Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76
Помощники ведущего:
Самуил Яковлевич
Маршак родился в городе Воронеж
в семье мастера-мыловара. Семья
была многодетной, а родители часто
были заняты на работе. Вот и приходилось
маленькому Самуилу занимать братьев
и сестер сказками и стихами собственного
сочинения. А потом были долгие годы
учебы в гимназиях в
С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете, а еще он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год, время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.
Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Но детей надо было не только отмыть , одеть и накормить, их надо было воспитывать, чтобы они вырастали не преступниками и лентяями, а нормальными трудовыми людьми. Чтобы дети учились и получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением, спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как пригодились тогда книги Маршака! Организовывает он и первый детский театр, пьесы для которого пишет сам.
Появляется целый “Детский городок” со своей школой, детским садом, столярной и слесарной мастерской, библиотекой и различными кружками.
Ведущий: А чтобы детям было учиться нескучно, Маршак придумал веселую азбуку и счет.
(Выходят дети с рисунками забавных букв и цифр в руках, читают стихи.)
А. |
“Аист с нами прожил лето, |
Б. |
“Бегемот разинул рот: |
В. |
“Воробей просил ворону |
Г. |
“Гриб растет среди дорожки,- |
Д. |
“Дятел жил в дупле пустом, |
Е. |
“Ель на ежика похожа: |
Ж. |
“Жук упал и встать не может. |
Один. |
“Вот один иль единица, |
Два. |
“А вот это цифра два, |
Три. |
“А за двойкой – посмотри – |
Ведущий: Да, так обучаться грамоте и письму – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
(Ведущий загадывает загадку, дети отгадывают, а на интерактивной доске появляется ответ в виде рисунка.)
а) |
Шумит он в поле и в саду, а в
дом не попадет, |
б) |
Что такое перед нами: |
в) |
Принялась она за дело, |
г) |
Бьют его рукой и палкой, |
д) |
Мы ходим ночью, ходим днем, |
е) |
В полотняной стране |
(Ведущий подходит к выставке детских рисунков.)
Ведущий: А еще Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных и детей учил этому трепетному вниманию к “братьям нашим меньшим”. О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее “Детки в клетке”. А вы нарисовали картинки к этой книге. Получился “Наш вернисаж”. Ну а стихи к этим картинкам вы прочтете сами.
(Дети читают стихи.)
Слон:
“Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две ,а все четыре!”
Жираф:
“Рвать цветы
легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок”.
Тигренок:
“Эй, не стойте слишком
близко –
Я тигренок, а не киска!”
Белые медведи – “У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!”
Зебры:
“Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
Разрисованы лошадки
От копыт до головы”.
Верблюд:
“Бедный маленький
верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!”
Обезьянка:
“Приплыл по океану
из Африки матрос,
Малютку обезьянку в подарок нам привез.
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах”.
Львята:
“Вы разве не знаете
папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко”.
Ведущий: С.Я. Маршак был не только детским писателем, но и талантливым переводчиком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки, и произведения Р. Бернса, и У. Шекспира, и детские книги Д. Родари, и Л. Кэррола, и Р. Киплинга, а для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
(На интерактивной доске иллюстрации книг.)
Помощники ведущего:
“Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать,
Не может Болтая, не может Шалтая,
Болтая-шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!”
Ведущий: Помимо всех остальных талантов был у Маршака еще один талант – педагогический. А воспитывал детей С.Я.Маршак не строгими нотациями, а веселыми стихами.
Помощники ведущего:
(“Про одного ученика и шесть единиц”, отрывок, на интерактивной доске иллюстрация.)
“Пришел из школы
ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: “Очень плохо”.
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб”.
(На интерактивной доске иллюстрации.)
Ведущий: Вы, ребята, уже знаете, что С.Я. Маршак писал не только стихи и сказки, но и сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским драматургом. Он написал пьесы: “Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать, “Двенадцать месяцев”.
А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины. Угадайте, что за сказка Маршака воплощена на экране?
(На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма– сказки “Двенадцать месяцев”.)
Ведущий: А еще пьесы Маршака никогда не устаревают. Они и по сей день живут на школьной сцене.
(Мини-спектакль по пьесе Маршака “Кошкин дом”.)
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня на нашем литературном утреннике мы говорили о замечательном человеке – С.Я. Маршаке.
Просто удивительно, как хорошо вы знаете его творчество! А еще удивительней, как хорошо он знаком с каждым из вас. Помните, что у вас есть хороший друг – Самуил Маршак.