Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:20, курсовая работа
Актуальность. Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ І. ОБРАЗ ПЕТРА І В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………........................................................................5
РАЗДЕЛ ІІ. ВИДЕНИЕ ОБРАЗА ПЕТРА І ПУШКИНЫМ……………………………………………………………………10
2.1. Петров образ в прозе «Арап Петра Великого»……………………………..11
2.2. Трактовка образа Петра І в поэме «Полтава»………………………………14
2.3. Двойственность отношения А.С. Пушкина к Петру І в «Медном всаднике»…………………………………………………………………………..17
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………………..23
Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. Но лучше ли стали жить простые русские люди? Счастливы ли они в прекрасном городе Санкт-Петербурге? Наверное, трудно найти в творчестве А.С. Пушкина каких-либо однозначных утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема, одной из главных фигур в которой является фигура Петра Первого. Пушкин объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности. Образ Петра не случайно становится одним из центральных в его творчестве. Петр – символ русской истории, загадочной и противоречивой.
2.1. Петров образ в прозе «Арап Петра Великого».
Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, выведя ее на новый уровень. Тема Петра - «сквозная» тема в русской литературе вообще и творчество А.С. Пушкина – не исключение. По мнению Пушкина, Петр – «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке. История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка соединяет себя с нею. Исчезая, как отдельная личность, они обретают историческое бессмертие.
12
История мыслится Пушкиным не как нечто
противоположное личности, а как живая
цепь живых человеческих жизней. История
– это поколение простых, «неисторических»
личностей, это цепочка, в которой могилы
предков, хоровод взявшихся за руки живых
и колыбели детей составляют единый круг
бессмертия. Прогресс заключается в накоплении
памяти человечества, то есть культуры,
и в духовном росте отдельного человека.
Отсюда интерес позднего Пушкина к истории,
которая проявляется в дневниках частных
людей, эпизодах живой жизни различных
эпох.
В повести «Арап Петра Великого» Пушкин
продолжает развивать тему занятости,
увлеченности Петра Первого. В повести
Петр привозит Ибрагима в строящуюся столицу,
которая, «поднималась из болота по манию
самодержавия». Петр работает там целыми
днями. В незаконченном романе «Арап Петра
Великого» мы наблюдаем за царем глазами
прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала,
сына абиссинского эмира, похищенного
турками и присланного ко двору Петра
I, который его воспитал и очень любил.
Личность царя предстает пред читателями
в романе с разных сторон: вот он – Пётр,
в его отеческой заботливости, любви и
опеке об Ибрагиме, вечный деятель с покоряющей
простотой и непринуждённостью в обхождении
с людьми, царь с негативным отношением
к аристократии, уж больно походившей
на западный манер такой же пустой и мотовской.
Наконец, в сюжетной линии Ржевских четко
изображается еще одна главная черта характера
Петра – его деспотизм. Мы видим четкое
проявление его деспотизма в той ситуации,
когда он сосватал дочь за своего любимца
Ибрагима, тем самым разрушив счастье
Наташи и Валериана. Помимо деспотизма
и жестокости здесь, также, прослеживается
самолюбие царя, которое стоит превыше
счастья собственной дочери.
13
Петр – явно выраженный европеец, враждебно настроенный на реакционную старину, но этот европеизм не мешает ему оставаться русским человеком. Ему не чужды русские нравы и обычаи и они не кажутся ему проявлением дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России».
Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроиться, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством» [7].Такая обеспокоенность и заботливость об Ибрагиме походит на отцовскую любовь. Склонность Петра к веселью, добродушное лукавство, гостеприимство, желание жить на широкую ногу – всё это дополняет образ Петра, делая его при этом, по истине русским человеком. Автор, также, не забывает упоминуть и о демократичности Петра. Царь судит о людей и выбирает себе в помощники не выходцев из семей с хорошей родословной, а тех, кто богат умственными способностям, знаниями. Нисколько не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Несмотря на незаконченность романа, произведение было принято и одобрено современниками Пушкина и получило высокую оценку. В.Г. Белинский, воодушевившись романом, писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман».
14
2.2. Трактовка образа Петра І в поэме «Полтава».
Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава»(1828—1829). Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию. В поэме «Полтава» Пушкин развивает, волновавшую его в то время, государственную тему. По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина и поэтому осталась непонятой и неоцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Сложность состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, но связанные между собой темы. Первая тема – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу:
15
…^ Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.[11]
Центральным эпизодом этой темы является
Полтавский бой, центральным героем ее
– Петр І
Другая тема, которая не могла не встать
перед Пушкиным как государственным мыслителем,
- тема многонациональности русского государства,
вопрос об исторической закономерности
объединения разных наций в пределах одного
государства и прочности их связи с русским
народом и государством. Эту тему Пушкин
развивает на примере Украины, поставив
в центр образ Мазепы, пытавшегося при
помощи шведских войск оторвать Украину
от России.
В поэме Пушкин показывает Мазепу не
как патриота, борющегося за освобождение
своей родины, а коварного властолюбца,
презирающего и свободу и родину.
Каким предстает перед нами Петр I со
страниц поэмы «Полтава»? В центре поэмы
- изображение полтавского боя, решающей
битвы русского и шведского войска. П.
наделен сильным характером, он не знает
промежуточных состояний и если гневен,
то гневен, если весел, то весел, а если
добр, то добр. Но в отличие от остальных,
П. одушевлен не местью (как Кочубей), не
жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью
государственного делания.Для раскрытия
образа Петра I Пушкин использует антитезу,
противопоставляя ему Карла ХII. Петр "весь,
как божия гроза», «движенья быстры», «он
промчался
16
пред полками». Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Благодаря этому мы проникаемся величием и важностью предстоящего события. Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе:
^ Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
В то время как
...Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Возникает ощущение противостояния энергии, динамики Петра пассивности, статике Карла. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе:
17
^ Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Пушкин восхищается благородством Петра
на пиру:
^ Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
^ Заздравный кубок подымает.
Пушкин, тем самым, показывает благородство Петра, пьющего за здоровье своих врагов. Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества.
Значительность роли Петра I в поэме подтверждает эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего «от сильных, гордых сих мужей...». Осталась только история — огромный памятник Петру I. Памятник — главное, что есть в эпилоге, главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр I становится, можно сказать, идеальным героем. Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I еще и потому, что он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности. Он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».