Образ лягушки в славянской культуре и мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка обобщения, объединения и систематизации знаний об образе и функциях лягушки в славянской мифологии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Изучить исторические и лингвистические данные о славянской мифологии;
Рассмотреть место животных в ряду могущественных сил;
Выявить вариации образа лягушки в мифах славянских народов;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Поэтика образа животных в славянской мифологии 5
§1. Исторические и лингвистические данные о славянской мифологии 6
§2. Животные в ряду могущественных сил славянской мифологии 13
Вывод по первой главе 16
Глава 2. Семантика образа и поступков лягушки в славянской мифологии 17
§1. Лягушка в мифах славянских народов и вариации ее образа 18
§2. Лягушка и русские сказки 26
Вывод по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 80.72 Кб (Скачать файл)

В абхазской версии сказки героиню лягушкой сделала за непочтительность ее собственная мать на тринадцатидневный срок. В литовской, принц женился на жабе, которая подарила королю удивительной красоты ковер, замечательное кольцо, а затем предстала перед королем в виде прекраснейшей девицы. И король назначил наследником своего младшего сына. В латышской версии «Лягушка – помощница» третий брат, дурачок, помог лягушке и получил за это белого коня и волшебную помощь лягушки в исполнении желаний, в том числе в женитьбе на принцессе. В литовской сказке «Эгле» героине нужно было спрясть пряжу, но, сколько бы она ни пряла, кудель не убывала. Тогда по совету нянюшки героиня накалила спицу и воткнула ее в кудель. Оттуда выскочила большая жаба, которая, как оказалось, сидела в кудели и изо рта выпускала золотые нити. Поэтому-то клубок все время увеличивался. В украинской сказке про стрельца-молодца лягушка, большая – как хата, с хвостом как самый высокий тополь помогает герою добраться до двенадцатиглавого змея.

В варианте русской сказки из примечаний Александра Николаевича Афанасьева о Царевне-лягушке героиня Василиса Премудрая, вышедшая замуж за Ивана, младшего из королевских сыновей, пошла танцевать на королевском пире, и, когда она махнула одним рукавом, «на аршин высоты стала вода, махнула другим рукавом – поплыли по воде гуси и лебеди». Гуси, вероятно, символизировали лунные затмения, а лебеди – солнечные. Таким образом, героиня в данном тексте универсально была связана с затмениями. Одним из вариантов сказки о Царевне-лягушке является русская же сказка из собрания Ирины Валерьяновны Карнауховой, в которой в роли лягушки выступала некто по имени Свет-Луна, которая днем – старушка, а ночью – красавица. [Баландинский 2008: 337]

В фольклоре и магической практике образ лягушки нередко наделялся и любовно-брачной символикой. Так, в сказке «Царевна-лягушка» героиня-невеста наделяется обликом этого неприглядного животного. В русской легенде «Ночные видения» странник ночью видит в спальне у счастливых супругов лягушку, которая перепрыгивает с одного на другого, что символизирует супружескую любовь и лад в семье. [mifologiya.com]

Лягушка считалась символом всезнания, что находит любопытное преломление в фольклорных жанрах. Это качество соотносимо с понятиями мудрости и священного знания. Так, например, в сказке «Пойди туда, не знаю куда» лягушка – носительница мудрости: она знает даже место, где находится «то, не знаю что». При этом она выполняет роль помощника героя и посредника между двумя мирами: она переносит героя из его царства туда, где находится искомая диковинка. Ею оказывается не что иное, как источник изобилия пищи, то есть одна из форм источника жизни, находящегося в ином царстве. [mifologiya.com]

Образ лягушки часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. [myfhology.narod.ru] Например, лягушка, наряду с черным котом, мышью, вороной и змеей, живет в доме Бабы Яги и является ее советчиком и охранником. [nsportal.ru]

Мотив создания пространственных объектов, достигающих космических масштабов с помощью тканья или вышивания, ярко представлен в сказочном сюжете «Царевна-лягушка»: изображение на ковре, который героиня изготавливает для своего свекра, есть не что иное, как небо и земля, солнце и луна, травы и цветы. Мотив творения мира опосредованно или достаточно прозрачно проявляется в процессе изготовления и других предметов женского рукоделия: в вариантах сюжета героиня ткет или шьет также скатерть, полотенце или рубаху. В одном из вариантов сказки Царевна-лягушка создает «настольник» (скатерть), который «отливает золотом», а в центре его — «восход луны». Когда Иван-царевич «взял этот подарок в шелковой косынке, его сразу позвало на землю». Этот узелок с подарком очень напоминает былинный образ неподъемной сумочки Микулы Селяниновича, в которой находилась «земная тяга». Неподъемность рукоделия царевны-лягушки говорит о том, что настольник есть не что иное, как само сотворенное пространство с восходящей в нем луной. Показательно, что в повествовании вслед за мотивом «неподъемности» узла с подарком следует мотив получения героем силы из источника, хранимого Царевной-лягушкой: «Лягушка открывает парник и наливает две сотых сильной воды и говорит: «Выпей, Ваня, и иди». Вкушение сильной воды необходимо герою, чтобы суметь поднять чудесный настольник.

О космогоническом характере деятельности героини свидетельствует движение от тьмы к свету в процессе изготовления предмета. Царевна-лягушка совершает свою работу ночью, во тьме, к утру же изделие готово, причем оно отмечено признаком света: «настольник отливает золотом», и на нем изображен «восход луны». Кроме того, в специфике работы героини отражается идея о преобразовании хаоса в упорядоченность: героиня либо собирает «сырье» отовсюду — «по нитинке, по паутинке, по лоскутку», либо она разрывает ткань на кусочки и выбрасывает их в окно, лоскутки разносятся по всему белому свету, а затем они собираются воедино, то есть происходит упорядочивание. В космогоническом аспекте с признаком упорядоченности создаваемого объекта перекликаются также мотив его идеализации и его эстетическая отмеченность. Творения Царевны-лягушки — самые красивые, такие, что «ни вздумать, ни сказать, ни пером описать»; ее изделия, как отмечает довольный свекор, только «по праздникам», «в Христов день» одевать или на стол настилать.

Говоря о необыкновенных деяниях Царевны-лягушки, нельзя не заметить, что в ее образе отразились мифологические представления о творце. В вариантах сюжета героине присущи черты разных типов творцов: культурного героя, демиурга и творца, обладающего божественной природой. Подобно культурному герою, Царевна-лягушка добывает — достает, переносит — чудесные или идеальные предметы из царства своего отца, то есть из другого мира. Так, в одном из вариантов героиня говорит Ивану-царевичу, что у ее отца, то есть в ее царстве, есть непростая сорочка — «ни шва, ни стежка, как лита». В большинстве вариантов героиня выступает в роли демиурга, создавая особенные предметы. При этом в «производственных процессах» участвуют силы природы («ветры буйные»), птицы (вороны или «все птички, все синички, все воробушки, все голубушки, все соколы» во главе с орлихой), животные (мыши, крысы). По отношению ко всем этим персонажам героиня выступает как организатор, или волеизъявляющее существо. Божественное начало героини в некоторых вариантах сюжета передается через мотив нерукотворности изделия: ее произведение «не шито, не ткано, все равно как высажено». Зачастую ее изделия созданы магическим путем: «собрала все мучинки и крупинки и дунула своим духом — ну, так хлеб и испекся»; «она собрала нитинки и паутинки, собрала и дунула своим духом, вот и выткалось полотно».

Рассматривая мотив творения в сюжете «Царевна-лягушка», нельзя не отметить «космическую» природу самой героини, которая проявляется в различных ее характеристиках. Так, иногда она именуется «Свет-луна». Ее «родственники» подчас имеют «космическую» природу. Так, в одном из вариантов героиня говорит о своих родителях: «Если земля клонит, то мать в погоню гонит. Лес шумит — отец летит». Сам образ Царевны-лягушки причастен к стихиям-первоэлементам: воде, земле, огню, воздуху (ветрам). Связь героини с землей и водой устойчиво проявляется в разных планах. Так, местопребывание Царевны-лягушки — болото. Героиня имеет хтоническую (подземную) природу. В мифологическом аспекте причастность героини к водной стихии особенно очевидна в ее функции хранения сильной воды, а также в том, что появление Царевны-лягушки на пиру сопровождается дождем. Ее связь с ветром и огнем также очевидна в эпизоде появления на пиру: оно сопровождается не просто дождем, но и ветром, громом и молнией.

Возвращаясь к мотиву творения мира, следует сказать, что в сюжете «Царевна-лягушка» он не исчерпывается «ремесленной» моделью. Отражение одного из актов космогенеза (создание ландшафта, живых существ — птиц и рыб, а также культурных объектов — корабля) реализуется с помощью такого явления, которое в сказке квалифицируется как «чудесное умение». В данном случае это — умение «танцевать». Особенности «чудесного танца» Царевны-лягушки явно соотносятся с мифологическими представлениями об акте творения. Прежде всего, в сюжете присутствует мотив ущербности существующего пространства, отсутствия в нем чего-то важного и нужного. В пермской сказке героиня, приехав на пир, говорит своему свекру: «Все у тебя, тятенька, хорошо, а одно неисправно <…> У тебя вот вокруг дому саду нет». В сюжете всегда присутствует четкая регламентация времени, когда произойдет творение: пир, с его кульминационным моментом — пляской героини, назначается всегда на ночь — темное время суток. Характерное для космогонии преобразование тьмы в свет осуществляется в сюжете с помощью мотива сияния в ночи света, огня, молнии при появлении Царевны-лягушки, а также посредством обозначения видимости того, что сотворила героиня: «все вокруг увидели». «Сырьем» для объектов творения Царевны-лягушки оказываются остатки еды и питья, смешанные (то есть приобретшие состояние хаоса) в рукавах героини. При этом куски мяса и мослы — это прах и твердь, а вино, напитки представляют собой жидкую субстанцию. Акт творения в «чудесном танце» имеет двухчастную структуру, что связано с особенностью танца: «махнула одной рукой, махнула другой рукой». В разных вариантах сказки действие творения может осуществляться по разным принципам, но в любом случае оно соответствует мифологическим представлениям о космогоническом процессе. В некоторых текстах творение в танце совершается по принципу поэтапности заполнения пространства: при первом взмахе героини появляется ров, при втором — вода в нем. Есть также сказки, где созидание осуществляется по принципу движения от заполненности пространства к его «оживлению»: при первом взмахе появляется сад и пруд, при втором — рыба в пруду начинает играть и плывет судно, или при первом взмахе образуется озеро, при втором — по нему плывут лебеди, гуси. Нередко в сказочном повествовании присутствует оценка созданного Царевной-лягушкой в эстетической категории красоты: «Красота-то какая стала». Это соответствует мифологическому представлению об эстетической отмеченности космоса, его украшенности. С появлением этой красоты в сказке связывается также возникновение и необычного до этого момента состояния гармонии, веселья: «и такое сделалось веселье, какого никогда не бывало».

Героиня сюжета «Царевна-лягушка» — волшебная невеста, своего рода идеал, обладающий способностью творить мир. [Мадлевскя 2005: 36-41]

 

Вывод по второй главе

Рассмотрев семантику образа и поступков лягушки в славянской мифологии можно сделать вывод о том, что в различных мифопоэтических системах ее функции, как положительные, так и отрицательные определяются прежде всего связью с водой. К лягушке славяне относились неоднозначно. С одной стороны – она связана с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью, кроме того, с помощью лягушек наводили порчу и колдовали. С другой же стороны, лягушка имела связь с плодородием, производительной силой, возрождением. При этом лягушка ассоциируется с идеей творения и воскресения. Восточные славяне видели в образе жабы домашнего покровителя. Чаще всего она соотносилась с женским, материнским началом. Лягушка была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. В фольклоре и магической практике образ лягушки нередко наделялся и любовно-брачной символикой.

Как сказочная героиня, лягушка – носительница мудрости. Она связана с солнечными и лунными затмениями, а также выступает в роли творца вселенной. Божественное начало героини в некоторых вариантах сюжета передается через мотив нерукотворности изделий, изготавливаемых ею. Героиня сюжета «Царевна-лягушка» — волшебная невеста, своего рода идеал, обладающий способностью творить мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе предпринята попытка обобщения, объединения и систематизации знаний о поэтике образа лягушки в славянской культуре и мифологии в соотношении с другими животными, богами и людьми, семантике поступков, а также ее роль в русских народных сказках.

На основе исследования можно сделать вывод о том, что лягушка почеталась славянами с древнейших времен. Ее дуалистический образ широко представлен в мифах и преданиях славян. Она представлялась и творцом вселенной, и олицетворением божества, и покровительницей материнства, но вместе с тем, с ней также связывалось колдовство и черная магия. В сказках образ лягушки также представлен очень широко. В них она предстает как помощником, так и главной героиней, наделенной магическими силами.

В мифах отразилась реальность. Мудрость, переданная нам от предков живет и по сей день. Стоит лишь протянуть руку и прикоснуться к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Источники

  1. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, 2004 (РЛ и П).

Словари и энциклопедии

  1. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. — М.: Индрик, 2001;
  2. Мадлевская Е.Л. Русская мифология. Энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005;
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. Токарев С.А. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. К – Я (МНМ);
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1988 (МНМ);
  5. Словарь славянской мифологии / Авт.-сост. Адамчик В.В. — Минск: Современный литератор, 2008 (ССМ);
  6. Энциклопедия символов / Сост. Рошаль В.М. – М.: АСТ, 2008 (ЭС);
  7. Энциклопедия символов / Шейнина Е.Я. – М.: АСТ, 2007 (ЭС);
  8. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. / Фасмер М. – М.: Прогресс, 1986. – Т. 2. (ЭСРЯ).

Научная литература

  1. Баландинский Б.Б. Языческие шифры русских мифов. Боги, звери, птицы... — М.: Амрита-Русь, 2008;
  2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. — М.: Индрик, 1997;
  3. Малова Т.В. Сказка как средство формирования представлений о женственности // «Фундаментальные знания», 2007, №7. с. 66-69;
  4. Померанцева Э.В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки // «Cоветская этнография», 1956, №4. с. 32-44 .

Internet-источники

  1. elenagluschenko.livejournal.com (дата обращения 12.04.12);
  2. godsbay.ru (дата обращения 11.04.12);
  3. govorra.ru (дата обращения 13.04.12);
  4. holy-cat.livejournal.com (дата обращения 11.04.12);
  5. library303.narod.ru (дата обращения 12.04.12);
  6. mifologiya.com (дата обращения 10.04.12);
  7. myfhology.narod.ru (дата обращения 10.04.12);
  8. nsportal.ru (дата обращения 12.04.12);
  9. seytut19.ru (дата обращения 11.04.12);
  10. slaviy.ru (дата обращения 12.04.12);
  11. www.bibliotekar.ru (дата обращения 10.04.12);
  12. www.dreams4kids.ru (дата обращения 12.04.12);
  13. www.liveinternet.ru (дата обращения 11.04.12);
  14. www.livemaster.ru (дата обращения 10.04.12);
  15. www.mirovozzrenie.ru (дата обращения 10.04.12);
  16. www.russianplanet.ru (дата обращения 12.04.12);
  17. www.totemism.ru (дата обращения 12.04.12).

Информация о работе Образ лягушки в славянской культуре и мифологии