Особенности египетской мифологии в кратком содержании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 23:23, реферат

Краткое описание

Одной из стран, впервые выступающей перед нами из мрака истории, является Египет. Мы крайне мало знаем о древнейшей истории этой необыкновенной цивилизации, но все то, что дошло до нас о его устройстве и образе правления, рассказывает нам, сколько странного и своеобразного в общественном строе и обычаях этого государства. Одни только природные свойства самой страны способны были придать всему египетскому народу особый характер. Эти самые свойства, а вместе с ними и географические особенности способны объяснить своеобразие этой цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Специфика египетской мифологии…………………………………………….5
§1 Основы египетской мифологии……………………………………….......5
§2 Сотворение мира и человека………………………………………………7
§3 Мемфисская триада………………………………………………………...9
§4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)…………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности египетской мифологии.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

В Мемфисе почитали бога-демиурга Пта, главу мемфисской триады, состоящей  еще и из его супруги Сехмет и их Нефертума. Кроме того, там  поклонялись еще и целому ряду других богов, храмы которых находились в городе и его окрестностях. [3, с.27-32]

                                          Пта – бог-демиург. 

Как уже говорилось ранее, богом, который дал имя всему  Египту был Пта (или Птах). Так  же данную рану называли в европейской  традиции, сами же египтяне именовали  свою страну Кеме, или Кемет, - «Черная  страна»,  в противоположность  окружающим пустыням. Согласно «Памятнику мемфисской теологии» Пта был  демиургом, «языком и сердцем» создавший  восемь первых богов (своих ипостасей). Изначально Пта создал божественные слова, а уж потом – богов. Сперва он задумал творение в своем сердце и назвал имена богов своим  языком. Таким образом, важно, что  в мемфисском мифе мысль и слово  предшествует творению. Интересно так  же описание самого акта творения. В  нем говориться о том, что Пта  «создал все вещи и божественные слова. Он породил богов…. Сотворил их по желанию их сердец» Также о вселении богов в свои тела. Тем самым творение включает в себя и физическую работу бога. Исходя из этого, он и назван богом-демиургом. Кроме того Пта считался также богом истины и справедливости. 

Пта представляли в виде человека с обритой головой, закутанного  в погребальные пелены. Объясняется  это тем, что он был связан  с важнейшим для египтян культом  мертвых.[7, с.20]

Итак, рассматривая культ  Пта, мы определяем его безусловную  важность. Прежде всего, можно выделить идею создание всего сущего именно руками, что являлось иной чертой, нежели деятельность  богов, таких как  Ра и многих других.

 

                         §4 Гелиопольская Эннеада (Девятерица)

В том или ином городе Древнего Египта почитали своего бога-покровителя. «Не было ни одного более или менее  значительного населенного пункта, который не имел бы своих божественных покровителей. Не только главный город  каждого района или нома имел своих  богов, но и маленькие селения  внутри номов. И эти боги были значительным подспорьем местному патриотизму, чтобы  не сказать шовинизму. Однако было бы совершенно неверно сделать на основании  этого вывод, что в древнем  Египте было множество религий. Религия  была одна, но ее формы разнообразны». [2, с.29]

В течении  почти трех тысячелетий значительную роль среди крупных религиозных  центров играл город Иуну –  Город Столбов, называемый также  Оном. Греки же дали ему другое название: Гелиополь – Город Солнца. Гелиополь  никогда не играл роли политического  центра, его функция была исключительно  религиозной. [3, с.15] «… в древнем городе Иуну (Гелиополь) почитали Эннеаду (Девятерицу) богов во главе с богом Ра (Ре)» [6, с.21] Гелиопольская версия сотворении мира и Великая Девятка гелиопольских богов приобрели большое значение во всем Египте. Храмы Ра начали строить не только в Гелиополе, но и в других местах. [3, с.18]

 

                         Ра – верховный бог гелиопольской Эннеады.

 

Жрецы Гелиополя  создали свою версию возникновения  мира, объявив его создателем бога солнца Ра. Он считался сыном первородного Океана – Нуна, из которого, по представлению  Египтян, родился весь мир. Существует множество версий, объясняющих происхождение  Ра. Он появился: « 1) из цветка лотоса на холме – Атуме, который поднялся из первородного хаоса – Нуна; 2) из космического яйца, снесенного на холме  птицей «Великий Гоготун»; 3) из огненного  острова, который поднялся из всемирного океана и дал Ра силы уничтожить тьму и установить порядок, основанный на справедливости. Существовал так  же миф о том, что Ра был порожден гигантской коровой – небом». [7, с.20-21] Так же он именуется «золотым теленком, рожденным небом».

Миф о  Ра – это типичный образец солярного (солнечного) мифа. Данные мифы отражают представления о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образе чудовищ и различных страшных животных. В связи с этим крайне важны мифологические сюжеты о сражении Ра с Апопом. В них змей пытался уничтожить Ра и навредить Египту, выпил воду Нила, но Ра заставил изрыгнуть ее обратно. Таким образом, Ра поддерживал миропорядок и обеспечивал торжество справедливости. [7, с.21]

Ра так  же был отождествлен с целым рядом  богов. Ра и Гор (Хор) Бехдетский слились  в единое синкретическое божество –  Ра-Горахти. Они олицетворяли поднимающееся  солнце, источник энергии для всех других творений. «Гор сопровождает Ра и на его ладье, плывущие по небесному, а затем подземному Нилу, побеждает всех богов Ра, превратившихся в гиппопотамов и крокодилов». [7, с.21] С конца эпохи Нового царства Ра отождествляестя с Осирисом, становится Ра-Осирисом.

Ра изображался  в виде человека с головой сокола и солнечным диском на голове. «По  представлению египтян, днем Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в своей барке Менджет, вечером, пересаживаясь в барку Месектет, и опускается в подземное царство, где сражаясь с силами тьмы, плывет по подземному Нилу, а утром снова появляется на горизонте» [7, с.21] 

Кроме Ра в Эннеаду входят Шу и Тефнут (дети Ра, которых он породил, проглотив  собственное семя – архаический  мотив рождения через проглатывание), Геб и Нут (рожденные от пары Шу и Тефнут – архаический мотив  инцестуального брака между родными  братьями и сестрами), Осирис и Исида, Сет и Нефтида (рожденные от брака  Геба и Нут – тот же архаический  мотив). С последними четырьмя связано  наибольшее количество сказаний в египетской мифологии. И наиболее популярной была фигура Осириса. [7, с.22]

 

                                              Образ Осириса.

 

Осирис унаследовал власть над людьми от Ра, Шу и Геба. Изначально он был богом производительных сил  природы. Позже стал еще и богом  загробного царства. «Согласно представлениям египтян, Осирис был четвертым фараоном Египта, однако именно он основал египетскую цивилизацию». [7, с.22] Из «Гимна Осирису»:

«Слава тебе, Осирис,

Владыка вечности, царь богов!

Многоименный,

Дивный образами.» [4, с.115]

Миф о царствовании Осириса  и его убийстве завистливым братом Сетом имеет, пожалуй, самую что  ни на есть земную подоплеку: сколько  реальных царей погибло от руки завистливых  братьев, сколько обманутых наследников  боролись за свои законные права! [3, с.45] Весь этот мотив о соперничестве двух братьев – злого и доброго, а также миф борьбы богов, когда один с помощью хитрости отбирает трон у другого, называется «Близнечный миф». «Брат Осириса Сет, желавший править вместо него, придумал способ погубить Осириса. После победоносного похода в Азию Осирис пригласил гостей на пир. Сет и его слуги заманили Осириса в приготовленный якобы в подарок ему роскошный саркофаг, запаяли крышку гроба и бросили его в воды Нила. Исида нашла тело Осириса и зачала от умершего бога, сохранившего чудесным образом жизненную силу, сына Гора, который стал мстителем за отца и вернул его к жизни». [7, с.22]

Сохранился текст «Призывания  Исиды и Нефтиды», фрагментом которого является и «Плач Исиды по Осирису»:

«Гляди, сын твой Гор гонит  Сета к месту казни.

Я спряталась в камышах  и спрятала твоего сына,

Чтобы отмстить за тебя.

Потому что так плохо  пребывать вдали от тебя

И не выносимо для плоти  твоей». [5, с.194] 

После того как Гор одолел Сета и вернул к жизни своего отца, Осирис передал трон Гору, а сам  стал богом и судьей загробного мира.

Таким образом, можно с  уверенностью заявить, что представленный культ Осириса – это одна из первых вариаций культа умирающего и  воскресающего бога.  Как таковой  он олицетворял смену времен года. К тому же культ Осириса впервые  связывает идею загробного воздаяния  человеку в зависимости от его  поведения на земле. [7, с.23]

«Обычно Осириса изображали в виде человека с виноградной  лозой в руке, тело окрашивали в  зеленый цвет – цвет растительного  мира, цвет жизни». [7, с.23]

В эпоху Древнего царства  каждый фараон считался служителем Гора,  а каждый умерший приобщался к  Осирису. В эпоху среднего царства  данное представление слегка трансформировалось в связи с появлением знати  и значительного количества зажиточных простолюдинов. Теперь каждый умерший  египтянин отождествлялся с Осирисом. Однако, с конца эпохи Нового царства  Осирис все более отождествлялся с Ра. Далее он сливается с ним  и становится Ра-Осирисом. Так же меняется и его внешний облик. С этого времени Осирис предстает  на изображениях с солнечным диском на голове. Но, тем не менее, одновременно почитается и как бог земных глубин. Следующие изменения культ Осириса  переносит уже в эллинистический  период. Там данный культ сливается  с культом посвященного ему быка Аписа в едином синкретическом образе Сераписа. [7, с.24]

Таким вот образом мы наблюдаем особенности развития религии в одном из городов Древнего Египта - Гелиополе. Принимая все новые и новые изменения, происходящие во многих периодах, религиозное представления не теряют своей значимости в египетском пантеоне.

 

                                             Заключение

Рассмотрев специфику  и особенности египетской мифологии, мы попытались прикоснуться к тайнам и загадкам этого непознанного мира. Источников, позволяющих не только поверхностно ознакомиться, но и проникнуть вглубь египетской мифологии не так  уж много. Однако мы имеем достаточно сведений, для того что бы убедиться  в сложности и загадочности всей египетской цивилизации.

Рассмотрев особенности  мифологии некоторых городов, религиозных  и политических центров того времени, мы можем с уверенностью сказать, что религиозные представления, мифология плотно входили в жизнь  как простых египтян, так и  фараонов. Неотделимые от египетского  сознания образы богов Ра, Пта, Осириса  и многих других дают нам возможность  понять не только идеи мифологии, но и  повседневную жизнь.

Что касается мифологии как  таковой, в ее общем смысле, то пройдя крайне трудный путь развития, она  смогла сохранить себя. Переходя из эпохи в эпоху, принимая новые  черты, отказываясь от чего-то привычного – данная мифология смогла не потерять свою самобытность, сохраняя в себе память о первоначальном виде.

Можно с уверенностью сказать, что египетская культура, и цивилизация  в целом оставили нам великое  наследие. Она наложила свой отпечаток  не только на культуру соседствующих с ней в то время стран, но и на дальнейший ход истории, будущие цивилизации.

 

                           Список использованной литературы

 
1. Беккер, К. Ф. Египтяне / К. Ф. Беккер // Мифы Древнего мира. Ростов н/Д., 1997.

2. Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. СПб., 2000.

3. Липинская, Я., Марциняк, М. Мифология Древнего Египта / Я. Липинская, М. Марциняк. М., 1983.

4. Матье, М. Э. Древнеегипетские мифы / М. Э. Матье. М., 1956.

5. Поэзия и проза Древнего  Востока / общ. ред. и вступ.  ст. И. Брагинского. М., 1973. («Библиотека  всемирной литературы». Т. 1).

6. Синило, Г. В. Особенности египетской мифологии / Г. В. Синило // Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998.

7. Синило, Г. В. Особенности египетской мифологии / Г. В. Синило // Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). М., 2008.

8. Швец, Н. Н. Словарь египетской мифологии / Н. Н. Швец. М., 2008.

9. Мифы народов мира / под  ред. С. А. Токарева. – 2-е  изд. - М., 1987. (Энциклопедия. Т. 1).

 

 

 

 

 

                                    

 


Информация о работе Особенности египетской мифологии в кратком содержании