Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 23:23, реферат
Одной из стран, впервые выступающей перед нами из мрака истории, является Египет. Мы крайне мало знаем о древнейшей истории этой необыкновенной цивилизации, но все то, что дошло до нас о его устройстве и образе правления, рассказывает нам, сколько странного и своеобразного в общественном строе и обычаях этого государства. Одни только природные свойства самой страны способны были придать всему египетскому народу особый характер. Эти самые свойства, а вместе с ними и географические особенности способны объяснить своеобразие этой цивилизации.
Введение…………………………………………………………………………3
Специфика египетской мифологии…………………………………………….5
§1 Основы египетской мифологии……………………………………….......5
§2 Сотворение мира и человека………………………………………………7
§3 Мемфисская триада………………………………………………………...9
§4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)…………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..15
В Мемфисе почитали бога-демиурга Пта, главу мемфисской триады, состоящей еще и из его супруги Сехмет и их Нефертума. Кроме того, там поклонялись еще и целому ряду других богов, храмы которых находились в городе и его окрестностях. [3, с.27-32]
Как уже говорилось ранее, богом, который дал имя всему Египту был Пта (или Птах). Так же данную рану называли в европейской традиции, сами же египтяне именовали свою страну Кеме, или Кемет, - «Черная страна», в противоположность окружающим пустыням. Согласно «Памятнику мемфисской теологии» Пта был демиургом, «языком и сердцем» создавший восемь первых богов (своих ипостасей). Изначально Пта создал божественные слова, а уж потом – богов. Сперва он задумал творение в своем сердце и назвал имена богов своим языком. Таким образом, важно, что в мемфисском мифе мысль и слово предшествует творению. Интересно так же описание самого акта творения. В нем говориться о том, что Пта «создал все вещи и божественные слова. Он породил богов…. Сотворил их по желанию их сердец» Также о вселении богов в свои тела. Тем самым творение включает в себя и физическую работу бога. Исходя из этого, он и назван богом-демиургом. Кроме того Пта считался также богом истины и справедливости.
Пта представляли в виде
человека с обритой головой, закутанного
в погребальные пелены. Объясняется
это тем, что он был связан
с важнейшим для египтян
Итак, рассматривая культ Пта, мы определяем его безусловную важность. Прежде всего, можно выделить идею создание всего сущего именно руками, что являлось иной чертой, нежели деятельность богов, таких как Ра и многих других.
§4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)
В том или ином городе
Древнего Египта почитали своего бога-покровителя.
«Не было ни одного более или менее
значительного населенного
В течении почти трех тысячелетий значительную роль среди крупных религиозных центров играл город Иуну – Город Столбов, называемый также Оном. Греки же дали ему другое название: Гелиополь – Город Солнца. Гелиополь никогда не играл роли политического центра, его функция была исключительно религиозной. [3, с.15] «… в древнем городе Иуну (Гелиополь) почитали Эннеаду (Девятерицу) богов во главе с богом Ра (Ре)» [6, с.21] Гелиопольская версия сотворении мира и Великая Девятка гелиопольских богов приобрели большое значение во всем Египте. Храмы Ра начали строить не только в Гелиополе, но и в других местах. [3, с.18]
Ра – верховный бог гелиопольской Эннеады.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра. Он считался сыном первородного Океана – Нуна, из которого, по представлению Египтян, родился весь мир. Существует множество версий, объясняющих происхождение Ра. Он появился: « 1) из цветка лотоса на холме – Атуме, который поднялся из первородного хаоса – Нуна; 2) из космического яйца, снесенного на холме птицей «Великий Гоготун»; 3) из огненного острова, который поднялся из всемирного океана и дал Ра силы уничтожить тьму и установить порядок, основанный на справедливости. Существовал так же миф о том, что Ра был порожден гигантской коровой – небом». [7, с.20-21] Так же он именуется «золотым теленком, рожденным небом».
Миф о Ра – это типичный образец солярного (солнечного) мифа. Данные мифы отражают представления о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образе чудовищ и различных страшных животных. В связи с этим крайне важны мифологические сюжеты о сражении Ра с Апопом. В них змей пытался уничтожить Ра и навредить Египту, выпил воду Нила, но Ра заставил изрыгнуть ее обратно. Таким образом, Ра поддерживал миропорядок и обеспечивал торжество справедливости. [7, с.21]
Ра так же был отождествлен с целым рядом богов. Ра и Гор (Хор) Бехдетский слились в единое синкретическое божество – Ра-Горахти. Они олицетворяли поднимающееся солнце, источник энергии для всех других творений. «Гор сопровождает Ра и на его ладье, плывущие по небесному, а затем подземному Нилу, побеждает всех богов Ра, превратившихся в гиппопотамов и крокодилов». [7, с.21] С конца эпохи Нового царства Ра отождествляестя с Осирисом, становится Ра-Осирисом.
Ра изображался в виде человека с головой сокола и солнечным диском на голове. «По представлению египтян, днем Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в своей барке Менджет, вечером, пересаживаясь в барку Месектет, и опускается в подземное царство, где сражаясь с силами тьмы, плывет по подземному Нилу, а утром снова появляется на горизонте» [7, с.21]
Кроме Ра в Эннеаду входят Шу и Тефнут (дети Ра, которых он породил, проглотив собственное семя – архаический мотив рождения через проглатывание), Геб и Нут (рожденные от пары Шу и Тефнут – архаический мотив инцестуального брака между родными братьями и сестрами), Осирис и Исида, Сет и Нефтида (рожденные от брака Геба и Нут – тот же архаический мотив). С последними четырьмя связано наибольшее количество сказаний в египетской мифологии. И наиболее популярной была фигура Осириса. [7, с.22]
Осирис унаследовал власть над людьми от Ра, Шу и Геба. Изначально он был богом производительных сил природы. Позже стал еще и богом загробного царства. «Согласно представлениям египтян, Осирис был четвертым фараоном Египта, однако именно он основал египетскую цивилизацию». [7, с.22] Из «Гимна Осирису»:
«Слава тебе, Осирис,
Владыка вечности, царь богов!
Многоименный,
Дивный образами.» [4, с.115]
Миф о царствовании Осириса и его убийстве завистливым братом Сетом имеет, пожалуй, самую что ни на есть земную подоплеку: сколько реальных царей погибло от руки завистливых братьев, сколько обманутых наследников боролись за свои законные права! [3, с.45] Весь этот мотив о соперничестве двух братьев – злого и доброго, а также миф борьбы богов, когда один с помощью хитрости отбирает трон у другого, называется «Близнечный миф». «Брат Осириса Сет, желавший править вместо него, придумал способ погубить Осириса. После победоносного похода в Азию Осирис пригласил гостей на пир. Сет и его слуги заманили Осириса в приготовленный якобы в подарок ему роскошный саркофаг, запаяли крышку гроба и бросили его в воды Нила. Исида нашла тело Осириса и зачала от умершего бога, сохранившего чудесным образом жизненную силу, сына Гора, который стал мстителем за отца и вернул его к жизни». [7, с.22]
Сохранился текст «Призывания Исиды и Нефтиды», фрагментом которого является и «Плач Исиды по Осирису»:
«Гляди, сын твой Гор гонит Сета к месту казни.
Я спряталась в камышах и спрятала твоего сына,
Чтобы отмстить за тебя.
Потому что так плохо пребывать вдали от тебя
И не выносимо для плоти твоей». [5, с.194]
После того как Гор одолел Сета и вернул к жизни своего отца, Осирис передал трон Гору, а сам стал богом и судьей загробного мира.
Таким образом, можно с уверенностью заявить, что представленный культ Осириса – это одна из первых вариаций культа умирающего и воскресающего бога. Как таковой он олицетворял смену времен года. К тому же культ Осириса впервые связывает идею загробного воздаяния человеку в зависимости от его поведения на земле. [7, с.23]
«Обычно Осириса изображали в виде человека с виноградной лозой в руке, тело окрашивали в зеленый цвет – цвет растительного мира, цвет жизни». [7, с.23]
В эпоху Древнего царства
каждый фараон считался служителем Гора,
а каждый умерший приобщался к
Осирису. В эпоху среднего царства
данное представление слегка трансформировалось
в связи с появлением знати
и значительного количества зажиточных
простолюдинов. Теперь каждый умерший
египтянин отождествлялся с Осирисом.
Однако, с конца эпохи Нового царства
Осирис все более отождествлялся
с Ра. Далее он сливается с ним
и становится Ра-Осирисом. Так же
меняется и его внешний облик.
С этого времени Осирис предстает
на изображениях с солнечным диском
на голове. Но, тем не менее, одновременно
почитается и как бог земных глубин.
Следующие изменения культ
Таким вот образом мы наблюдаем особенности развития религии в одном из городов Древнего Египта - Гелиополе. Принимая все новые и новые изменения, происходящие во многих периодах, религиозное представления не теряют своей значимости в египетском пантеоне.
Рассмотрев специфику и особенности египетской мифологии, мы попытались прикоснуться к тайнам и загадкам этого непознанного мира. Источников, позволяющих не только поверхностно ознакомиться, но и проникнуть вглубь египетской мифологии не так уж много. Однако мы имеем достаточно сведений, для того что бы убедиться в сложности и загадочности всей египетской цивилизации.
Рассмотрев особенности мифологии некоторых городов, религиозных и политических центров того времени, мы можем с уверенностью сказать, что религиозные представления, мифология плотно входили в жизнь как простых египтян, так и фараонов. Неотделимые от египетского сознания образы богов Ра, Пта, Осириса и многих других дают нам возможность понять не только идеи мифологии, но и повседневную жизнь.
Что касается мифологии как таковой, в ее общем смысле, то пройдя крайне трудный путь развития, она смогла сохранить себя. Переходя из эпохи в эпоху, принимая новые черты, отказываясь от чего-то привычного – данная мифология смогла не потерять свою самобытность, сохраняя в себе память о первоначальном виде.
Можно с уверенностью сказать, что египетская культура, и цивилизация в целом оставили нам великое наследие. Она наложила свой отпечаток не только на культуру соседствующих с ней в то время стран, но и на дальнейший ход истории, будущие цивилизации.
Список использованной
1. Беккер, К. Ф.
Египтяне / К. Ф. Беккер // Мифы Древнего
мира. Ростов н/Д., 1997.
2. Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. СПб., 2000.
3. Липинская, Я., Марциняк, М. Мифология Древнего Египта / Я. Липинская, М. Марциняк. М., 1983.
4. Матье, М. Э. Древнеегипетские мифы / М. Э. Матье. М., 1956.
5. Поэзия и проза Древнего Востока / общ. ред. и вступ. ст. И. Брагинского. М., 1973. («Библиотека всемирной литературы». Т. 1).
6. Синило, Г. В. Особенности египетской мифологии / Г. В. Синило // Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998.
7. Синило, Г. В. Особенности египетской мифологии / Г. В. Синило // Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). М., 2008.
8. Швец, Н. Н. Словарь египетской мифологии / Н. Н. Швец. М., 2008.
9. Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. – 2-е изд. - М., 1987. (Энциклопедия. Т. 1).
Информация о работе Особенности египетской мифологии в кратком содержании