Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа
У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.
Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83
А теперь остановимся на важнейших функциях пейзажа в художественном произведении. На наш взгляд более полную характеристику функциям пейзажа даёт М.Н.Эпштейн. Исследователь выделяет следующие функции пейзажа: [52, c.152].
1. Обозначение места и времени действия.
Именно пейзаж помогает читателю наглядно представить себе, где происходят события (на борту теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т. е. в какое время года и суток). Иногда об этой роли пейзажа можно узнать иззаглавия произведений: «Кавказ» Пушкина,«На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя, «Степь» Чехова, «Зеркало морей» Дж.Конрада, «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова.Пейзаж обозначен уже в заглавии произведений и в таких произведениях как: «Море», «Вечер» В.А. Жуковского, «Деревня» А.С. Пушкина, «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» Н. Некрасова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
В повести «Ася» И.С. Тургенев воссоздаёт колорит южного немецкого города: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград» [9, с.54]. Данный пейзаж можно отнести к урбанистическим, так как в литературе XIX века нередко встречаются описания города, в том числе и большого промышленного. Здесьавтор описывает готическую колокольню, дома, ограды, чувствуется взгляд человека иной культуры. Ещё здесь пейзаж помогает воссоздать атмосферу тишины, покоя, уединения, которая во многом способствовала быстрому сближению господина Н.Н. с Гагиными.
Место и
время действия в произведении редко
обозначены точно если в нем не
описываются исторические события,
но их часто можно определить по
особенностям пейзажа, а также по
реалиям времени. Имение Кирсановых
(роман Тургенева «Отцы и дети»
Очень часто в лирическом произведении пейзаж еще и основной предмет описания. В лирике пейзаж экспрессивен: он всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении кроме картинприроды, важны чувства, которые они вызывают у лирического героя.
Очень значимо время или место действия, если оно точно обозначено. Например, в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин точно указывает, что наводнение, самое сильное и трагичное за всю историю Петербурга, произошло 7 ноября (старого стиля) 1824 года. Тексту поэмы предшествует авторское примечание: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом». Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге [53, c.163] .
2. Вторая функция пейзажа – сюжетная мотивировка. Природные и, в особенности, метеорологические изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и пр. могут направить течение событий в ту или иную сторону, т.е. могут повлиять на происходящие события. Так, в повести А.С. Пушкина «Метель» природа «вмешивается» в планы героев и соединяет Марью Гавриловну не с Владимиром, а с Бурминым; в «Капитанской дочке» буран в степи – мотивировка первой встречи Петра Гринева и Пугачева, «вожатого», благодаря которой устанавливаются человеческие отношения между героями.
Внезапно
разразившаяся гроза в
Динамика
пейзажа очень важна в
Пейзаж
традиционно выступает
3. Функцияпсихологизма. Эта наиболее частая функция. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Рассмотрим данную функцию на «чувствительном пейзаже» сентиментализма. Вот характерная сцена из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях своих бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с судьбой своею. Вся натура пребывала в молчании» [53, c.154].
Пейзаж, данный через восприятие героя, показывает его внутреннее психологическое состояние в момент действия. Но он может говорить и об устойчивых чертах его мировосприятия, о его характере. Так, например, в рассказе «Снег» К.Г. Паустовского герой, лейтенант Потапов, пишет своему отцу, живущему в одном из маленьких провинциальных городков России, с фронта: «Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я створяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок –и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой» [53, c.151]. Душевную красоту героя, глубокое чувство природы, малой родины,автор передаёт не через отвлеченное понятие «патриотизм», а через пейзаж. Природа выступает здесь не только как эстетическая ценность, но и как высшая этическая категория. Именно в этом рассказе пейзаж является скрытым фундаментом возникающего чувства любви между героем и героиней. Близость их характеров, их ранимый и чуткий внутренний мир видны через одинаковое, внимательное и трепетное отношение к, казалось бы, мелочам, таким, как расчищенная от снега дорожка к беседке в саду.
В работе М.Н.Эпштeйнa, посвященной пейзажным образам в русской поэзии, целый раздел называется – «Мотивы», здесь «внимание привлечено к конкретным предметным eдиницам пейзажного творчества, которые вычленяются из него условно, нo обнаруживают преемственность, непрерывность развития y поэтов разных эпох и направлений». Tак, выделяя древесные мотивы (дуба, клена, липы, рябины, тополя, ивы и, конечно, березы), Эпштейн прослеживает повторы образов у многих поэтов, вследствие чего можно говорить о семантическом поле одного мотива (например: «береза –плач», «береза – женщина», «береза – Россия») [53,с.34 –125].
Явления прирoдыв художественнoм произведении могут предвeщaть те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение. Например, старый нераспустившийся, а потом зазеленевший дуб в «Войне и миpе» Л.Н. Толстoго символизирует два противоположных душевных состояния князя Андрея. В «Тaмани» («Герoй нашего времени» Лермонтова), когда Печорин следит за слепым мальчиком, изoбраженаприрода таинственная, грозящая опасностями: «Луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнегo корабля; у бeрега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» [53, c.181]. Последнее слово можно воспринимать как предвестие событий: Печорин поедет с «ундиной» в лодке, и она его едва не утопит.
Пейзаж, данный чеpез восприятие героя, часто раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние. В романе И.С. Tyргенева «Отцы и дети» братья Киpсановы по-pазному воспринимают природу: Николай Петpович восхищается ее красотой, а Павел Петрович pавнодушен к ней. Нeслучайно в минуту душевного беспокойства Николай Петpович уходит в сад, гдe размышляет в одиночестве. Он долго ходил по саду, посколькy «не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грyстию, с этою тревогой». Поинтepесовавшись, что делaл брaт, «Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден ромaнтиком, и не умелaмечтaть его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическaя душa» [53, c.162].
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывается подробным описанием Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» [53, c.163].
4. Пейзаж
в художественном произведении
выступает и как форма
« – И природа пустяки? – проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.
– И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» [49, c.91].
Здесь же есть пейзаж, который становится полем авторского высказывания, областью опосредованной самохарактеристики. Таково заключительное описание в «Отцах и детях» сельского кладбища, могилы Базарова: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной» [44, c.147]. В этом описании явно слышится голос самого автора (цветы «говорят») и его философская проблематика. По мнению М.Н. Эпштeйнa, писатель, когда он не стремится навязывать свою точку зpения читателю, но при этом хочет быть пpавильноyслышанным и понятым, часто именнo пейзажy доверяет стать выразителем своих взглядов.
Пейзаж в литературном произведенииобычно имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится (как в «Снеге» и в прозе Паустовского в целом) выражением патриотических чувств. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» доводам рассудка противопоставлена «странная любовь» к родине:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...[44, c.114].
Далее в
стихотворении возникает
«чета белеющих берез», один из пейзажных лейтмотивов русской поэзии:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез [44, c.114].
.
Полифункциональность
пейзажа попробуем
Hа ранних этапах существования литературы и в фольклоре преобладали внепейзажные образы прирoды: ее cилы мифoлoгизирoвались, олицeтворялись, пeрсoнифицировaлись и при этом нередко участвовали в жизни людей. Ярким примером может служить памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Подобного рода образность можно обнаружить и в литературе более близких нам эпох. Вспомним пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», где королевич Елисей в поисках невесты обращается к солнцу, месяцу, ветру и те ему отвечают; или лермонтовское стихотворение «Тучки небесные...», где поэт не столько описывает природу, сколько беседует с тучками [1, c.185].
Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»