Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем
отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.
“Евгений Онегин” – реалистический роман. Метод реализма предполагает

Содержание

Введение
Татьяна Ларина до встречи с Онегиным
Отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Перевоплощение Татьяны
Образ Татьяны Лариной в оценки Белинского.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

tatyana_larina.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Луганский национальный университет 

имени Тараса Шевченко

 

 

 

 

 

Реферат по курсу исследовательская деятельность

На  тему: Образ Татьяны Лариной в  романе А.С. Пушкина.

 

 

Студентки 1 курса, группы О, ФИЯ

Сыромятниковой Светланы Евгеньевны

 

 

 

 

 

Луганск 2012 
                  

План:

Введение

  1. Татьяна Ларина до встречи с Онегиным 
  2. Отношения Татьяны Лариной и Евгения  Онегина.
  3. Перевоплощение Татьяны
  4. Образ Татьяны Лариной в оценки Белинского.

Заключение

Список использованной литературы

 

 Введение 
 
 
Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем  
отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.  
“Евгений Онегин” – реалистический роман. Метод реализма предполагает  
отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа: 
 
И даль свободного романа 
Я сквозь магический кристалл 
Еще неясно различал. 
 
Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще  
одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы. 
Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности,  
многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный репертуар. В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип , который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни" ( Белинский), а самого Пушкина "поэтом действительности" (Киреевский). Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на  
дальнейшее развитие русской литературы. 
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом  
показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении. Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”. Глазами столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву,  
сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”. Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.” 
И конечно же сама Татьяна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна Ларина до встречи с Онегиным

В связи с образом Татьяны вводятся рассказы об обычаях , "привычках милой старины" , гадания , сказочный фольклор . В них содержится определенная нравственность , связанная с народной философией . Так , сцена гадания выявляет философию женской души , русской души . Сама идея суженого связана с представлением о долге , суженый мыслится как предназначенный судьбой . Народная философия основана на предопределении , основным в жизни становится исполнение долга , исполнение предначертанного ( это подтверждается не только судьбой Татьяны , но и судьбой ее матери , няни ) . Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны , народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью . Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе . В обрисовке образа Татьяны , который столь дорог поэту , с не меньшей степенью ,чем в образе Онегина , чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде . Подобно Онегину и Ленскому , Татьяна чувствует себя чужой среди окружающих и так же мучительно ощущает это . Между тем , характер ее сложился в совершенно иной обстановке . Татьяна , в отличие от Онегина , выросла "в глуши забытого селенья" , в атмосфере русских народных сказок , "преданий простонародной старины " , рассказанных нянею , простой русской крестьянкой . Автор говорит о том , что Татьяна зачитывалась иностранными романами , с трудом изъяснялась на родном языке , но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" ( Под подушкой у Тани лежит французская книжка , но видит она русские " простонародные " сны ) . Татьяна - натура поэтическая , глубокая , страстная , жаждущая настоящей , большой любви .Став законодательницей мод в свете , она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты , духовного благородства , искренности и глубины чувств , поэтического восприятия природы , - но и приобрела новые ценные качества , сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина . Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины , но образ , не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни . Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком , она , как и Онегин , стала жертвой света . "Природа создала Татьяну для любви , общество пересоздало ее " , - писал В.Г. Белинский . Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной . Он сразу же оценил ее незаурядность , поэтичность , ее возвышенно -романтическую натуру и был немало удивлен тем , что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре . "Этому равнодушному , охлажденному человеку , - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов , чтобы понять разницу между обеими сестрами , - тогда как пламенному , восторженному Ленскому и в голову не входило , что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание , а просто хорошенькая и простенькая девочка , которая совсем не стоила того , чтобы за нее рисковать убить приятеля или самому быть убитым " ( Белинский В.Г.) . Татьяна , действительно , разитель... но отличается от окружающих ее людей . "Уездная барышня " , она , тем не менее , как Онегин и Ленский , тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой . " Вообрази , я здесь одна , / Никто меня не понимает " , - признается она в письме Онегину . Даже " в семье родной " она "казалась девочкой чужой " , избегала игр с подругами - сверстницами . Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности , исключительности натуры Татьяны , одаренной " от небес " "Воображением мятежным , / Умом и волею живой , / И своенравной головой , / И сердцем пламенным и нежным" ( 3 , ХХ1У ) В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала . Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом , привычками и традициями " милой старины ", она живет в другом - вымышленном , мечтательном мире . Татьяна - усердная читательница иностранных романов , главным образом нравоучительных и сентиментальных , где действуют идеальные герои , а в финале неизменно торжествует добро . Она предпочитает бродить по полям " с печальной думою в очах , с французской книжкою в руках " .

 

Отношения Татьяны  Лариной  и  Евгения Онегина.

Привыкшая отождествлять  себя с добродетельными героинями  любимых авторов, она и Онегина , столь не похожего на окружающих , готова принять за " совершенства образец " , как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо , - того героя о котором она давно мечтала . "Литературность" ситуации усиливается и тем , что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов . Однако , книжные заимствования не могут заслонить непосредственного , искреннего и глубокого чувства , которым проникнуто письмо Татьяны . Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини , прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих . Письмо это , наивное , нежное , доверчивое , окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны , в ее душевной чистоте и неопытности , в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками , оно оживило в нем лучшие , давно забытые воспоминания и чувства : Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил ; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет и вид унылый ; И в сладостный , безгрешный сон Душою погрузился он . И все же на страстное послание Татьяны , " где все наружи , все на воле " , Онегин отвечает холодной отповедью . Почему ? Прежде всего , конечно же , потому , что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга . Не забудем , что Татьяна полюбила на самом деле не Онегина , некий фантом , некий сочиненный ею образ , который приняла за Онегина . ( Выгодский Л.С.) . Между тем он , скептик и индивидуалист , превыше всего ценивший свою личную независимость , свою свободу , не мог и не хотел жертвовать ею никому и ничему . " Как ! он , перегоревший в страстях , изведавший жизнь и людей , еще кипевший какими -то самому ему неясными не ясными стремлениями , - которого могло занять и наполнить только что - нибудь такое , что могло бы выдержать его собственную иронию , - он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательности , которая смотрела на жизнь как он уже не мог смотреть ... И что же сулила ему в будущем эта любовь? "-разъяснял поведение Онегина Белинский . Действительно, ответить на любовь Татьяны значило для Онегина решиться на брак ( "Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной " - 4 Х1 ) , т.е. утратить свободу в отношениях только с женщинами , но и общества в целом . К тому же это ставило крест на кипевших в нем неясных стремлениях , о которых писал Белинский , явно имея в виду стремления гражданские , общественные . Отдадим Онегину должное . Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо , честно , открыл ей все как есть . Он признался , что Татьяна нравится ему , но он не готов к браку , не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом" , что интересы и цели у него иные , что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит . Словом , с точки зрения житейской Онегин вел себя безупречно ( " Не в первый раз он тут явил / Души прямое благородство " . Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку , о которой впоследствии будет горько сожалеть . При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны , не увидел , что перед ним редкостная , " гениальная натура " ( Белинский ) , наделенная исключительными способностями к духовно- нравственному развитию и самосовершенствованию . Он не ощутил , во - вторых , сколь глубоким , сильным и трагическим было чувство Татьяны , не почувствовал , что безответная страсть поставит героиню на край гибели ( " Увы , Татьяна увядает , / Бледнеет , гаснет и молчит !". Главное же - он не угадал , что любовь Татьяны - это дар судьбы , редкое счастье , ради которого стоило изменить свой образ жизни , привычки , планы на будущее . Уверенный , что до конца понял Татьяну , он разглядел лишь одну грань ее натуры . Ему казалось , что Татьяна - известный тип простодушной и мечтательной провинциалки , милой уездной барышни . Но ему остался неведом другой , скрытый пласт душевного мира Татьяны - ее укорененность в народной почве , глубинная , органичная связь с национальной традицией , фольклорно - поэтической стихией , с миром русской старины и русской природы , притом более всего - с русской зимой : Татьяна ( русская душою , Сама не зная почему ) С ее холодною красою Любила русскую зиму , На солнце иней в день морозный , И сани , и зарею поздней Сиянье розовых снегов , И мглу крещенских вечеров . Мало того, их сродство обретает здесь символический смысл , ассоциативно связывается с представлением о мраке и холоде как сущностных свойствах жизни вообще  ( Маркович В.М. ) . В результате создается впечатление , что готовность страдать , терпеть , безропотно нести свой крест , уходящая своими корнями в глубины народной этики , для Татьяны столь же естественна , как привычка жить в суровом климате . Теперь ясно , почему сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души , ее сущности " . Заменяя прямую и подробную характеристику героини , он позволяет проникнуть в самые сокровенные , неосознанные глубины ее психики , ее душевного склада ( Гуковский Г.А. ) . Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем , ибо " чудный сон" героини - это сон вещий . В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны , предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования : выход героини за пределы "своего" мира ( переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии ) . предстоящее замужество ( медведь - святочный образ жениха ) , появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной , доселе сокрытой сути , сборище " адских привидений" , так напоминающих гостей на именинах Татьяны , ссора Онегина и Ленского , завершившаяся убийством юного поэта , Главное же - героиня интуитивно прозревает сатанинское , демоническое начало в душе своего избранника ( Онегин как глава сонма адских чудовищ ) , что вскоре подтверждается его " странным с Ольгой поведеньем " в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским . Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина . Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя , сходного с персонажами любимых романов , то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность . Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина , Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете . " Но показался выбор их ей странен " , - замечает поэт . Удивляться этому не приходится . Провинциальная барышня , Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами . Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины 18 века . В этих романах , как уже говорилось , действовали герои благородные , добродетельные , верные законам долга и чести , способные совершить подвиг самопожертвования . В пылком воображении Татьяны все они " В единый образ облеклись ,/ В одном Онегине слились " (3 , 1Х ) . Теперь же , в библиотеке Онегина , Татьяна находит совсем иные книги , о которых не подозревала . Это новинки европейской литературы , главным образом , творения писателей -романтиков : Байрона , Шатобриана , Бенжамена  Констана и других - произведения , В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой , Себялюбивой и сухой , Мечтанью преданной безмерно , С его озлобленным умом , Кипящем в действии пустом . В отличии от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные , разочарованные и эгоистичные , герои , совершающие преступления , творящие зло и наслаждающиеся злом . Неудивительно , что Татьяне " открылся мир иной " - трагически - противоречивый душевный строй современного человека .Открылся ей отчасти и характер самого Онегина . Ведь с особым вниманием читает она страницы , где встречаются на полях его замечания , " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким словом , то крестом , / То вопросительным крючком ". Татьяна начинает понимать : если и можно сравнить Онегина с литературными героями , то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века , а с холодными и скучающими героями литературы новейшей . Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаенный душевный мир , как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу . Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на " заповедную территорию " , получить доступ к тайнам души своего избранника ." Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир , в его душу !" -заметил А.Л. Слонимский . Теперь - то , кажется Татьяне , она до конца поняла Онегина , разгадала его тайну : " Ужель загадку разрешила ? Ужели слово найдено ?" ( имеется ввиду слово , зашифрованное в шараде ).Отныне он в ее глазах - " москвич в Гарольдовом плаще " , едва ли не пародия на героя времени . Как видим , Татьяна вновь связывает Онегина с определенным литературным типом . И вновь ошибается .Ибо разочарование Онегина , его хандра , его душевные муки непритворны и искренни ( как вполне искренни и переживания самой Татьяны , почерпнутые как будто из французских романов ) .

Перевоплощение Татьяны.

Вернувшись  после долгого перерыва в Петербург , Онегин чувствует себя в " большом  свете" еще более одиноким , чуждым окружающим , чем прежде . Вокруг него как будто возникает зона пустоты : Но это кто в толпе избранной  Стоит безмолвный и туманный ? Для всех он кажется чужим . Мелькают лица перед ним , Как ряд докучных привидений . Что , сплин иль страждущая спесь В его лице ? Зачем он здесь ? Кто он таков ? Ужель Евгений ? Ужели он ? .... Отъединенность и сплин Онегина вполне объяснимы . На что мог он еще надеяться после всего пережитого , передуманного , перечувствованного ? Смирить гордые мечтания , жить как все : " не чуждаться " " светской черни " , идти " вслед за шумною толпою " , которую он так презирал ? Нет , твердо говорит автор , Онегин не таков , двигаться по наезженной колее он не в состоянии . Как бы беспощадно поэт не судил порой своего героя , личная независимость и душевное благородство Евгения для него несомненны . Итак , ни гражданское поприще , ни обычная карьера человека его круга не могут стать уделом Онегина . Остается лишь сфера частной жизни , прежде отвергаемая им как нечто низшее.Не потому ли неожиданная встреча с Татьяной - княгиней производит на него столь сильное , поистине потрясающее впечатление? Ее новый облик , манеры , стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса , высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни . Онегин видит : она научилась благородной сдержанности , умеет " властвовать собой" , он поражен происшедшей с ней переменой , которая представляется ему абсолютной , полной : Хоть он глядел нельзя прилежней , Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести . Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной , пишет ей одно за другим страстные любовные признания , а потеряв надежду на взаимность , тяжело заболевает и едва не умирает от любви( точно так же в свое время бледнела , гасла и увядала Татьяна ) . Ему становится ясно , что его попытка прожить в полном одиночестве , в состоянии абсолютного покоя , без страстей и душевных бурь , оказалась несостоятельной и обернулась трагическими последствиями : Чужой для всех , ничем не связан, Я думал : вольность и покой Замена счастью . Боже мой ! Как я ошибся , как наказан ! И тут возникает естественный вопрос , ставший камнем преткновения для русских критиков : чего же , собственно , добивался Онегин ? Ведь Татьяна замужем , причем муж ее - видный генерал , герой сражений, известный при дворе , не обойденный назначениями , наградами , почестями ( его самого и супругу " ласкает двор " ) . Известно , что Белинский сурово осудил Татьяну именно за то , что она продолжая в душе любить Онегина , предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство . По мнению критика , семейные отношения " не освящаемые любовью , в высшей степени безнравственны ... " Напротив , Достоевский расценил этот поступок Татьяны не просто как высоконравственный ,жертвенный . Женщина истинно русская , говорил он в знаменитой речи о Пушкине , Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Онегиным , ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье другого человека . ( Достоевский Ф.М. ) На что же все-таки рассчитывает он ? Да именно на то , что , как ему показалось , Татьяна изменилась полностью , что она стала совершенно другой , что из романтической , наивной и неопытной провинциалки она превратилась в истинную аристократку , опытную светскую даму , опытную светскую даму . Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой , в сей небрежной Законодательнице зал? А истинная аристократка , непременно принимая облик преданной своему мужу " верной жены " , могла позволить себе тайную связь , которую , разумеется , ни в коем случае нельзя было афишировать . " Свет ... не карает заблуждений , но тайны требует от них " , - точно сформулировал этот негласный закон светской жизни сам Пушкин ( в стихотворении " Когда твои младые лета ..." ) . Другое дело , что расчеты Онегина не оправдались . В финале он застает Татьяну врасплох и делает невероятное , столь поразившее его открытие . Оказывается , Татьяна изменилась только внешне , внутренне она во многом осталась " прежней Таней " , " простой девой" ! А такие женщины на супружескую измену не способны . Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность . Убедившись , что его страстные признания не достигают цели , что Татьяна окружена "крещенским холодом " и на лице ее можно увидеть лишь " гнева след" , Онегин вновь ( как в начале романа - в момент первого кризиса ) уединяется в своем " молчаливом кабинете " и, отрекшись от света , опять принимается за чтение . И что же ? Глаза его читали , Но мысли были далеко . Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки . В них -то он Был совершенно углублен . Такое чтение " духовными глазами" позволяет Онегину , человеку европейской культуры , погрузиться в доселе чуждый ему патриархально - усадебный , народно - поэтический мир , мир старины и придания , столь сродный Татьяне , ощутить ее укорененность в нем : То были тайные преданья Сердечной , темной старины , Ни с чем не связанные сны , Угрозы , толки , предсказанья , Иль длинной сказки вздор живой , Иль письма девы молодой . Можно сказать , что Онегин сумел приблизиться теперь к разгадке тайны Татьяны , ее натуры,ее души ,что он начинает постигать то , чего не в состоянии был понять в дни своего деревенского затворничества . Все меркнет перед непрестанной думой о Татьяне , встреча с которой -ясней и ясней понимает понимает теперь герой - стала главным событием в его судьбе , событием , всю значимость которого он тогда не смог оценить . Любовь к Татьяне - последнее , что осталось у Онегина , и поэтому последний его визит к ней - акт отчаяния .Нарушая все приличия , он приходит в чужой дом в неурочное время и застает Татьяну врасплох- в слезах , за чтением письма , одетой по- домашнему - и , потрясенный ее нежданно знакомым обликом , молча падает к ее ногам " в тоске безумных сожалений " . Конечно , глядя на Онегина , Татьяна прекрасно понимает его страдания ( " ей внятно все" ) :ведь она сама пережила нечто подобное . Но точно так же , как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет " простая дева " , " прежняя Таня " , так и Татьяна не могла знать ,что произошло с Онегиным после дуэли , что понял он во время странствий по России , что пережил в часы добровольного заточения в своем кабинете . Она считала , что разгадала Онегина раз и навсегда . Для нее он по- прежнему человек холодный , опустошенный , эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны , зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина . Именно " зеркально отраженная " композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию , а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини (Гуковский Г.А . ).Именно в бескорыстие и благородство страсти Онегина не может поверить Татьяна . Убежденная , что он стал " чувства мелкого рабом " , она , кажется , не допускает даже мысли , что во время их разлуки ( а ведь прошло целых четыре года ! ) Онегин способен измениться . Теперь ошибку совершает Татьяна . Но в монологе Татьяны звучат другие ноты . Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь , поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью .Татьяна признается , что успехи " в вихре света " тяготят ее , что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши . Мало того : она прямо говорит Онегину , поступила " неосторожно " , решившись на брак без любви , что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья . Чего же боле ? Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости ! " Эта встреча , - пишет современный исследователь , - предваряющая разлуку навсегда , отмечена своего рода равенством Онегина и Татьяны в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом ; здесь угадываются покаяния , прощения , благодарности ". ( Хализев В.Е.)

Образ Татьяны Лариной в оценке Белинского

Большой удачей Пушкина Белинский считает поэтический образ Татьяны. Велико значение этого образа: «Не едва ли выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Белинский много говорит о положении русских женщин в обществе и о том, как уродливо воспитывают «барышень», готовя их только в невесты и жены.

«Но среди этого  мира нравственно увечных явлений  изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платят за свою исключительность и  делаются жертвами собственного превосходства. Натуры гениальные, не подозревающие о своей гениальности, они безжалостно убиваются. Такова Татьяна Ларина».

Татьяна, выросшая в семье Лариных, окруженная пошлыми  людьми, действительно является исключением. Главная особенность её натуры –  цельность.

«В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры. Вся жизнь её проникнута той цельностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высокое достоинство художественного произведения. Татьяна во всех положениях в своей жизни всегда одна и та же».

Главное в её жизни – любовь к Онегину, и  в этой любви она постоянна  и неизменна. «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла  быть или величайшим блаженством, или  исключительным бедствием, без всякой примирительной середины. При счастье, взаимности любовь такой женщины – ровное светлое пламя, в противном случае – упорное пламя, которому сила воли не даст прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».

На долю Татьяны  выпали многие тяжелые испытания: безответная  любовь, смерть Ленского, знакомство со светским обществом, которое ей чуждо, замужество без любви. Влияние общества, и провинциального, и столичного – не могло не коснуться её. И  все же Татьяна дорога Пушкину тем, что осталась собой, сохранила верность своим идеалам, своим нравственным представлениям, своим народным симпатиям.

Заслугу Пушкина  Белинский видел в том, что  он создал «тип русской женщины» - верной, преданной, поэтичной, духовно богатой. Подводя итоги анализу романа, Белинский писал: «В своей поэме он (Пушкин) коснулся так многого, намекнул о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Пусть идет время и приносит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно не ушло, оно всегда будет любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Информация о работе Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина