Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 23:50, реферат
Ознакомление дошкольников с научно-познавательной детской книгой как нельзя лучше способствует формированию целостной картины мира, помогает рассматривать явления в их последовательности, развивает у дошкольников диалектическое мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы. Кроме того, она помогает развивать природные склонности, выбрать профессию. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы интереса детей к знаниям, желание овладеть ими. Эту потребность в приобретении знаний об окружающем мире педагогам необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. И здесь многое зависит от нас педагогов, от нашего умения увлечь детей, заинтересовать.
Введение 3
Глава 1. Научно-познавательная литература 4
1.1. Понятие и функции научно-познавательной литературы
1.2. Классификация научно-познавательной литературы
Глава 2. Специфика научно-познавательной литературы
Глава 3. Обзор научно-познавательной литературы для родителей
и педагогов
Заключение
Список литературы
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников
Реферат
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Научно-познавательная литература 4
1.1. Понятие и функции научно-
1.2. Классификация научно-
Глава 2. Специфика научно-познавательной литературы
Глава 3. Обзор научно-познавательной литературы для родителей
и педагогов
Заключение
Список литературы
Введение
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают обязательные нормы и положения. В частности, в них указывается на необходимость включения в образование дошкольников образовательной области «Чтение художественной литературы».
Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к (чтению) восприятию книг и потребности в них через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному
Ознакомление дошкольников с научно-познавательной детской книгой как нельзя лучше способствует формированию целостной картины мира, помогает рассматривать явления в их последовательности, развивает у дошкольников диалектическое мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы. Кроме того, она помогает развивать природные склонности, выбрать профессию. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы интереса детей к знаниям, желание овладеть ими. Эту потребность в приобретении знаний об окружающем мире педагогам необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. И здесь многое зависит от нас педагогов, от нашего умения увлечь детей, заинтересовать.
1. Научно-познавательная литература
Что же считается научно-познавательной литературой?
Научно-познавательная литература — “особый род литературы, обращённой преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику её творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью”. [3]
Языком художественной литературы, её приёмами и методами, просто и доходчиво литература научно-художественная раскрывает перед своим читателем красоту и логику науки, непостижимые полёты человеческой фантазии и глубину мысли, страдания человеческой души и тайны искусства, пробуждает познавательный интерес и жажду жизни.
Функции научно-познавательной литературы
Научно-познавательная литература - явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности. Тем не менее, такая литература занимает значительное место в круге детского чтения и сосуществует в нём на равных правах с художественными произведениями. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. Она действительно решает, прежде всего, образовательную задачу, примыкая к учебной литературе, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Однако у научно-познавательной литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Такая литература, прежде всего, развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности.[6]
Безусловно, научно-познавательная литература не обращена к чувствам ребёнка, однако и она выполняет педагогическую функцию, а именно воспитывает образ мысли, учит читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.
Классификация научно-познавательной литературы
В зависимости от конкретных целей, которые ставит перед собой то или иное научно-познавательное издание, их можно разделить на:
научно-популярные
справочно-энциклопедические. [26,194]
Научно-популярная литература
О назначении научно-популярной литературы говорит уже само название - эта литература призвана донести до читателя специальные знания в общедоступной форме. Как правило, несколько книг объединяются в серию (например, "Эврика"), при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой-то одной области знания: истории, биологии, физики и т.д. В том случае, если эта литература адресована читателю, только начинающему знакомиться с определённой научной сферой, автор стремится преподнести новую информацию в максимально интересной форме. Отсюда названия таких книг, например, "Занимательная физика". Кроме того, эта информация систематизирована: издание обычно разделено на тематические главы и снабжено алфавитным указателем, так что читатель может легко найти интересующие его сведения. Могут также использоваться своеобразные способы организации текста, например, форма вопросов и ответов, как в книге И. Акимушкина "Причуды природы". Диалогическая форма изложения и живой язык изложения облегчают восприятие материала и привлекают внимание читателя.
Существуют и другие способы: научно-популярные тексты, в отличие от собственно научных, оперируют не сухими фактами и цифрами, а предлагают читателю увлекательную информацию. Эти книги рассказывают об истории открытий, указывают на необычные свойства обычных вещей, заостряют внимание на непознанных явлениях и приводят различные версии, объясняющие эти явления. Обязательным атрибутом таких изданий становятся яркие примеры и иллюстрации, ведь нередко к подобной литературе обращаются даже младшие школьники. В то же время научно-популярная литература стремится к точности, объективности, лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира.
Справочно-энциклопедические издания
Справочно-энциклопедические издания преследуют несколько иную цель: не претендуя на развёрнутость и занимательность, они преимущественно рассчитаны на то, чтобы дать короткую, но точную справку по интересующему читателя вопросу. Справочные издания зачастую связаны со школьной программой по тому или иному предмету и, опираясь на полученные в школе знания, расширяют или дополняют их, помогают самостоятельно осваивать темы или проясняют непонятные моменты. Всё это способствует углублённому изучению предмета и закреплению полученных знаний.
Детские энциклопедии охватывают самые широкие сферы знаний и могут быть универсальными или отраслевыми. Последние предлагают основополагающие сведения из определённой области, например, "Энциклопедия юного художника" знакомит читателя с базовыми понятиями из истории и теории живописи, "Энциклопедия юного филолога" поясняет основные литературоведческие и лингвистические термины и т.д. В целом же издания одной серии формируют системное представление о действительности, например, книги серии "Я познаю мир" знакомят самого юного читателя с историей человеческой цивилизации и культуры.
Универсальная энциклопедия включает в себя информацию из разных отраслей знания, но статьи в ней располагаются в алфавитном порядке, чтобы облегчить читателю поиск нужных сведений. Такие статьи, как правило, очень невелики по объёму, но насыщенны информацией: они дают определение понятия, приводят примеры, отсылают к другим статьям, исследовательской или художественной литературе и тем самым побуждают ребёнка к поиску всё новой и новой информации. [6]
Поэтому обращение к справочной литературе часто не заканчивается получением ответа на один вопрос, сфера поиска расширяется, а вместе с ней расширяется кругозор маленького человека, развивается его способность самостоятельно мыслить и ориентироваться в огромной массе знаний, накопленных человечеством.
2. Специфика научно-познавательной литературы
В дошкольном возрасте детей начинает интересовать окружающий мир, у них появляется большое количество вопросов по поводу всего, что они видят. Это период интенсивного познавательного общения с взрослым, или «возраст вопросов». Далеко не всегда взрослые могут ответить на достаточно трудные вопросы ребёнка. Поэтому разнообразные энциклопедии и тематические книги (о животных, машинах и др.) очень полезны как детям, так и взрослым. Такая литература сейчас представлена в больших количествах, и она безусловно, нужна. Вместе с тем энциклопедия для дошкольников имеет свою специфику и должна существенно отличаться от аналогичных изданий для взрослых и старших детей.
Прежде всего, характер изложения информации должен учитывать возрастные особенности и возможности понимания детей. В дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путём. Они строят образы на основе собственного опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животного, достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Детей вполне удовлетворяют весьма приблизительные ответы на их вопросы, но они очень важны, поскольку способствуют построению их собственной картины мира. В то же время информация не должна искажать действительность и допускать в сознание ребёнка всё объясняющие мистические силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей.
Представить и усвоить содержание текста помогают картинки. В познавательных книгах для дошкольников нужны достаточно крупные реалистичные картинки, отражающие содержание текста. Лучше, если такие книги иллюстрированы нарисованными картинками, а не фотографиями. Художник отображает характерные, существенные признаки предметов и явлений, помогая восприятию ребёнка. Дошкольники значительно лучше усваивают текст с опорой на изображения, кроме того, картинки делают книгу привлекательной, вызывают желание рассматривать и изучать её, стимулируют познавательную активность и дополнительные вопросы.
Важное требование к познавательной литературе для детей – системность изложения. Существуют книги для малышей, в которых информация передаётся совершенно хаотично, без всякой системы – одно за другим идут сообщения о коровах, самолётах, о пользе ромашки, о затмениях луны и пр. Отсутствие всякой логической связи между частями текста создаёт хаос в сознании ребёнка и только дезориентирует его. Познавательная книга должна иметь понятную и детям, и взрослым логику изложения и давать знания, связанные с определённой темой. Хорошие примеры таких книг для детей – «Аэропорт», Э. Метцера и «Пожарная команда» А. Самойлова (изд-во «Урал Лтд», 2009).
Ещё одна проблема, связанная с познавательной литературой для дошкольников, - это непосредственно тематика текста. Сейчас появляется много познавательной литературы для детей дошкольного возраста, связанной с ранее табуированными темами секса, смерти и др. такие книги чрезмерно откровенны и механистичны, в них много своеобразного юмора (и в тексте, и в иллюстрациях), не понятного дошкольникам. По своему содержанию такие книги подходят только для школьного возраста. Вопросы, связанные с собственным появлением на свет, смертью и подобные им, конечно, интересуют дошкольников, однако ответы на эти вопросы должны соответствовать пониманию и потребностям детей дошкольного возраста, быть облечены в соответствующую форму.[7,124-144]
3. Обзор научно-познавательной литературы для родителей и педагогов
Дошкольники - это особенные читатели, ведь им интересно всё. Они любознательны, они - открыватели и исследователи, постоянно желающие узнавать. Любознательность - мотор развития, а познавательные книги рассказывают обо всем на свете: о небесах, о морях и океанах, о рыбах, птицах и зверях, о деревьях и цветах, о мире машин, и, конечно же, о людях. К тому же такие книги написаны живо, интересно и увлекательно!
Задачи научно-познавательной литературы очень схожи с основными задачами педагогической работы:
1. расширить кругозор ребенка;
Информация о работе Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников