Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть художественный образ женщины-матери в рассказах Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Задачи исследования:
1. рассмотреть своеобразие и особенности современной русской «женской» прозы путем анализа критических и литературоведческих работ;
2. выявить специфику рассказов, относящихся к «женской» прозе;
3. раскрыть своеобразие тематики, проблематики и стиля письма авторов 90-х г. ХХв.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
«Женская» проза как часть отечественного феминизма ………………7
Особенности современной «женской» прозы ………………………… 10
Архетип матери по учению К.Юнга ………………………………….. 12
Выводы на основе первой главы ……………………………………… 16
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
2.1 Образ матери в рассказах Л.Петрушевской …………………………….. 18
2.2 Образ матери в рассказах Л.Улицкой …………………………………… 23
2.3 Образ матери в рассказах В.Токаревой …………………………………. 27
2.4 Выводы на основе второй главы ………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 35
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет русской филологии
кафедра русской и зарубежной
литературы
Курсовая работа
«Образ матери и тема материнства в
современной русской «женской» прозе
Выполнила
студентка 2 курса
заочного отделения
Колесникович Алина
Научный руководитель:
Гранкина Е.В.
Минск, 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
2.1 Образ матери в
рассказах Л.Петрушевской ……………
2.2 Образ матери в
рассказах Л.Улицкой …………………………
2.3 Образ матери в
рассказах В.Токаревой ……………………
2.4 Выводы на основе
второй главы …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 35
ВВЕДЕНИЕ
«Мир изменчив», - говорили древние, и с этим трудно не согласиться. Современная жизнь так же не похожа на жизнь прошлых веков и даже десятилетий, как современная мода. Нынешние дети не похожи на своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляды, ценности, убеждения. Традиционные нормы и ценности культуры отходят на второй план, уступая место идеологии прагматизма: от культуры берется только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимый уровень материального положения и социального статуса.
Все изменения, происходящие в жизни общества, закономерно отражаются в литературе. Описание ли прошлого, представление ли будущей цивилизации, прямо или косвенно, описательно или иносказательно художественная литература всегда затрагивает жизнь человека, его историю.
Сейчас человек вынужден задумываться: как выжить, как выстоять в этих условиях. В условиях сегодняшнего кризиса?
Но что значит выжить? Понятно, что прежде всего выжить нужно физически, сохранить здоровье. Однако в не меньшей степени речь идет о выживании духовном, то есть о возможности свободного развития разума и души каждого человека.
Человек тогда стоит крепко на ногах, сберегает свою душу, когда он живет под высоким и вечным небом, когда он чувствует под собою землю - родную, понятную, откуда пошел его род, его народ, где истоки его духа.
Без этих корней, без этой точки опоры человеку не выстоять.
Точку опоры следует обрести и в себе самом - в глубинах своей души, ума, совести и твердости своего характера.
В эти глубины, рассказывая каждый о своем, ведут нас писатели- собеседники, помогая читателю задуматься о себе, понять себя.
Не случайно в это кризисное время
Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Виктория Токарева, Людмила Улицкая сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература», стоит ли вообще выделять ее из всей совокупности литературных произведений. Критик Т.Морозова считает, что «женской литературе принадлежит будущее, а может быть, уже и настоящее». [1, стр.3] Возникают споры по поводу самого термина «женская литература», звучит вопрос о том, стоит ли литературу делить по «половому признаку». Однако наличие особого взгляда на современность и современника, особого ракурса, особой постановки философских и нравственных проблем в произведениях женщин-писательниц признают все. У Бунина есть строки: «Женщины подобны людям и живут около людей». Так и женская литература. Она подобно литературе и существует около литературы. Основная тема женского творчества – «тоска по идеалу», идеалу Любви, идеалу Семьи, идеалу Мужчины, идеалу Жизни.
Современную литературу часто называют литературой «другой», пытаясь отчасти противопоставить ее классической традиции и современному читателю, видя в ней порой тенденции разрушительства, жестокости и в целом негативизма. Так, известный ученый-литературовед В.А.Чалмаев связывает современную литературу с эйфорией разрушительства, которая, на его взгляд, «в конце ХХ века приняла характер открытой неприязни ко всем предшествующим эпохам». Такое противопоставление: другая литература – и просто литература – имеет, на наш взгляд, явную тенденциозность, стремящуюся, резко противопоставить классику и современность. Однако нельзя игнорировать тот факт, что объекты и субъекты в одном литературном пространстве всегда взаимосвязаны и вытекают один из другого. «Другая» литература, без сомнения, и есть тот результат и то продолжение единого литературно-исторического процесса, который объединяет все традиционное и новое. С этих позиций интересны слова современного критика И. Кукулина. Он считает, что одним из важных глубинных процессов литературы 90-х годов ХХ века является «не смена литературных традиций, а изменение отношения к традиции, изменение самих способов ее трансляции».
К этой «другой» литературе часто относят и творчество таких видных представителей современной литературы как Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, Марины Палей, Виктории Токаревой, Татьяны Толстой. Их повести и рассказы становятся частым объектом исследования ученых-филологов. В целом уже рассмотрен характер стилистики автора, своеобразие тематики и проблематики. Однако, на мой взгляд, достаточно много уделено внимания типичному женскому образу матери в рассказах этих писательниц. В этом заключаются актуальность данного исследования. В своем исследовании я попытаюсь раскрыть этот образ на основе рассказов Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Многие задают вопрос: нужна ли женская проза как категория в литературе. Именно это высказывание и будет выступать как своеобразная гипотеза, которую я попробую доказать в своём исследовании.
Цель исследования – раскрыть художественный образ женщины-матери в рассказах Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Задачи исследования:
1. рассмотреть своеобразие и
особенности современной
2. выявить специфику рассказов, относящихся к «женской» прозе;
3. раскрыть своеобразие тематики, проблематики и стиля письма авторов 90-х г. ХХв.
Объект исследования – образ матери в творчестве Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Предмет исследования – творчество писательниц 90-х г. ХХв.
Глава 1. Становление и развитие современной «женской» прозы
Термин «гендерная» (в английском языке gender - грамматическая категория рода) появился сравнительно недавно. Он возник в связи с интересом к роли полов в социальной жизни, а отсюда – в искусстве, языке, философии и литературе. В западных странах уже получили широкое распространение гендерные исследования, которые позволили разграничивать «мужественное» и «женственное» в произведениях культуры.
Сознание русского советского человека парадоксально. Совсем недавно пресса пестрела заголовками, которые осуждали действия феминисток, а сегодня те же самые печатные органы готовы развернуть вежливые дискуссии на ту же самую тему. Их не трогали сведения о феминистских конференциях, не занимали факты деятельности афганских матерей, публикации на тему нарушения прав женщины, выходы литературных, публицистических и научных сборников, ориентированных на женский вопрос.
Феминистское движение является борьбой за права человека независимо от половой, религиозной и расовой принадлежности.
Дискриминация женщин в области культуры и искусства существует как дискриминация женских проблем и способов их решения в области культуры и искусства. Было бы странно, если бы было наоборот, поскольку мы живем в мужской «фаллократической» цивилизации, вся культура которой выросла на фундаменте единобожия. Всякое единобожие изначально дискриминирует женщину, отводя ей роль существа второго сорта.
Литература и искусство в фаллократическом мире строго подчинены законам мужской цензуры внутри культурного пространства, построенного по мужским законам.
Советская литература всегда была бесполой, однако ослабление запрета на факт половой принадлежности мгновенно материализовало нетривиальных по имиджу писательниц. «Я не поэтесса, а поэт», — бесконечно уточняют Белла Ахмадулина и Юнна Мориц, демонстрируя подсознательный запрет на то, что можно быть творчески состоятельной женщиной. [2, стр.24] Детская попытка переиграть мужчину по его правилам, как у малышей: «чтоб все было, как у больших». Литература Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Нины Садур и Валерии Нарбиковой, написанная под страхом получить ярлык женской, дамской.
И вот, наконец, появление целой плеяды
блестящих писательниц —
«Литература не делится по половому признаку!» — провозглашали фаллократы. Делится, делится в настоящем и делилась в прошлом, только с оговоркой, что мужская литература — это литература, а женская литература — это резервация.[3, стр.28]
Понимание того, существует ли женская литература и нужна ли она человечеству, упирается только в вопрос о том, человек ли женщина и столь ли серьезны проблемы ее мира, ее духовности, сколь и проблемы мира и духовности мужчины.
Таким образом, феминистское
движение в обществе позволило выявить
и специфику стиля в
1.2 Особенности современной «женской» прозы
Выделение «женской прозы»
из общего массива современной литературы
обусловлено сочетанием нескольких факторов:
автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской
Важнейшей особенностью «женской прозы» является то, что, находясь в русле классической традиции, современная «женская проза» предпринимает успешные попытки расширить границы традиционной поэтики. Одна из них – повышенная публицистичность стиля. Эссеизм становится главным признаком рассказов, повестей и романов Т.Толстой и Л.Улицкой. Эссеистичность входит в традиционные жанры, образуя особые образования – авторские жанры. По сути, в «женской прозе» происходит смешение художественного и публицистического. Например, Т.Толстая включает в сборники рассказов такие эссе и очерки, считая их художественной прозой. Но, на самом деле – это авторская проза.
Другая характерная черта «женской прозы» - это интертекстуальность, то есть обилие культурных отсылок, аллюзий, наполненных особой иронией, «сдержанной, остерегающей от губительного самомнения». Для В.Токаревой, Л.Петрушевской, Т.Толстой особенно важен интертекст фольклора и библии с его архетипической основой.
Информация о работе Образ матери и тема материнства в современной русской «женской» прозе