Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76
Оформление:
Оборудование:
Компьютерная презентация.
Ход урока
Учитель:
Ребята, сегодня у нас с вами заключительное мероприятие, посвященное выдающемуся детскому поэту С.Я. Маршаку. В течение месяца вы плодотворно работали: читали его книги, знакомились с биографией, составляли занимательные задания, оформили две стенгазеты, рисовали иллюстрации. А сегодня Маршак приглашает вас в свой город.
Настежь дверь. Быстрый шаг –
Появляется Маршак
В круглых роговых очках,
У него портфель в руках,
Толстый, словно бочка, -
Не замкнуть замочка.
Он поэмами набит,
Он рассказами раздут.
Сел Маршак и говорит:
- Все ребята в сборе тут? (К. Высоковский).
Учитель:
Давайте вспомним основные этапы жизни Маршака. (Дети рассказывают интересные сведения из биографии поэта).
Вначале мы с вами побываем на Детской площадке, вы прочитаете полюбившиеся вам стихи С.Я. Маршака.
Сегодня дети Маршаку
Приносят свой привет.
Его чеканную строку
Мы знаем с детских лет (А. Барто).
А сейчас мы с вами побываем в Библиотеке Маршака. Как говорил Самуил Яковлевич:
«Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года».
Викторина «Человек рассеянный». Я зачитываю вам названия книг, который человек рассеянный прочитал в библиотеке, а вы определите, ничего ли он не перепутал?
Учитель:
Следующий этап нашего путешествия в город, который построил Маршак – Доска почета и уважения. Ребята показывают свои рисунки к стихам Маршака и дают отзывы о прочитанном.
Учитель:
Сейчас мы побываем в Детском театре, ученики нашего класса покажут инсценировку сказки «Старуха, дверь закрой!»
В сегодняшнем спектакле
Все бороды из пакли,
А царская корона
Из лучшего картона!..
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски?
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки! (С. Маршак).
Учитель:
Последний этап нашего мероприятия – Доска объявлений. Герои Маршака поместили на ней свои объявления. Постарайтесь ответить на вопросы викторины «Кто дал объявление?» Ваша задача определить автора объявления, и из какого стихотворения этот герой.
Учитель:
Закончить наше занятие я хочу пожеланием С.Я. Маршака:
«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет путь у вас
А сердце умным будет».
Урок по теме: «С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят»
Цели
Оборудование: учебник О. Джежелей “Чтение и литература”, портрет писателя и рисунки детей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Чтение эпиграфа на доске учителем.
“… Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна-
Литературная…”
2. Артикуляционная гимнастика:
а) вводная часть:
Ключик к литературной стране – зрительный диктант (по Федоренко)
б) “Гармошка”. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывать язык от нёба, сильно оттягивать в низ нижнюю челюсть.
в) чтение слогов. Слияние, открытых, закрытых (на доске).
г) чтение “паровозиком” эпиграфа!
3. Вступительная беседа.
Поэзия окружает нас с детства. Когда вы были маленькие, мама пела вам колыбельные. Становясь старше, вы уже сами разговаривали и читали стихи. Удивительный мир поэзии учит нас чувствовать, мыслить, говорить. Попробуем сейчас доказать друг другу, что чтение стихов - это увлекательное занятие. Кроме того, стихи интересно не только читать, но и перечитывать, и вы сейчас в этом убедитесь.
Домашнее задание было прочитать сказку С.Я. Маршака “Курочка Ряба и десять утят” и нарисовать картинки к ней. Это и будет темой нашего урока.
Сказка большая, а урок у нас один, поэтому дома вы уже прочитали сказку, и сейчас будем доказывать, что перечитывать тоже интересно, особенно когда у нас есть ваши замечательные рисунки.
(На доске рисунки детей к сказке).
Автор – Самуил Яковлевич Маршак - первые детские книжки выпустил 80 лет назад – в начале 20 годов XX века. Маршака дети знают еще, не умея читать, вы все видели картинки, когда мама вам читала. Посмотрите, знакомы ли вам эти иллюстрации к стихам Маршака?
(Показ учителем детских книг Маршака).
Маршак был удивительно
Итак цель нашего урока: Уметь находить главную мысль сказки; делить текст на части, учиться пересказывать и работать над техникой чтения.
4. Проверяем домашнее задание: читаем сказку и пробуем с помощью ваших рисунков разбить ее на части.
Но вначале ответьте на вопрос это р.н. сказка или литературная? Почему? Ответ учеников - литературная т.к. написана автором.
Читаем “паровозиком” с
Ребята чье чтение вам больше всего понравилось? Почему?
5. Физминутка
Ритмическое чтение с хлопанием в ладоши – 1 строка
2 строка – топаем ногами
3 строка – приседание
4 строка – хлопки с притопами
Тра-та, та-та-та, тра-та,та-та-та
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та,та-та-та
Тра-та, та-та-та, тра-та!
6. Работа с текстом. Учимся делить текст на части, эпизоды.
1 эпизод- предисловие
2 эпизод- дед, баба, яичко () 1,2 рисунка детей
3 эпизод – яйцо разбилось, все плачут (3 рис)
4 эпизод – баба жалеет курочку
5 эпизод - вылупились детки (рис 4)
6 эпизод – на прогулке, травка (5 рис)
7 эпизод – у пруда (6,7,8 рис)
8 эпизод – кошка (9 рис)
9 эпизод – храбрая курочка (10 рис).
Чтение выборочное по ходу деления текста на части.
7. Работа над пересказом. Ученики пересказывают сказку по эпизодам, с помощью рисунков.
Домашнее задание пересказ сказки
8. Работа над техникой чтения. Учащимся дается задание: прочесть сказку с конца к началу по предложениям. Работа в парах.
ИТОГ УРОКА: Ваши впечатления от урока? Нарисуйте мордочку человечка, которая больше подходит к вашему настроению после урока.
Приложение 2
Оформление и оборудование: на сценической площадке кубы и лесенки – станки, в зале выставка детских рисунков по книгам С.Я.Маршака и книг автора, интерактивная доска и компьютер для демонстрации фильмов, слайдов, музыкальная аппаратура, микрофоны.
(Звучит веселая музыка. На интерактивной доске портрет Маршака.)
Ведущий:
“Кто стучится
в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
– Кто не знает
этих стихов! Но сегодня у нас
в гостях совсем не почтальон, а любимый
детский писатель Самуил Яковлевич
Маршак! Это его умные и добрые
книжки встречают нас в раннем
детстве и сопровождают в детском
саду и школе, помогая понять окружающий
мир, вырасти хорошими людьми, а потом,
уже став родителями, сделать мир
своих детей ярким и
(Чтение в лицах.)
Помощники ведущего:
– Лисавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела.
Голова еще цела.
– Где ты был?
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки.
– Сколько взяли?
– Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
– Кто отгрыз?
– Собаки!
– Сыт ли, милый куманек?
– Еле ноги уволок!
Ведущий: Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. А вот мы и проверим, из каких произведений эти строчки, каков их сюжет и в чем смысл: (на интерактивной доске иллюстрации )
(“Сказка о глупом мышонке”.Дети поясняют смысл сказки в виде интервью.)
(“Вот какой рассеянный”)
(“Рассказ о неизвестном герое”)
(“Дом, который построил Джек”)
(“Мельник, мальчик и осел”)
(“Багаж”)
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)
Ведущий: Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
(На интерактивной доске слова Маршака. Их читает ведущий.)
“Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх”.
Ребята-пятиклассники знают, что с помощью детской энциклопедии в нашей библиотеке можно узнать о жизни любого известного человека.
Вот что они узнали о жизни С.Я. Маршака.
(На интерактивной доске детские и семейные фотографии Маршака, снимки его встреч с детьми и выступлений перед детской аудиторией.)