Особенности египетской мифологии в кратком содержании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 23:23, реферат

Краткое описание

Одной из стран, впервые выступающей перед нами из мрака истории, является Египет. Мы крайне мало знаем о древнейшей истории этой необыкновенной цивилизации, но все то, что дошло до нас о его устройстве и образе правления, рассказывает нам, сколько странного и своеобразного в общественном строе и обычаях этого государства. Одни только природные свойства самой страны способны были придать всему египетскому народу особый характер. Эти самые свойства, а вместе с ними и географические особенности способны объяснить своеобразие этой цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Специфика египетской мифологии…………………………………………….5
§1 Основы египетской мифологии……………………………………….......5
§2 Сотворение мира и человека………………………………………………7
§3 Мемфисская триада………………………………………………………...9
§4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)…………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности египетской мифологии.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

 

Кафедра культурологи

 

 

Специфика египетской мифологии

 

 

                                                                               Реферат студентки 1 курса

                                                                               Отделения культурологи и

                                                                               современных иностранных языков

                                                                               Специальность – культурология 

                                                                               (специализация американистика

                                                                               и английский язык)

                                                                               Денисовой Елены Александровны

 

 

                                                                               Научный руководитель – 

                                                                               доцент Синило Г. В.

 

 

                                                Минск 2012 

 

                                               Содержание

 Введение…………………………………………………………………………3

 Специфика египетской  мифологии…………………………………………….5

    §1 Основы египетской мифологии……………………………………….......5

    §2 Сотворение  мира и человека………………………………………………7

    §3 Мемфисская триада………………………………………………………...9

    §4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)…………………………………...10

 Заключение……………………………………………………………………...14

 Список использованной  литературы…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение 

Одной из стран, впервые выступающей  перед нами из мрака истории, является Египет. Мы крайне мало знаем о древнейшей истории этой необыкновенной цивилизации, но все то, что дошло до нас  о его устройстве и образе правления, рассказывает нам, сколько странного  и своеобразного в общественном строе и обычаях этого государства. Одни только природные свойства самой  страны способны были придать всему  египетскому народу особый характер. Эти самые свойства, а вместе с  ними и географические особенности  способны объяснить своеобразие  этой цивилизации.

На мироощущение египтян  наложили отпечаток подступающие с  обеих сторон к берегам реки бескрайние пустыни. Стремление побороть природу, наполнить все вокруг знаками  своего существования вполне объясняет  тягу египтян к возведению грандиозных  сооружений. Это знаменитые на весь мир пирамиды, высеченные в скалах храмы, статуи фараонов, многометровые  рельефы с надписями.

Однако ценность, составляют не только эти грандиозные сооружения, но и так называемые «нерукотворные памятники» [6, с.21]. Это интереснейшая литература Египта. В ее основе мы обнаруживаем примеры религии, суть мифологии древней цивилизации. По словам Галины Вениаминовны Синило: «Как и для других древних литератур, основой для египетской литературы, явилась мифология – символическая модель мира, выраженная в конкретно-чувственных образах, система запретов и разрешений, свойственных той или иной культуре» [6, с.21].

Предположительно, египетская мифология начала складываться в  VI-V тыс. до н.э.. Она прошла очень долгий путь развития. «Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных отрядов на стенах гробниц. Наиболее значимые из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26 – 23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.» [9, с.420].

Современному человеку египетская мифология может показаться малопонятной и необычной. Но, несмотря на это, изучение и понимание этих примеров древнейшей культуры крайне важно. Египетские мифы дают ценный материал для сравнительного изучения религиозных представлений  на древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира. Мифология Египта – огромный пласт, на одном из  которых держалась египетская цивилизация, которая в свою очередь сильно повлияла и на всю мировую культуру в целом. Исходя из этого, мифологию, религию Древнего Египта нужно рассматривать как объективный исторический факт.

Цель: изучение специфики египетской мифологии. Для достижения вышепосталенной цели необходимо решить следующие задачи: выяснить, каковыми были основы египетской мифологии, рассмотреть мифы о сотворении мира, выделить наиболее важных богов египетского пантеона.

Объектом моей работы является египетская мифология. Предмет – специфика египетской мифологии.

 

                                §1 Основы египетской мифологии.

                     Как складывалась мифология Древнего  Египта.

Как уже было сказано, египетская мифология начала складываться предположительно в VI-V тыс. до н.э. «Путь развития отмечен динамичностью и незаконченностью процесса создания единого пантеона, наслоением и отождествлением функций богов более позднего происхождения с функциями более ранних, наличием многочисленных версий одних и тех же сюжетов, а также реликтами общинных культов, когда в том или ином городе или регионе почитали своих богов, своего верховного бога-покровителя». [6, с.21] Как считает Коростовцев: «Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах и божества локальные, связанные с определенной местностью. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии». [2, с.29] 

Несмотря на некоторую  разобщенность пантеона, вера египтян  не колебалась. Примем во внимание массу  религиозных изображений на памятниках, бесчисленное множество встречаемых  на них фигур богов и священных  животных и рассуждения о религиозных  предметах, постоянно попадающиеся в древних египетских рукописях, то можно заключить, что древние  египтяне были народ весьма благочестивый, который, следуя внутреннему влечению, старался при всяком случае выражать свою благодарность и свое благоговение к богу, как высшей неземной силе и творческому началу всего существующего, как «отцу отцов и матери матерей». [1, с.27]  А также вера в бессмертие души у египтян была всеобщая, и они полагали, что человек, умирая телесным, тем самым преображался в божественное существо.

Крайне важным фактом в  мифологии Египта и в веровании  самих египтян были имена богов. Каждое имя носило определенный смысл, значение. Вокруг имен богов, названий местностей, культовых объектов и  праздников вырастали мифы, признанные объяснить их смысл и названия. «Излюбленным методом, применявшимся  при подобных разъяснениях, была игра слов, ибо этимология многих имен и  названий забывался и их смысл, вероятно, не всегда был понятен самим египтянам» [3, с.6]     

                          Черты зооморфизма в египетской  мифологии.

Характерной чертой египетской мифологии является обожествление  животных, возникшее в древнейшие времена и получивших наибольшее распространение и усиление в  поздние периоды истории Египта. [9, с.421] Это вполне можно объяснить тем, что скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян. [8, с.6] Кроме того воплощенные в животных божества первоначально считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов.

С глубокой древности началось обожествление таких животных, как  бык, корова и баран. Бог Апис в  образе быка почитался как бог  плодородия. Под видом коровы или  женщины с коровьими рогами и  ушами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Так  же в образе коровы почиталась Исида. Баран же в различных местностях был воплощением различных богов.[8, с.7]Это наиболее яркие и знаменитые примеры. Кроме того, к числу самых популярных животных принадлежали змея (в образе этого животного выступали богини Исида, Нефтида и богиня плодородия Рененутет), крокодил (Себек), кошка (почиталась богиня радости и веселья Баст), лев или львица (в образе этих животных почиталось множество богов. Наиболее известные: Тефнут, Сехмет и Хатор), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот). [7, с.27]

Тем не менее, позже наметился  переход от зооморфизма к антропоморфизму.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что складывание египетской мифологии  проходило не столь просто. На пути встречалось множество препятствий, но египетская мифология, несмотря на это, жила и дошла до наших времен. Кроме того важной отличительной чертой египетской мифологии являлось большое количество зооморфных черт.

 

 

                             §2 Сотворение мира и человека.

Наиболее значительные циклы  мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира. Эти мифы и  сказания на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием. Творцами богов, людей и вселенной  в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. [4, с.13] По мнению Липинской «Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представления о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно» [3, с.7].

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и  те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают  в различном облике. По некоторым  мифам происхождение мира непосредственно  связывали с растением. Во многих мифах в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает  животное или птица.

Наиболее ранним источником, из которого мы черпаем сведения о  древнеегипетских мифах, в том числе  и о космогонических, являются знаменитые «Тексты пирамид». Их открытие связано  с именами двух выдающихся французских  ученых – О. Мариетта и Г. Масперо. Другим обширным источником наших знаний являются так называемые «Тексты  саркофагов», записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в  период между VIII и XVII династиями. Кроме того, одним из важных источников, знакомящих нас с египетской мифологией и с космогоническими мифами в частности, являются надписи на стенах храмов, воздвигнутых в годы правления македонской династии Птолемеев. [3, с.9-12]  

К сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранился целиком к нашему времени. Такие отрывочные сведения о некоторых вариациях египетских космогоний приходится пополнять с помощью других источников. И не смотря на это изучая доступные материалы, можно установить ряд черт, позволяющих произвести некоторую группировку сказаний и выявить общественные условия. [4, с.15]

Однако при всем этом, чрезвычайно мало места уделено  созданию человека. Древним Египтянам  казалось, очевидно, само собою понятным, что боги сотворили мир для  людей. Своего рода указаний было крайне мало, они даже были своеобразным исключением. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности. Человек обязан поклоняться богам, регулярно совершать жертвоприношения и строить и содержать храмы. [3, с.9 ]

Одна из вариаций мифов  – это создание мира и людей  богами-демиургами. Демиург – это  греческое слово (деми от демос –  народ, ург – работа) – мастера, которые делают свою работу руками. Отсюда и идея творения бога именно руками, а не только помыслом. К таким  относили Пта, бога-демиурга, давшего  имя всему Египту. Он был верховным  богом мемфисской триады. Так же, одним из наиболее почитаемых в Египте богов – демиургов был Хнум. Считалось, что он создатель богов  и людей, которых вылепил на гончарном  круге. Чаще всего Хнума изображали в виде человека с головой барана (Неотъемлемы черты зооморфизма).[7, с.24]

В общем, совокупность мифов  о сотворении мира и человека представлялась читателю с разных сторон.  Основы этих мифов (то, откуда выходил миф  как таковой) так же были разными.

 

                                §3 Мемфисская триада.

                                                 Мемфис.

Мемфис – крупнейший политический и религиозный центр Древнего Египта. Подобно Гелиополю этот город  был полностью разрушен, из него брали материалы для постройки  Каира. На данный момент можно сказать, что город погиб. Однако его заупокойные  сооружения судьба пощадила. Знаменитые пирамиды в Гизе, Саккара, Дахшуре, Лиште  и Медуме – все это мемфисский некрополь, где с начала I и до конца VI династии хоронили всех правителей Египта, да и позднее, в эпоху Среднего царства сооружали там свои пирамиды. А вокруг царских гробниц из захоронений придворных сановников и вельмож выросли целые «города мертвых»

Как религиозный центр  Мемфис не уступал Гелиополю. После  того как Мемфис стал столицей Египта, мемфисские жрецы разработали свою собственную теологическую систему. Полностью мемфисская доктрина состояла из трех частей: 1) Пта как властелин единого Египта, 2) миф о сотворении мира Пта, 3) роль Мемфиса как столицы государства.

Информация о работе Особенности египетской мифологии в кратком содержании