Мотив смерти в романе Д. Делило "Белы Шум"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение романа Дона Делилло «Белый шум» и исследование в нем мотива смерти в различных аспектах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть проблему страха смерти в религиозном аспекте;
дать научное объяснение страху и фобиям на примере работ З. Фрейда;
проанализировать название романа с точки зрения символизма;
найти примеры влияния страха смерти на человека в произведении Дона Делилло «Белый шум».

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2 (1) (Автосохраненный).docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Фобии и страхи

 

   Страх - негативная  эмоция, возникающая при угрозе  жизни, здоровья или социальных  установок. Слово фобия происходит  от греческого "фобос" – страх. То есть страхи и фобии - это одно и то же. Но с точки зрения психологии, фобии - это страхи навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению конкретного содержания.

   Страх - это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой. Страх – это та эмоция, которую люди хотят испытывать меньше всего.

   По мнению ученых, самый сильный страх – это  страх смерти.

   Танатофобия - навязчивый страх смерти, одна из самых распространенных фобий в мире. Нет человека, который не боится смерти, но парадокс танотофобии заключается в том, что человек боится того, чего не знает. Танатофобия возникает вне источника угрозы существованию человека, а ее смысловая сущность всегда связана со смертью. Живя в постоянном стрессовом прессинге, который сформирован самим человеком, возрастает возможность получить травму, заболеть алкоголизмом и наркоманией. В какой-то мере можно сказать, что танатофоб убивает сам себя, боясь смерти.

   В сфере изучения  феномена смерти заметное место  занимает известная работа З. Фрейда «Тотем и табу». Представления  о страхе смерти оказались  в поле зрения З. Фрейда в  связи с обсуждением проблемы  табу мертвецов. В работе «Тотем  и табу» (1913) он рассмотрел воззрения  некоторых исследователей, пытавшихся  объяснить, как и почему некоторые  примитивные народы превращали  своих любимых покойников в  демонов. Согласно некоторым объяснениям, приписывание умершим душам враждебности кроется в инстинктивной их боязни, являющейся результатом страха смерти.

   Два года спустя, выступая перед членами еврейского  общества «Бнай Брит», З. Фрейд вновь рассмотрел вопрос об отношении первобытного человека к смерти. В своем докладе «Мы и смерть» (1915) он заметил, что у тела любимого умершего человека зародились не только представления о душе и вера в бессмертие, но и осознание вины, а также страх перед смертью. «Осознание вины произошло из двойственного чувства по отношению к покойнику, страх смерти из идентификации с ним». Поскольку, как считал основатель психоанализа, бессознательное современного человека относится к смерти точно так же, как относился к ней первобытный человек, то, следовательно, страх смерти присущ и ему. Вместе с тем он полагал, что страх смерти, которым «мы страдаем чаще, чем нам кажется», во многих случаях имеет «не столь древний источник и происходит по большей части от чувства вины».

   В работе «Я  и Оно» (1923) З. Фрейд более подробно  рассмотрел проблему страха смерти. Прежде всего он подчеркнул, что распространенное суждение, будто каждый страх является страхом смерти, не является оправданным. Исходя из этого, он счел необходимым отделить страх смерти от страха объекта (реальности) и от невротического страха либидо. Кроме того, ему пришлось признать, что феномен страха смерти представляется трудной проблемой для психоанализа, так как смерть - абстрактное понятие негативного содержания, для которого, по его мнению, не найти бессознательного соответствия. И наконец, он полагал, что механизм страха смерти может состоять в освобождении Я от нарциссической загрузки либидо, то есть в отказе от самого себя точно так же, как обычно в случае страха отказываются от другого объекта. Словом, основатель психоанализа исходил из того, что «страх смерти развертывается между Я и Сверх-Я». Например, страх смерти при меланхолии можно объяснить тем, что Я отказывается от самого себя, поскольку чувствует, что Сверх-Я его ненавидит и преследует вместо того, чтобы любить. Я видит, что покинуто всеми охраняющими силами, и позволяет себе умереть. В конечном счете основатель психоанализа выдвинул предположение, согласно которому, как и страх совести, страх смерти может быть истолкован как «переработка страха кастрации».

   В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд  показал, как и каким образом  происходит возникновение страха  смерти у человека. По его мнению, страх при рождении и страх  младенца включают в себя условие  отделения от матери. Дальнейшее  превращение страха в кастрационный страх в фаллической фазе представляет собой страх разлуки. При последующей дифференциации психического аппарата, образовании и усилении Сверх-Я страх кастрации развивается в страх перед совестью, в социальный страх. Гнев и наказание утерей любви со стороны Сверх-Я расценивается в качестве опасности, на которую Я реагирует сигналом страха. Последней эволюцией этого страха перед Сверх-Я оказывается «страх смерти (за жизнь) – страх проекции Сверх-Я вовне в виде силы рока». 

   "Судьбоносный  для человеческого рода вопрос, по-видимому, состоит в том, насколько  его культурное развитие позволит  преодолеть общественные неурядицы  из-за свойственного человеку  инстинкта агрессии и саморазрушения". Зигмунд Фрейд 

   Согласно взглядам  Зигмунда Фрейда, рассуждавшего  в 1930 году на склоне длительной  и продуктивной творческой деятельности  о судьбе человека, самоубийство  и война являются разными аспектами  одной проблемы. Они представляют  собой выражение инстинктивной  агрессии и деструкции, которые  в свою очередь являются взаимозаменяющими элементами инстинкта смерти. Развитие цивилизации, предоставляющее единственную возможность отсрочить гибель человечества в результате группового насилия, одновременно подрывает психическое здоровье индивидов, членов группы и угрожает каждому самоубийством.

   В книге "Психопатология  обыденной жизни" (1901) Фрейд приводит  многочисленные клинические наблюдения, которые убедили его в важной  роли инстинкта саморазрушения  для психической жизни человека. Не следует полагать, что саморазрушение  является редким явлением, в определенной  степени эта тенденция присутствует  у гораздо большего числа людей  по сравнению с теми, кто воплощает  ее в жизнь. Как правило, нанесение  самоповреждений представляет собой  компромисс между этим инстинктом  и противодействующими силами  и в случае осуществления самоубийства  оказывается, что суицидальная склонность  присутствовала уже давно, проявляясь  с меньшей силой или в виде  бессознательной и вытесняемой  тенденции. Даже осознанное намерение  совершить самоубийство осуществляется  не сразу, а после выбора времени, способа и возможности; кроме  того, бессознательное намерение  не приводится в исполнение  до его провокации усугубляющим  фактором, играющим роль причины, отвлекающим на себя защитные  механизмы человека и освобождающим  намерение от их давления.

Не только наука, но и религия признает живущее глубоко в человеческом подсознании стремление к саморазрушению. В христианском учении проявлением саморазрушения являются страсти человека, которые ведут к потере свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Тема страха смерти в романе Дона Делилло «Белый шум»

 

   В романе «Белый  шум» мотив смерти является  основным. 321 раз встречаются слова  с корнем «смерть». Главные герои  постоянно думают и говорят  только об одном – о смерти. Их волнует вопрос: «Кто умрет  раньше?». Они размышляют и узнают  «о смерти и болезнях, о загробной  жизни и космическом пространстве». [3, с. 42].

   Дон Делилло чаще всего говорит именно о страхе смерти. «Таблетка скатывается с моего языка прямо в желудок. Растворяется сердцевина с лекарством, благотворные химические вещества попадают в мою кровеносную систему, устремляются к участку мозга, отвечающему за страх смерти». [3, с. 251]. Другой пример: «Мы с Бабеттой предлагаем наши жизни заинтересованному вниманию друг друга, вертим их при свете луны в своих бледных руках, говорим до поздней ночи об отцах и матерях, о детстве, друзьях, пробуждении чувств, о бывших возлюбленных и давних страхах (за исключением страха смерти)». [3, с. 35].

    Дон Делилло приводит многочисленные примеры того, как человек теряет веру в Бога и заменяет ее на что-то более земное и практичное. Учитель немецкого языка объясняет это так: «Смерть матери меня подкосила. Я совсем упал духом, потерял веру в Бога. Я был безутешен, полностью замкнулся в себе. Но однажды случайно увидел по телевизору сводку погоды». [3, с. 66]. Таким образом, этот человек стал верить в погоду и метеорологию, но сможет ли это спасти его в дальнейшем?

Люди, страдающие танатофобией, все время думают о смерти, и героиня романа Бабетта – одна из таких людей. «Вот почему мне сразу бросилось в глаза объявление мистера Грея в газетенке, которую я читала вслух. Заголовок попал в точку: СТРАХ СМЕРТИ. То, о чем я думаю постоянно». [3, с.233].

   В целом слово  «страх» встречается в романе 151 раз. Это говорит о том, что  человеческая жизнь вдоль и  поперек заполнена неприятными  чувствами и эмоциями, что в  свою очередь ведет к губительным  последствиям.

      Инстинкт  саморазрушения в романе «Белый  шум» ярче всего проявляется  у Бабетты. Постоянно испытывая страх смерти, она решается на отчаянный поступок и участвует в медицинском эксперименте. Она принимает таблетки, которые должны избавить ее от страха смерти, но этого не происходит. Вместо избавления и облегчения страданий Бабетта получает обратное. Она все чаще думает о смерти и своем здоровье, посещает различных врачей, чтобы убедиться, что ей ничего не грозит. Таблетки влияют на ее память, что приводит к частичной ее потере. Когда Джек (ее муж) и одна из дочерей начинают догадываться о происходящем и пытаются узнать правду, Бабетта все отрицает или говорит, что не знает, действительно ли она принимает таблетки или нет. Она сама разрушает свою жизнь и жизнь своей семьи, теряет здоровье и время. Инстинкт саморазрушения берет над ней верх, и она убивает не только свое физическое воплощение, но и духовное.

  Другой герой романа - Орест Меркатор, друг Генриха (сына  Джека), рискует своей жизнью ради  установления рекорда по нахождению  в одной клетке с ядовитыми  змеями. Он тщательно готовится  к этому событию и не боится  смерти. Он объясняет свое решение  так: «Сегодня умирает больше  народу, чем за все прошлые  периоды всемирной истории, вместе  взятые. Подумаешь, еще один. Но уж  лучше умереть при попытке  внести имя Ореста Меркатора  в книгу рекордов». Таким образом, подвергая свою жизнь смертельной  опасности, он самоутверждается. Возникает вопрос: «Разве книга рекордов – это все, на что способен человек? Неужели это и есть заветная жизненная цель, к которой стоит стремиться?». И снова автор показывает упадок нравственных и моральных ценностей в современном мире. Здоровый молодой человек играет со своей жизнью и изощряется в способах достижения славы и известности вместо того, чтобы достойно проводить время, принося пользу себе и окружающим.

   Генрих, сын главного  героя, ничуть не уступает своему  другу в поисках опасных для  жизни ситуаций. На вопрос отца: «Идет ли дождь?» он отвечает: «Ты так уверен, что это дождь. Откуда ты знаешь, что это не  серная кислота с заводов на  другом берегу реки? Откуда ты  знаешь, что это не радиоактивные  осадки от какой-нибудь войны  в Китае?  Ты хочешь получить  здесь и сейчас. А ты сумеешь  доказать – причем здесь и  сейчас, - что это именно дождь? Откуда мне знать: может, то, что  ты называешь дождем, на самом  деле – вовсе не дождь. Да  и вообще – что такое дождь?» (Дон Делилло Белый шум, с. 29). Затем, выходя из автомобиля и направляясь в школу, он нарочито замедленно двигается и снимает кепку. Мальчик как будто хочет показать, что совершенно не боится опасного для жизни дождя (даже если это всего лишь его собственная теория). Обычно люди пытаются спастись от губительных явлений и событий, а он делает все, чтобы навлечь на себя беду. Отец Генриха говорит: «Похоже, он притягивает к себе опасность – она носится в воздухе, следует за Генрихом по пятам из комнаты в комнату». Его поведение также нацелено на саморазрушение, ведь рискуя собственной  жизнью, он не получает никакого положительного результата. Генрих так увлеченно спорит с отцом, что, кажется, ему даже хочется, чтобы осадки были ядовитыми, и произошла катастрофа. Конечно, с одной стороны, он просто хочет выглядеть старше и умнее в глазах других, пытается показать свою независимость. Но, с другой стороны, он занимается ничем иным, как саморазрушением.

     Человек, испытывая  постоянный страх смерти, сам  делает все возможное, чтобы скорее  приблизиться к ней. Ежедневно  подвергая себя всевозможным  испытаниям и вредным воздействиям, он губит свою жизнь.

       В финале  романа автор показывает свое  отношение к проблеме духовного  кризиса. Монахиня, работающая в  госпитале и оказывающая помощь  больным, признается в том, что  сама она не верит в Бога, а только притворяется. «Наша  главная обязанность – верить  в то, чего больше никто не  принимает всерьез. Если полностью  отказаться от подобных верований, род человеческий погибнет. Вот  зачем нужны мы. Ничтожное меньшинство. Чтобы олицетворять привычные  вещи, старые догмы. Веру в дьявола, ангелов, рай, ад. Весь мир рухнет, если мы перестанем притворяться, будто во все это верим». [3, с.381]. Монахиня называет веру «привычной вещью» и «старыми догмами», но при этом осознает, что человеку не выжить без светлого и чистого чувства в его душе. Человеческий разум не способен дать ответы на все вопросы, без веры в Бога жизнь становится бессмысленной и страх смерти заполняет все вокруг.

   Главный герой  романа чувствует необходимость обрести веру и открыть для себя Бога, но у него ничего не выходит. «Наблюдая за спящими детьми, я чувствую себя человеком набожным, частью духовной системы. В такие моменты я ближе всего к тому, чтобы приблизиться к Богу». [3, с. 177]. После разговора с монахиней он покидает больницу и в его жизни ничего не меняется. Он по-прежнему размышляет о смерти и боится ее прихода, отсчитывает время, которое ему осталось прожить после заражения ядовитым веществом.

   Семья Джека и  Бабетты – это типичный пример современного человека, в частности американца, утратившего веру в Бога и потерявшего надежду. В их жизни нет ценностей, которые бы наполняли каждый день смыслом. В их душах нет уверенности в том, что после смерти они обретут другую, лучшую жизнь, и поэтому страх не дает им покоя и толкает на отчаянные, низкие и преступные действия. Они не могут помочь ни друг другу, ни своим детям, ни сами себе. Единственным спасением могла бы стать вера, но они слишком далеки от нее и не пытаются исправить жизнь в лучшую сторону.

4 Символизм в названии романа

 

   Белый цвет был  многозначным символом во все  времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

    Но Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия. Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина -  это знак приближения смерти, а белый - цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф. Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты. В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…».

Информация о работе Мотив смерти в романе Д. Делило "Белы Шум"