Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть художественный образ женщины-матери в рассказах Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Задачи исследования:
1. рассмотреть своеобразие и особенности современной русской «женской» прозы путем анализа критических и литературоведческих работ;
2. выявить специфику рассказов, относящихся к «женской» прозе;
3. раскрыть своеобразие тематики, проблематики и стиля письма авторов 90-х г. ХХв.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
«Женская» проза как часть отечественного феминизма ………………7
Особенности современной «женской» прозы ………………………… 10
Архетип матери по учению К.Юнга ………………………………….. 12
Выводы на основе первой главы ……………………………………… 16
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
2.1 Образ матери в рассказах Л.Петрушевской …………………………….. 18
2.2 Образ матери в рассказах Л.Улицкой …………………………………… 23
2.3 Образ матери в рассказах В.Токаревой …………………………………. 27
2.4 Выводы на основе второй главы ………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 35
Таким образом, Виктория Токарева очень талантлива и лишена пошлости и штампованности, которые являются спутниками масс-культа. Произведения этой писательницы очень интересны и читать их легка. Токарева рассмотрела злющую нишу в сегодняшней прозе.
Почти все персонажи токаревской
2.4 Выводы на основе второй главы
Современная русская проза, как никогда раньше, буквально насыщена женскими судьбами, женскими характерами, героинями - женщинами. Если посмотреть, о ком пишут в последние десятилетия Л. Петрушевская, Л. Улицкая, М. Палей, Т. Толстая, В. Токарева, да и многие другие авторы, без сомнения можно утверждать, что одна из основных тенденций нынешней российской прозы - это освоение женской темы. То, что женщина стала главной героиней русской литературы конца ХХ-го века, подтверждает и массовое тяготение многих писателей уже в названии произведения четко определить свою ориентацию на раскрытие особенностей женской судьбы и женского характера. Если двадцать пять - тридцать лет назад лишь отдельные авторы могли назвать свое произведение женским именем, как, например, Виктор Астафьев назвал свой рассказ «Людочка», то в последнее время наметился своего рода бум в использовании женских имен уже в названии произведения. «Сонечка», «Медея и её дети», «Дочь Бухары», «Бронька» - так называет свои произведения Людмила Улицкая. «Кабирия с Обводного канала», «Евгеша и Аннушка» - таковы названия повестей Марины Палей. «Милая Шура», «Соня» - это названия рассказов Татьяны Толстой. «Бедное сердце Пани», «Еврейка Верочка», «Нюра Прекрасная» - так называет свои рассказы Людмила Петрушевская.
Чем объясняется столь массовое увлечение женской тематикой? На мой взгляд, не только тем, что авторы вышеназванных произведений, будучи сами женщинами, пишут о том, что им ближе, понятнее, дороже, но и тем, что в современном мире последние пятнадцать - двадцать лет всеми стало четче осознаваться: женщина - существо совершенно удивительное, её видение мира, поведение, духовная организация во многом принципиально отличны от мужского начала, и отличие это закладывается на генном уровне.
Гендерные устремления в изучении культуры имеют и большие историко-философские предпосылки, заключающиеся в признании мессианской роли женщины, спасительной и созидательной силы женского начала в жизни всего человечества. «Русская идеальная женщина», «апофеоза русской женщины», - пишут западные ученые и критики [24, стр.149].
Художественные
трактовки женских судеб
Но авторов-женщин роднит отказ от этических императивов, предоставление героям-женщинам и мужчинам подлинной свободы действия, из которых и складывается многоцветность и непредсказуемость жизни. И это женский взгляд на мир.
Писатель-женщина, осознающая
свою причастность к социокультурной
функции женщины-матери, хранительницы
очага, верной спутницы любимого человека,
понимает, что данный процесс выражается
в стремлении не просто художественно
представить на читательский суд различные
житейские конфликты, но и показать пути
их решения с позиций высокой нравственности
и подлинной человечности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 70-е года появилась «новая» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.
Среди произведений «Новой волны» появились книги, которые стали называть «женская проза». К «женской прозе» стали относить произведения
В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой… Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, а книг на полках магазинов появляется все больше и больше.
Так уж исторически сложилось, что произведения писали больше мужчины, и назвать имена даже нескольких писательниц – дело довольно непростое. Но «женская проза» всегда занимала особое место в литературе, потому что ни один мужчина, даже гений, не сможет передать мир так, как его воспринимает женщина. Когда человека описывает писатель или писательница, получаются довольно разные портреты: особенности психологии играют огромную роль.
Только сопоставив оба портрета можно получить изображение. Тоже и с событиями.
Тема семьи - одна из основных тем современной женской прозы. В традиции русской классической литературы семья - это нравственная основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения ХIХ века. Век же ХХ - страшный и трагический - внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. Достаточно вспомнить, как в романе М.Булгакова «Белая гвардия» рушатся семья и Дом - столь важные категории для всего творчества писателя, как по разные стороны баррикад оказываются герои М.Шолохова в романе «Тихий дон». В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Совершенно закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой», обречен на одиночество.
«Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире больше значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми»,- сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос - а что творится сегодня с семьей?- волнует, прежде всего, женщин – писательниц.
Тема семьи в современной женской прозе знакомит с такими жизненно важными понятиями, как «семья», «любовь», «милосердие», «личность», «нравственные ориентиры» и другими; позволяет не только выделить болевые проблемы современного бытия, но и показать предлагаемые авторами пути выхода из аномальной современности. Герои прозы Л.Петрушевской, В.Токаревой, Л. Улицкой - типичные представители своего народа, живые примеры современной жизни.
Даже беглый взгляд на современную
русскую прозу позволяет
Исходя из изложенного выше, я могу с уверенностью утверждать, что женская проза есть. Она существует не как прихоть. Она существует как неизбежность, продиктованная временем и пространством. Женская проза есть – поскольку есть мир женщин, отличный от мира мужчин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.owl.ru/avangard/
Уч. пособ. 2002., стр.118
Информация о работе Образ матери и тема материнства в современной русской «женской» прозе