Образ Петра І в произведениях А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ І. ОБРАЗ ПЕТРА І В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………........................................................................5
РАЗДЕЛ ІІ. ВИДЕНИЕ ОБРАЗА ПЕТРА І ПУШКИНЫМ……………………………………………………………………10
2.1. Петров образ в прозе «Арап Петра Великого»……………………………..11
2.2. Трактовка образа Петра І в поэме «Полтава»………………………………14
2.3. Двойственность отношения А.С. Пушкина к Петру І в «Медном всаднике»…………………………………………………………………………..17
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

          И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Кумир в данном случае — ложный Бог, это государственная власть, присвоившая себе божественные прерогативы. Петр I — покоритель стихии в поэме, и образ его ощутимо меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Казалось бы, Петр становится отрицательным героем, но

20

нельзя забывать о прологе поэмы. Историческое обрамление и появляющийся в «Медном всаднике» мотив безусловной, безоговорочной любви к Петербургу:

^ Люблю тебя, Петра  творенье,

 

Люблю твой строгий, стройный вид,

 

Невы державное теченье,

 

Береговой ее гранит… 

дают второй вариант прочтения поэмы. Эти два прочтения заложены А. С. Пушкиным изначально. И он не предлагает выбирать именно одно. Вероятно, подобная вариативность определяется самой темой произведения — поэма посвящена трагизму и неразрешимости русской (да и вообще — какой бы то ни было) истории. А.С.Пушкин не дает прямого ответа на вопрос, а лишь позволяет читателю увидеть Петра I в новом качестве. В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Эти противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Пушкин нам показал в поэме, как богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный – город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России. А как сам автор относится к своему герою - Медному всаднику?

Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых, бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

21

Кому в конечном итоге отдает свои симпатии автор: бедному Евгению, который мечтает о личном счастье, о мирной семейной жизни, или Петру, одновременно патриоту-реформатору и деспоту-крепостнику?

Для А.С.Пушкина оба героя равновелики. Прав Петр со своими грандиозными планами. Не менее прав Евгений, требующий покоя и счастья. На историческом и бытовом материале поэт решает философские вопросы большой важности: человек и государство, государство и частная жизнь, человек и историческая необходимость.

В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта».

Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

ВЫВОДЫ

В заключении, хотелось бы сказать, что в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал «ничтожными наследниками северного исполина». Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет: «В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика». Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.

Подводя итог работе, мы можем ответить на один главный вопрос: почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра І? Во – первых, и в самых главных, Петр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь, будучи сложной, но в то же время, интересной личностью, он был привлекателен для А.С. Пушкина, во-вторых - сам автор, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с царем.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Стансы», «Заметки по русской истории 18 века», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра».  Также, используя опыт А.С. Пушкина в работе над темой Петра, многие современники создали произведения, являющиеся литературным наследием.

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бушуев С.В. История Государства Российского, историко-библиографические очерки/С.В. Бушуев. – Книжная палата. – 1994. –С.283.
  2. Конгрив, У. Так поступают в свете/У. Конгрив. – Комедии. – 1977. – С.273.
  3. Moses S. A congratulatory poem to the high and mighty czar of Moscovy, on his arrival in England/S.Moses. – London. – 1698.
  4. Маколей Т. История Англии /Т. Маколей. –Полное собрание сочинений. – 1865. – Т. 13. С. 62.
  5. Diderot D. Sur la Russe Mélanfes et morceaux divers/D.Diderot. –Contributions à l’Histoire des deux Indes, éd. G. Goggi. – 1977.
  6. Wilberger C. H. Peter the Great: an eighteenth–century hero of our times? /C.H.Wilberger. – Studies on Voltaire and the eighteenth century. – 1972. – P. 93–97.
  7. Гюго В. Собр. соч./В. Гюго. – В 15 т. – М., 1953 – 1956. – Т. 1 –15.
  8. Сталь Ж. де. 1812 год. Баронесса де Сталь в России /Ж. Сталь. – Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1991. – С. 19-64.
  9. Пушкин А.С. «Полтава»/ А.С. Пушкин. – Москва. – 1828 – 1829.
  10. Пушкин А.С. «Медный всадник»/ А.С. Пушкин. – Москва. – 1833.
  11. Пушкин А.С. «Арап Петра Великого»/ А.С. Пушкин. – 1827.
  12. Дюма А. Кавказ/А. Дюма. – Тбилиси: Мерани, 1988. – 98 с.
  13. Гроссман Л.Н. Бальзак в России /Л. ГроссманЛ.Н. – Т. 31-32. – М.: Наука. -1937. -С. 149-335.
  14. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя/Ю.М. Лотман. – Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1983.
  15. Томашевский, Б.В. Пушкин. Работы разных лет/Б.В. Томашевский. – М.: «Книга», 1990.
  16. Тимина Т. Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина/ Т.Тимина. – [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com

 

 


Информация о работе Образ Петра І в произведениях А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»