Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.

Содержание

Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83

Вложенные файлы: 1 файл

Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме.docx

— 166.74 Кб (Скачать файл)

А теперь остановимся на важнейших функциях пейзажа в художественном произведении. На наш взгляд более полную характеристику функциям пейзажа даёт М.Н.Эпштейн. Исследователь выделяет следующие функции пейзажа: [52, c.152].

1. Обозначение  места и времени действия.

Именно  пейзаж помогает читателю наглядно представить  себе, где происходят события (на борту  теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т. е. в какое время года и суток). Иногда об этой роли пейзажа можно  узнать иззаглавия произведений: «Кавказ» Пушкина,«На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя, «Степь» Чехова, «Зеркало морей» Дж.Конрада, «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова.Пейзаж обозначен уже в заглавии произведений и в таких произведениях как: «Море», «Вечер» В.А. Жуковского, «Деревня» А.С. Пушкина, «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» Н. Некрасова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

В повести  «Ася» И.С. Тургенев воссоздаёт колорит южного немецкого города: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград» [9, с.54]. Данный пейзаж можно отнести к урбанистическим, так как в литературе XIX века нередко встречаются описания города, в том числе и большого промышленного. Здесьавтор описывает готическую колокольню, дома, ограды, чувствуется взгляд человека иной культуры. Ещё здесь пейзаж помогает воссоздать атмосферу тишины, покоя, уединения, которая во многом способствовала быстрому сближению господина Н.Н. с Гагиными.

Место и  время действия в произведении редко  обозначены точно если в нем не описываются исторические события, но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени. Имение Кирсановых (роман Тургенева «Отцы и дети») находится в средней полосе, хотя и ближе к югу: там хорошо растут березы, акации, встречается осина. Часто пейзаж обозначает время года или время суток, его смену  в ходе сюжета. Например, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Левин  после трудового дня, когда он косил наравне с крестьянами, остается в поле: «Перед утреннею зарей  все затихло. Слышались только ночные звуки неумолкаемых в болоте лягушек  и лошадей, фыркавших по лугу в  поднявшемся пред утром тумане. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев  звезды, понял, что прошла ночь» [53, c.162].

Очень  часто в лирическом произведении пейзаж еще и основной предмет описания. В лирике пейзаж экспрессивен: он всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении кроме картинприроды, важны чувства, которые они вызывают у лирического героя.

Очень значимо  время или место действия, если оно точно обозначено. Например, в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин точно указывает, что наводнение, самое сильное и трагичное  за всю историю Петербурга, произошло 7 ноября (старого стиля) 1824 года. Тексту поэмы предшествует авторское примечание: «Происшествие, описанное в сей  повести, основано на истине. Подробности  наводнения заимствованы из тогдашних  журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом». Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге [53, c.163] .

2. Вторая  функция пейзажа – сюжетная  мотивировка. Природные и, в  особенности, метеорологические изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и пр. могут направить течение событий в ту или иную сторону, т.е. могут повлиять на происходящие события. Так, в повести  А.С. Пушкина «Метель» природа «вмешивается» в планы героев и соединяет Марью Гавриловну не с Владимиром, а с Бурминым; в «Капитанской дочке» буран в степи – мотивировка первой встречи Петра Гринева и Пугачева, «вожатого», благодаря которой устанавливаются человеческие отношения между героями.

Внезапно  разразившаяся гроза в одноименной  пьесе Островского подталкивает Катерину к признанию в своем  грехе. Также сюжет произведения может во многом определяться календарным  временем. Например, события в рассказе А.П. Чехова «Студент» происходит в  Страстную Пятницу, поэтому герой  рассказывает вдовам историю об отречении  Петра (произошедшую как раз в  этот день две тысячи лет назад).

Динамика  пейзажа очень важна в хроникальных по преимуществу сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера, «Лузиады» Л. Камоэнса).

Пейзаж  традиционно выступает атрибутом  жанра «путешествий» («Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, «Моби Дик» Г. Мелвилла), а также произведений, где основу сюжета составляет борьба человека с  препятствиями, которые чинит ему  природа, с различными ее стихиями («Труженики моря» В. Гюго, «Жизнь в лесу» Г. Торо). Так, в романе В. Гюго одной  из важнейших вех сюжета выступает  эпизод, когда главный герой борется  с разбушевавшимся морем, когда  он пытается освободить корабль, наткнувшийся на скалу, от «морского плена». И, конечно, много места отводится пейзажу  в анималистской литературе, например в повестях и рассказах Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона или В. Бианки.

3. Функцияпсихологизма. Эта наиболее частая функция. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Рассмотрим данную функцию на «чувствительном пейзаже» сентиментализма. Вот характерная сцена из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях своих бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с судьбой своею. Вся натура пребывала в молчании» [53, c.154].

Пейзаж, данный через восприятие героя, показывает его внутреннее психологическое состояние в момент действия. Но он может говорить и об устойчивых чертах его мировосприятия, о его характере. Так, например, в рассказе «Снег» К.Г. Паустовского герой, лейтенант Потапов, пишет своему отцу, живущему в одном из маленьких провинциальных городков России, с фронта: «Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я створяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок  –и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой» [53, c.151]. Душевную красоту героя, глубокое чувство природы, малой родины,автор передаёт не через отвлеченное понятие «патриотизм», а через пейзаж. Природа выступает здесь не только как эстетическая ценность, но и как высшая этическая категория. Именно в этом рассказе пейзаж является скрытым фундаментом возникающего чувства любви между героем и героиней. Близость их характеров, их ранимый и чуткий внутренний мир видны через одинаковое, внимательное и трепетное отношение к, казалось бы, мелочам, таким, как расчищенная от снега дорожка к беседке в саду.

В работе М.Н.Эпштeйнa, посвященной пейзажным образам в русской поэзии, целый раздел называется – «Мотивы», здесь «внимание привлечено к конкретным предметным eдиницам пейзажного творчества, которые вычленяются из него условно, нo обнаруживают преемственность, непрерывность развития y поэтов разных эпох и направлений». Tак, выделяя древесные мотивы (дуба, клена, липы, рябины, тополя, ивы и, конечно, березы), Эпштейн прослеживает повторы образов у многих поэтов, вследствие чего можно говорить о семантическом поле одного мотива (например: «береза –плач», «береза – женщина», «береза – Россия») [53,с.34 –125].

Явления прирoдыв художественнoм произведении могут предвeщaть те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение. Например, старый нераспустившийся, а потом зазеленевший дуб в «Войне и миpе» Л.Н. Толстoго символизирует два противоположных душевных состояния князя Андрея. В «Тaмани» («Герoй нашего времени» Лермонтова), когда Печорин следит за слепым мальчиком, изoбраженаприрода таинственная, грозящая опасностями: «Луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнегo корабля; у бeрега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» [53, c.181]. Последнее слово можно воспринимать как предвестие событий: Печорин поедет с «ундиной» в лодке, и она его едва не утопит.

Пейзаж, данный чеpез восприятие героя, часто раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние. В романе И.С. Tyргенева «Отцы и дети» братья Киpсановы по-pазному воспринимают природу: Николай Петpович восхищается ее красотой, а Павел Петрович pавнодушен к ней. Нeслучайно в минуту душевного беспокойства Николай Петpович уходит в сад, гдe размышляет в одиночестве. Он долго ходил по саду, посколькy «не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грyстию, с этою тревогой». Поинтepесовавшись, что делaл брaт, «Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден ромaнтиком, и не умелaмечтaть его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическaя душa» [53, c.162].

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывается подробным описанием Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» [53, c.163].

4. Пейзаж  в художественном произведении  выступает и как форма присутствия  автора (косвенная оценка героя,  происходящих событий и пр.). Можно  выделить различные способы передачи  авторского отношения к происходящему. Первый – точка зрения героя и автора сливаются («Снег» Паустовского). Второй – пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей – носителей чуждого автору мировоззрения. Примером может служить образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров проповедует научно-отстраненное, «медицинское» отношение к природе. Вот характерный диалог его с Аркадием:

« – И  природа пустяки? – проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые  поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.

– И природа  пустяки в том значении, в каком  ты ее понимаешь. Природа не храм, а  мастерская, и человек в ней  работник» [49, c.91].

Здесь же есть пейзаж, который становится полем  авторского высказывания, областью опосредованной самохарактеристики. Таково заключительное описание в «Отцах и детях» сельского кладбища, могилы Базарова: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной» [44, c.147]. В этом описании явно слышится голос самого автора (цветы «говорят») и его философская проблематика. По мнению М.Н. Эпштeйнa, писатель, когда он не стремится навязывать свою точку зpения читателю, но при этом хочет быть пpавильноyслышанным и понятым, часто именнo пейзажy доверяет стать выразителем своих взглядов.

Пейзаж  в литературном произведенииобычно имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится (как в «Снеге» и в прозе  Паустовского в целом) выражением патриотических чувств. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» доводам рассудка противопоставлена  «странная любовь» к родине:

Но я люблю –  за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...[44, c.114].

Далее в  стихотворении возникает традиционный символ – 

«чета белеющих берез», один из пейзажных лейтмотивов русской поэзии:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез [44, c.114].

.

Полифункциональность  пейзажа попробуем проиллюстрировать  на примере рассказа А.П. Чехова «Гусев» (1890). Рассказ начинается со слов: «Уже потемнело, скоро ночь». Через несколько  предложений читаем: «Ветер гуляет по снастям, стучит винт, хлещут волны, скрипят койки, но ко всему этому  давно уже привыкло ухо, и кажется, что все кругом спит и безмолвствует. Скучно» [24, c.128]. Таким образом, пейзаж введен в экспозицию и с его помощью обозначено время и место будущих событий. Действие в рассказе происходит вдали от России. Морской «чужой» пейзаж противопоставлен пейзажу «родной страны», куда возвращается герой после пятилетней службы на Дальнем Востоке. На протяжении всего текста через пейзаж автором дается косвенная характеристика героя, раскрывается его внутренний мир. Пейзаж, завершающий рассказ, вносит совершенно иную, светлую ноту в, казалось бы, мрачный сюжет: «А наверху в это время, в той стороне, где заходит солнце, скучиваются облака; одно облако похоже на триумфальную арку, другое на льва, третье на ножницы… Из – за облаков выходит широкий зеленый луч и протягивается до самой средины неба; немного погодя рядом с этим ложится фиолетовый, рядом с ним золотой, потом розовый… Небо становится нежно-сиреневым. Глядя на это великолепное, очаровательное небо, океан сначала хмурится, но скоро сам приобретает цвета ласковые, радостные, страстные, какие на человеческом языке и назвать трудно» [45,с.18].

Hа ранних этапах существования литературы и в фольклоре преобладали внепейзажные образы прирoды: ее cилы мифoлoгизирoвались, олицeтворялись, пeрсoнифицировaлись и при этом нередко участвовали в жизни людей. Ярким примером может служить памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Подобного рода образность можно обнаружить и в литературе более близких нам эпох. Вспомним пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», где королевич Елисей в поисках невесты обращается к солнцу, месяцу, ветру и те ему отвечают; или лермонтовское стихотворение «Тучки небесные...», где поэт не столько описывает природу, сколько беседует с тучками [1, c.185].

Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»