Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 23:50, реферат

Краткое описание

Ознакомление дошкольников с научно-познавательной детской книгой как нельзя лучше способствует формированию целостной картины мира, помогает рассматривать явления в их последовательности, развивает у дошкольников диалектическое мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы. Кроме того, она помогает развивать природные склонности, выбрать профессию. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы интереса детей к знаниям, желание овладеть ими. Эту потребность в приобретении знаний об окружающем мире педагогам необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. И здесь многое зависит от нас педагогов, от нашего умения увлечь детей, заинтересовать.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-познавательная литература 4
1.1. Понятие и функции научно-познавательной литературы
1.2. Классификация научно-познавательной литературы
Глава 2. Специфика научно-познавательной литературы
Глава 3. Обзор научно-познавательной литературы для родителей
и педагогов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат худ лит-ра.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

2.    вызвать интерес;

3.    научить самостоятельно, находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск).

Научно-познавательных книг огромное количество. 

Нельзя обойти вниманием классиков научно-познавательной литературы, которые представлены в хрестоматиях «Зеленые страницы» (сост. С.Сахарнов) и «300 страниц про зверей и птиц».[1]

В сборники вошли лучшие произведения известных российских писателей, классиков научно-познавательной литературы: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Э. Шима, Г. Скребицкого, К. Паустовского. Эти писатели считали, что чтение познавательных книг поможет детям выявить те или иные склонности в математике, технике, литературе, а также научит их любить и уважать природу.

Николай Иванович Сладков - автор документальных книг о природе. Он пишет о том, что сам видел и наблюдал. Человек недюжинной энергии и отваги, он спускался на дно морей, озер и рек, карабкался по скользким и сыпучим скалам, продирался через буреломы, залезал в заброшенные колодцы пустынь.

Геннадий Яковлевич Снегирев. В его рассказах и маленьких повестях тайга, тундра, пустыня и океан показаны глазами ребенка, глазами изумленными и заинтересованными.

Юрий Дмитриевич Дмитриев. По основной профессии - ученый-биолог. В молодости работал учителем. Наблюдая за ребятами, он замечал, что многие из них жестоки к природе. Как бороться с этим пороком? Как внушить ребятам бережное и трепетное отношение ко всему живому? Поэтому девизом его творчества стало: «Чтобы любить природу, надо ее знать».

Виталий Валентинович Бианки – основоположник природоведческой культуры для детей. В своих сказках Виталий Бианки по доброму, интересно рассказывает детям о разных законах живой природы. В его сказках главное – познавательный материал, но не менее важна и нравственная сторона поступков героев.

300 страниц про зверей и птиц.[1]

Хрестоматия об удивительной и загадочной жизни родной природы. В своих рассказах авторы рассказывают об этом чудесном мире, о том, как трогательно, забавно и в тоже время трудно живут его обитатели. Авторы пробуждают в душе каждого любовь к окружающей природе, призывают ценить и беречь красоту родной земли.

Перед нами «школа» Виталия Бианки: классические сказки-рассказы самого мастера и работы шестерых его учеников. Алексея Ливеровского, Кронида Гарновского, Нины Павловой, Зои Пироговой, Святослава Сахарнова и Николая Сладкова.

В своем предисловии С. Сахарнов (один из самых успешных «учеников» «школы») рассказывает о своем учителе и его последователях, а потом отдельно - в послесловии - разговаривает с ребятами о природе и ее охране. Иллюстрации Татьяны Капустиной сопровождают текст в лучших традициях познавательной детской литературы — на каждом развороте.

Вот что пишет С. Сахарнов: «Все без исключения страницы этой навсегда новой книги написаны людьми, одаренными редким счастьем - счастьем созерцания. Его почти не осталось. Оно забыто, утрачено, и вовсе не писатели, а медики пытаются теперь научить современного ребёнка сосредоточиться хотя бы на пять минут…

Бианки и друзья никого ничему нарочно не учат. Они только выражают своё искреннее восхищение тем, что у одной птицы нос длинный, а у другой - крепкий. После этого необязательно идти в зоологи. Достаточно просто жить живым человеком».

А к маленьким читателям он обращается так: «Постарайся быть ближе к природе. Будь наблюдателен. Знай, что жизнь муравья не менее интересна, чем жизнь лисы или тигра. Не разоряй гнезда и норы, не захламляй лес и не поджигай сушняк. Полюби охоту с фотоаппаратом или научись делать зарисовки с натуры. Ощути себя частью единого мира всего Живого. Если можешь - веди дневник».

Следуя советам Святослава Сахарнова, научиться вести дневник поможет книга Ренцо Барцотти «Животные рядом с нами».

Автор этой книги предлагает каждому по-новому взглянуть на мир природы, проникнуть в тайны природы, заглянуть в ее укромные уголки, став настоящим исследователем и открывателем. Автор предлагает свой опыт общения с природой - это наблюдение и ведение дневника, где все впечатления от встречи с природой преображены в замечательные рисунки и заметки. Книга расскажет о «Снаряжении юного натуралиста», где лучше наблюдать за природой, а на выделенных страницах дневника ребенок познакомиться с особенностями каждого животного, его образа жизни, питания, местах обитания, воспитания потомства. Восхитительные иллюстрации сделают книгу не забываемым помощником.

Продолжая разговор о научно-художественной книге нельзя обойти книги замечательной современной писательницы Тамары Шамильевны Крюковой. Её стиль - это умение рассказать о сложном простым языком.

Т. Ш. Крюкова «Лесной календарь».[13]

Книга знакомит малышей с приметами каждого месяца года. Главный герой - Лис от скуки решает посвятить себя науке - изучать приметы. Он отправляется в путешествие по лесу, где встречает различных зверей, которые помогают рассказать ребятам о приметах каждого месяца.

Т. Ш. Крюкова «Сказки почемучки».[14]

Сказка «Почему грибной дождик с солнцем дружит» приглашает ребят в гости к дождливой семье. В этой семье все работают дождями, и каждый дождь твердо знает «свое место и время». Так ребята знакомятся с разными видами дождей: Косохлестом, который дружит с Порывистым Ветром; с бабушкой Морось, которая «принималась осенью за дело», с папой Ливнем, мамой Дождиной. Однажды рождается в их семье маленький дождик - Ситничек. И многочисленная родня никак не может прийти к общему мнению, как и где должен работать Ситничек. У Ситничка была своя заветная мечта - он хочет приносить людям радость! Но никто не хотел слушать маленького дождика. Тогда Ситничек решает свою судьбу сам…

В книге «Сказки Почемучки» есть еще немало замечательных поучительных сказок: «Откуда у дятла красная шапочка?», «Почему в году четыре сезона?», «Почему летучая мышь вниз головой спит?» и др.

На той же доброй, радостной ноте написан цикл книг Александра Тихонова «Времена года»

Основная цель издания - дать учащимся дополнительные знания о живой природе, помочь лучше усвоить материал основного курса. Сезонные явления в жизни растений и животных, особое внимание уделено редким и исчезающим видам.

Главные герои книги: Сорока Варвара, Следопыт, мальчуган Олеська - рассказывают о природе, путешествуют по окружающему миру, знакомят со временами года.

Сорока Варвара - в разделе «Варварины новости» делится самыми свежими новостями, лесными приметами и другими впечатлениями от смены времен года.

Следопыт - удивительный человек, исходивший вдоль и поперек все лесные чащи. Он знает всех птиц и зверей, жучков и паучков, все травки и цветочки. У него есть своя «Школа Следопыта», которая многому научит детей. Следопыт расскажет об удивительных животных, научит узнавать зверей по повадкам, а птиц - по голосам.

Мальчуган Олеська в своих «Олеськиных рассказах» - неутомимый выдумщик и искатель приключений - рассказывает обо всех удивительных историях в лесу, на даче и в школе.

В разделе «Узелки на память» можно познакомиться с ядовитыми растениями и грибами и запомнить, что такие лесные дары ни в коем случае нельзя класть в свои корзины.

Рассказы, отмеченные специальными «книжными» значками - это рассказы о редких растениях и животных «Красной книги России.

Издательство «Мнемозина». Серия книг «Что говорит наука…»: «Вселенная», «Земля», «Море», «Климат».

Эти книги - четыре удивительных путешествия по окружающему миру. Иллюстрации в книге, словно рисованные мультипликационные фильмы, сопровождаются небольшими познавательными текстами. Животные, насекомые, птицы на иллюстрациях всегда улыбаются, создают атмосферу добра и гостеприимства. Поэтому сразу же хочется окунуться в море, поплавать с черепашками, посмотреть на коралловые рифы, покататься на морском ките или слонах. В конце каждой книги издатели предлагают самые интересные факты.

«Климат» - книга расскажет об удивительных превращениях и разных свойствах воды, о смене времен года, о климате и погоде, почему в одни дни тепло, а в другие холодно? И как правильно одеваться в разную погоду?[10]

Книга «Море» расскажет нам о мировом океане и его обитателях, познакомит с айсбергами, подводными вулканами и морскими цветами. Также мы сможем совершить познавательную экскурсию на дно океана, и узнать есть ли там жизнь.

«Вселенная» - расскажет о планетах солнечной системы, астероидах, кометах и космической пыли. Также в книге можно найти простые и наглядные эксперименты о движении Земли вокруг Солнца, и смене дня и ночи.[4]

В книге «Земля» мы найдем небольшие рассказы о различных местах обитания растений и животных, населяющих нашу планету. И сможем узнать, как они приспосабливаются к окружающей среде?[8]

Серия предусматривает чтение родителей детям, а затем совместное обсуждение прочитанного и последующее выполнение практических заданий. Предлагаемые игры, эксперименты и творческие задания превратят процесс обучения в увлекательное для ребенка исследование вещей и явлений, будут способствовать развитию любознательности и наблюдательности.

Автор книг «Здравствуй физика», «Мы едем, едем, едем» Леонид Гальперштейн предлагает ребятам познакомиться с миром техники. Новая книга из серии «Познаем мир» - «Люди и крылья: моя первая книга о технике».

Книга об истории покорения воздушного пространства человеком, о том, как устроены самолеты и ракеты, почему они могут летать, подниматься в воздух и преодолевать огромное расстояние. Книга с доступным текстом и яркими познавательными иллюстрациями.[5]

Серия книг Ефрема Левитана «Астрономия для умненьких детей» должна заинтересовать детей самой увлекательной наукой о вселенной - Астрономией.

Всего в серии 10 книг. Все они красиво и красочно оформлены, с хорошими пояснениями, они дадут возможность ребенку прикоснуться к астрономии на доступном для него уровне! Книги этой серии - начальная ступенька к ее изучению. Тексты книг построены в стиле беседы с маленькими читателями.

Последняя 10-ая книга «Ау, инопланетяне!» будет интересна не только детям, но и взрослым: одиноки ли мы во Вселенной или разумные существа живут во многих Солнечных системах и галактиках? Прочитав эту книгу, дети узнают, что же думают об этом ученые. Дети узнают о своем «адресе во Вселенной», о том, где находится наша Галактика, как она устроена и где в ней расположено Солнце, а также о таинственных радиосигналах, о радиотелескопах, помогающих раскрывать тайны вселенной, о «космических чудесах» и многом другом.

Хочется отдельно сказать о книгах серии «Читаем сами», «Я умею читать», «Моя первая книга» издательства Белый город.

В них богатейший, разнообразный материал. Книги этих серий отличает превосходное качество, занимательный материал, у многих книг - крупный размер шрифта. Кроме этого, в книги вплетены яркие иллюстрации - великолепные картины лучших художников, изумительные фотографии природы и окружающего мира. Мир, который нас окружает - полон чудес. И все чудеса - раскрываются перед детьми. Книги серии способны удивить, увлечь, заинтересовать! Авторы книг - молодые, но уже завоевавшие себе имя писатели: Ирина Голицина, Ольга Колпакова, Светлана Лаврова, Татьяна Жукова, Инна Гамазкова, Наталья Майорова.

«Занимательная география», «Царство цветов», «Занимательное природоведение» и другие - увлекательные рассказы о разных странах, о мире животных, в которые вплетены сказки, легенды, былины, ошеломляющие научные факты. Дети познакомятся не только с известными природными явлениями, основами географии, историей стран мира, но и узнают много интересного о редких явлениях: явления зеленого луча, познакомятся с деятельностью вулканов, какие бывают снежинки, есть ли польза от гроз и вулканов, почему снег белый, а лед прозрачный и многое другое. Книги однозначно помогут расширить кругозор, усвоить начальные знания по школьным предметам. Но самое главное - эти книги учат бережно и любовно относиться к нашему общему Дому - прекрасной планете Земля! Авторы книги продолжают традицию «школы» В. Бианки. [8.11]

 

 

 

 

 

Заключение

«Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, - говорил известный российский ученый Д.С. Лихачев, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам» [25]

Сомнения в правильности этого высказывания вряд ли у кого возникнут. Однако мы считаем, имеется в виду не только художественная литература. Для приобретения обширного опыта человеку нужны разные книги, в том числе научно-популярные и энциклопедические.

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. 300 страниц про зверей и птиц: хрестоматия / худож.: Т. Васильева, В. Романова. - М.: Махаон, 2007. - 320 с.: ил. - (Хрестоматия для детского чтения).
  2. Барцотти, Ренцо. Животные рядом с нами: путеводитель юного натуралиста / Р.Барцотти; пер. с ит. Ю. Гаврилова. - М.:Росмэн,2006.-96 с.
  3. Булычёв Кир. Тайны древнего мира. М.: Армада,2001.-192с.
  4. Вселенная: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 38 с.- (Что говорит наука).
  5. Гальперштейн, Леонид Яковлевич. Люди и крылья: моя первая книга о технике / Л.Я. Гальперштейн; исп. И. В. Воронов. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 155 с. - (Познаем мир).
  6. Дзир В.В. Научно-познавательная литература. //http: //www.solnet.EE
  7. Дружинина Н.М. Использование научно-познавательной детской книги в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие к спецкурсу/Н.М. Дружинина. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.124-144),
  8. Жукова, Татьяна Александровна. Царство цветов / сост. Т. А. Жукова. - М.: Белый город, 2008. - 30 с. - (Читаем сами. Мир вокруг нас).
  9. Земля: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).
  10. Климат: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).
  11. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательное природоведение / О. В. Колпакова; худож. Ю. Н. Абрамова; ред. Н. С. Жукова. - М.: Белый город, 2009. - 143 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).
  12. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательная география / О. В. Колпакова. - М.: Белый город, 2009. - 127 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).
  13. Крюкова, Тамара Шамильевна. Лесной календарь: поэзия / Т. Ш. Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2006. - 48 с.: ил.
  14. Крюкова, Тамара Шамильевна. Сказки почемучки: художественная лит-ра / Т.Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2005. - 63 с.:
  15. Левитан, Ефрем Павлович. Ау, инопланетяне! / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. — М.: Белый город, 2008. - 31 с.
  16. Левитан, Ефрем Павлович. В семье Солнышка «танцуют» все / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.
  17. Левитан, Ефрем Павлович. Длинноволосые звезды / Е. П. Левитан; худож. З.Н.Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.
  18. Левитан, Ефрем Павлович. Звездные картинки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.
  19. Левитан, Ефрем Павлович. Звезды - солнышкины сестрички / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31с.
  20. Левитан, Ефрем Павлович. Камни, которые упали с неба / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.
  21. Левитан, Ефрем Павлович. Луна - внучка Солнышка / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.
  22. Левитан, Ефрем Павлович. Маленькие планетки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31с.
  23. Левитан, Ефрем Павлович. Твое Солнышко / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина, 2005. - 31 с.
  24. Левитан, Ефрем Павлович. Твой звездный город - Галактика / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31с.
  25. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1989. – 238 с.
  26. Море: научно-популярная литература / Н Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).
  27. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С.Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Академия, 1999.-248с.

Информация о работе Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников