третьем этапе умирания человека, согласно его поступкам в прожитой жизни, судит Владыка Смерти, и человек чувствует, как его терзают демоны, здесь человек наказывает сам себя, своими собственными проявлениями.

   Далее человек может возродиться в одном из шести миров: мире богов, полубогов, людей, животных, голодных духов, обитателей ада. В какой из этих сфер возродится человек, зависит от поступков, совершенных им в прожитых жизнях.

   Согласно исламу, смерть - это конец испытаний и  искушений. В последний день Бог  соберет к себе всех людей и будет судить их по земным делам. После этого одни пойдут в рай, другие - в ад. В течение всей своей жизни мусульманин должен совершать добрые поступки, но очень важно, как именно он умрет. Для мусульманина умереть лучше всего тогда, когда все его поступки посвящены Богу, и последние слова, которые он произнес, тоже посвящены Богу. Мусульмане чтут смерть мучеников - людей, отдавших свою жизнь за веру. Иногда старые люди предпринимают паломничество в Мекку, надеясь умереть в пути. Также и воин, погибший в священной войне (джихаде), попадает сразу в рай.

   После того, как  мусульманин умер, его погребают  и долго оплакивают. До Судного Дня умершие терпят наказание в могиле, это особого рода чистилище, где человек испытывает давление или подвергается наказанию, в зависимости от его дел.

  В Судный День все  души соединятся с их телами, восстанут из мертвых и будут  ждать Последнего Суда Божьего, когда и выяснится, где они  проведут вечность - в раю или  в аду. На больших весах, поставленных  на площади, Господь будет взвешивать  добрые и злые дела человека, и вследствие этого одни люди  попадут в рай, другие - в ад, таящие  в себе соответственно невообразимое  блаженство или невероятные ужасы. Это очень важный момент в  отношении ислама к смерти: смерть - переход к последующему существованию  на небесах или в аду в  физическом теле.

   В иудейской религии  смерть - это последняя глава жизни  «в этом мире». Смерть не зло  и не наказание за грехи, а  естественный процесс, поэтому умирают  все - и праведники, и грешники. Иудейская  религиозная система выражена  через Тору  - Устную и Письменную, и все моменты жизни и смерти  там изложены очень подробно  и последовательно. Если человек  живет в полном соответствии  с предписанием Торы, то он  праведник, и соответственно, наоборот. Если человек, исповедующий иудаизм, умирает, произнося слова Торы, то  он облегчает себе смертный час и попадает в рай.

   И в иудаизме  явно прослеживаются три момента:

1. Жизнь и смерть в  руках Бога, Он и только Он  распоряжается ими.

2. После смерти людей  судят. Их либо награждают, посылая  в Эдемский сад, либо наказывают, отправляя в геенну.

3. Когда придет Мессия, все воскреснут из мертвых, душа соединится с телом.

   Индивидуальный суд происходит после смерти. Воскресение из мертвых произойдет в конце времен, который наступит с приходом Мессии.

 

 

    1.  Духовный кризис христианской цивилизации

   Никогда человек  не был так духовно беспомощен, как в современном мире, в котором  царит атмосфера бездуховности и безбожия. Все, что произошло в XX веке и продолжает совершаться сейчас, свидетельствует о том, что христианская цивилизация переживает глубокий религиозный кризис. Человечество отказалось от бесценного дара искупления и начало поиски спасения в самом себе или в других, более ненадежных и губительных источниках. В силу данной человеку свободы он пошел по иному пути. «В пределах самого христианского человечества, - пишет И. Ильин, - оставляя в стороне другие религии, образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру». 

   То, что сейчас происходит в нашем мире, шокирует и повергает в ужас.

Сейчас во Франции не утихают протесты против принятого закона об однополых браках, который был подписан президентом страны Франсуа Олландом 18 мая. Сотни тысяч человек маршируют по улицам городов с требованием отменить закон. Некоторые идут на крайние меры - в частности, один из лидеров ультраправых Доминик Веннер, который, желая «прервать одолевшую Францию летаргию», покончил с собой в соборе Парижской Богоматери. Местные социологи всерьез говорят о едва ли не беспрецедентном по масштабам расколе французского общества.

   Но Франция –  не единственное государство, позволившее  выйти за рамки нравственности  и морали. В мире насчитывается 15 государств, принявших подобный  закон. Среди них: Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, Аргентина, Дания, Бразилия, Уругвай и Новая Зеландия.

   Этот же закон  рассматривается в Парламенте  Англии. 14 июня заканчиваются организованные  правительством Великобритании  публичные консультации по поводу  принятия закона об однополых для браках. Премьер-министр Дэвид Кэмерон еще в прошлом году обещал легализовать гомосексуальные союзы. Предполагается, что подобный закон должен вступить в силу к 2015 году. Но его обсуждение уже вызвало раскол и в обществе, и в самой Консервативной партии.

   Другим шокирующим  событием явилось создание партии  педофилов в Нидерландах. Нидерланды стали первой страной в Европе, в которой существует партия педофилов. Несмотря на то, что возникновение такой неоднозначной парии, пропагандирующей сексуальные отношения с несовершеннолетними и детскую порнографию, натолкнулось на массовую волну протестов и судебных исков, суд в Гааге вынес следующее решение: партия педофилов абсолютно законна, поскольку право на учреждение политической партии является одним из прав демократии. Среди требований партии - снизить возрастные ограничения для вступления подростков в сексуальные отношения со взрослыми с 16 до 12 лет, при этом 12-летние получают «право» участвовать в съемках порнофильмов, если, конечно, они сами этого захотят. Кроме того, должно быть легализовано детское порно.

   В следующих странах  легализованы наркотики: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Канада, Мексика, Нидерланды, США, Чехия, Швейцария.

    Если хоть немного  задуматься над происходящим, становится  страшно за человечество и  за его будущее. К каким последствиям  все это приведет? И неужели  люди не понимают, что губят  сами себя?

Информация о работе Мотив смерти в романе Д. Делило "Белы Шум"