Образ Петра І в произведениях А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:20, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность. Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ І. ОБРАЗ ПЕТРА І В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………........................................................................5 РАЗДЕЛ ІІ. ВИДЕНИЕ ОБРАЗА ПЕТРА І ПУШКИНЫМ……………………………………………………………………10 2.1. Петров образ в прозе «Арап Петра Великого»……………………………..11 2.2. Трактовка образа Петра І в поэме «Полтава»………………………………14 2.3. Двойственность отношения А.С. Пушкина к Петру І в «Медном всаднике»…………………………………………………………………………..17 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………………..23
Кумир в данном случае — ложный
Бог, это государственная власть, присвоившая
себе божественные прерогативы. Петр I
— покоритель стихии в поэме, и образ его
ощутимо меняется по сравнению с предыдущими
произведениями. Казалось бы, Петр становится
отрицательным героем, но
20
нельзя забывать о прологе поэмы.
Историческое обрамление и появляющийся
в «Медном всаднике» мотив безусловной,
безоговорочной любви к Петербургу:
^ Люблю тебя, Петра
творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
дают второй вариант прочтения
поэмы. Эти два прочтения заложены А. С.
Пушкиным изначально. И он не предлагает
выбирать именно одно. Вероятно, подобная
вариативность определяется самой темой
произведения — поэма посвящена трагизму
и неразрешимости русской (да и вообще
— какой бы то ни было) истории. А.С.Пушкин
не дает прямого ответа на вопрос, а лишь
позволяет читателю увидеть Петра I в новом
качестве. В поэме словно происходит раздвоение
личности царя: два противоположных начала
нашли отражение в разных литературных
героях: образе Петра и образе Медного
всадника. Эти противоречия в основателе
новой столицы отражаются и в облике самого
города. Пушкин нам показал в поэме, как
богатство и роскошь соседствуют с бедностью
(«Город пышный – город бедный»). Именно
Петр закрепил это социальное неравенство,
закрепил абсолютную монархию в России.
А как сам автор относится к своему герою
- Медному всаднику?
Это отношение неоднозначно.
Это уже не великий преобразователь, а
грозный, ужасный царь, который, совершая
великие деяния в интересах государства,
совсем не думает о простых, бедных людях.
Все его реформы тяжелым бременем легли
на плечи народа: за время царствования
Петра население России сократилось на
1/3.
21
Кому в конечном итоге отдает
свои симпатии автор: бедному Евгению,
который мечтает о личном счастье, о мирной
семейной жизни, или Петру, одновременно
патриоту-реформатору и деспоту-крепостнику?
Для А.С.Пушкина оба героя равновелики.
Прав Петр со своими грандиозными планами.
Не менее прав Евгений, требующий покоя
и счастья. На историческом и бытовом материале
поэт решает философские вопросы большой
важности: человек и государство, государство
и частная жизнь, человек и историческая
необходимость.
В. Г. Белинский говорил, что
«Медный всадник» вместе с «Полтавой»
образуют «самую великую «Петриаду», какую
только в состоянии создать гений великого
национального поэта».
Мысли Петра – историка определяли
создание исторической прозы, становление
которой мы видим в незавершённой поэтом
«Истории Петра», написанной в последние
годы его жизни.
22
ВЫВОДЫ
В заключении, хотелось бы сказать,
что в работе А. С. Пушкина над темой Петра
очевидна эволюция эпического содержания
петровской эпохи, а также политических
взглядов поэта. Эту эволюцию отражает
движение от стихотворения одического
характера через поэмы с усложняющейся
жанровой природой к эпическим жанрам
с возможностями изображения действительности
в единстве её противоречивых сторон.
Когда уходит из жизни незаурядный, великий
человек, в его бывшем окружении многого
не достаёт, исчезает тот центр, вокруг
которого всё собиралось, всё двигалось.
Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за
Петром на престол выходили правители,
которых Пушкин метко назвал «ничтожными
наследниками северного исполина». Пушкин
в своих произведениях ставил в пример
Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года
он пишет: «В нём немножко от Петра Великого
много от прапорщика». Этим Пушкин подчёркивает
неповторимую личность царя-реформатора.
Подводя итог работе, мы можем
ответить на один главный вопрос: почему
же Пушкин особо интересовался личностью
Петра І? Во – первых, и в самых главных,
Петр – величайший исторический деятель,
буквально перевернувший всю русскую
жизнь, будучи сложной, но в то же время,
интересной личностью, он был привлекателен
для А.С. Пушкина, во-вторых - сам автор,
зная историю своего предка – арапа Ганнибала,
чувствовал свою особую связь с царем.
Произведения, в которых Пушкин
упоминает Петра: «Стансы», «Заметки по
русской истории 18 века», «Моя родословная»,
«Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра
Великого», «История Петра». Также,
используя опыт А.С. Пушкина в работе над
темой Петра, многие современники создали
произведения, являющиеся литературным
наследием.
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Бушуев С.В. История Государства Российского,
историко-библиографические очерки/С.В. Бушуев. – Книжная палата. – 1994. –С.283.
Конгрив, У. Так поступают в свете/У. Конгрив. – Комедии. – 1977. – С.273.
Moses S. A congratulatory poem to the high and mighty czar
of Moscovy, on his arrival in England/S.Moses. – London. – 1698.
Маколей Т. История Англии /Т. Маколей. –Полное собрание сочинений. – 1865. – Т. 13. С. 62.
Diderot D. Sur la Russe Mélanfes et morceaux divers/D.Diderot. –Contributions à l’Histoire des deux Indes, éd. G. Goggi. – 1977.
Wilberger C. H. Peter the Great: an eighteenth–century hero of our times? /C.H.Wilberger. – Studies on Voltaire and the eighteenth century. – 1972. – P. 93–97.
Гюго В. Собр. соч./В. Гюго. – В 15 т. – М., 1953 – 1956. – Т. 1 –15.
Сталь Ж. де. 1812 год. Баронесса де Сталь в России /Ж. Сталь. – Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1991. – С. 19-64.