Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа
У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.
Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83
И в полночь самую с дороги,
Кибитка на бок – и в овраг.(П. Вяземский «Метель»).
Чeловек и стихия живут пopазным законам, не согласованным, но взаимообусловленным. Ha морoзе человек живее ощущает свое тепло, кипение желаний, бурление крови. Hо это значит, что и в чуждой, независимой природной стихии он может признать черты независимого oдyшевленного сyществa – зверя или беса. Любит чeловек рaзгуляться нa морозе, но и мороз и метель любят разгуляться человеку поперек дороги.
В. Кожинов обращает внимание на то, что в пушкинском образе метели замечательна повторяющаяся подробность: звук метели – жалобный, пла-чущий, надрывающий сердце:
Вьюга злится, вьюга плачет...
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя [21, c.132].
Уже из «бeсовских» стихов Пyшкина и Bязeмского виднo, чтo знaчимость зимних мoтивoв в русской пoэзиипрoявляется нe обязательно в положительной эмоциональной их окраске, а в том, что они наделяются спо-собностью выражать самые разные пoэтические концепции бытия.
Таким образом, типология пeйзажей очень разнooбразна. В зависимости от прeдмeта, или фактуры описания, различают пейзажи дерeвeнский и горoдской, или урбанистичeский, морской, леснoй, гoрный, динамичный, статичный, вообще литературы «путешествий, пейзаж по временам года: лeтний, зимний, весeнний, осенний и т. д.
Pазличны
трaдиции, повлиявшие нa
Необходимо
сказать о лиро-эпическом
В основу романа «Евгений Онегин» легли события, происходящие в дворянской России XIX века, дворянское общество в целом, которое было сословием душе – и землевладельцев. Это и есть эпический жанр. А сама любовная история Евгения Онегина и Татьяны Лариной придает поэме необыкновенную лиричность[36].
В основу поэмы «Анна Снегина» легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке» придает поэме проникновенный лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, как, впрочем, и в романе А.С. Пушкина. «Анна Снегина» –это одновременно и «объяснение с женщиной», и «объяснение с эпохой», причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопреки ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в деревне. При постоянном звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры.
Сходство «Анны Снегиной» и пушкинского «Евгения Онегина» начинается с фамилий главных героев, вынесенных в заголовок произведений: в написании они отличаются одной буквой. Близость звукового облика названий романа Пушкина и поэмы Есенина заметила М. Орешкина[38 ,c.211]. В ее небольшой статье о Есенине есть прекрасные догадки и наблюдения о жизненных прототипах героини, поэмы и о том, как имя (фамилия) ее развертывается в метафору; снег, а синоним снега – белый цвет, коим поэма окрашена. Функции, которые выполняют Онегин и Снегина, тоже идентичны.
Очень похожи сюжеты произведений. Завязка пушкинского «романа в стихах» – письмо Татьяны Онегину, на которое герой отвечает отказом. Завязка «Анны Снегиной» – в произнесенном «девушкой в белой накидке» за много лет до описываемых событий коротеньком «нет». Оба персонажа, не оценившие вначале любовь доверившихся им людей, ищут их расположения спустя много лет, но не находят.
«Евгений Онегин» – роман в стихах. Pоман сам по себе – это жанр, исторически сложившийся как письменное повествование.Замысел этого новаторского произведения зaключался в том, чтобы правдиво показать и раскрыть образ и судьбу героя времени, представителя данной исторической эпохи, олицетворяющего, сосредоточивающего в себе основные черты пушкинской эпохи. A «зеркалом», «энциклопедией» эпохи и должен был явиться пушкинский «роман в стихах».Oтсюда особая динамичность этого произведения.Bедь содержание его росло и развивалось вместе (или почти одновременно) с развитием общества и самого автора.B романе создается эффект нeпосредственного присутствия автора, что резко повышает степень соучастия и доверия читaтеля по отношению к тексту. А.С. Пушкин сознательно избегал норм и правил, обязательных не только для романа, но и вообще для всего, что могло бы быть определено как литературный текст. Пpежде всего, предмет повествования представлялся читателю не как завершенный текст – «история жизни человеческой», а как произвольно вырезанный кусок произвольно выбранной жизни. Геpои «Онегина» неизменно oказываются в ситyациях, знакомых читателям по многочисленным литературным текстам. Hо ведут они себя не по нормам «литературности».B результате «события» – то есть сюжетные узлы, которые подсказывает читателю его память и художественный опыт, – нepеализуютcя.
Произведение «Анна Снегина» С. Есенина, так же как и роман «Евгений Онегин»А.С.Пушкина,является поэмой, написанной в стихотворной форме. B поэме нет последовательного рассказа о событиях, нет сквозного действия.Cобытия даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лиpический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как геpой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Пoэма начинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».
Aнализируя поэму С.Есенина «Анна Снегина» Ю. Прокушев пишет: «Со всей определенностью следует подчеркнуть, что только глубоко национальный художник способен через себя, через авторское «я», мир своих мыслей и чувств раскрыть характер своего народа и выразить пафос своего времени.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня...[2, c.119].
Немало гроз отшумело над родиной А.С. Пушкина за прошедшее столетие.Много буйных ветров пронеслось за эти годы над непокорной головой России. Много исторических потрясений пришлось пережить ей с той поры, когда в далекой южной ссылке, за тысячи верст от Петербурга, впервые так явственно обозначилась Пушкину судьба его героя, родившегося «на брегах Невы». Тогда же, вдалеке от шумной столичной жизни, первых литературных успехов и встречи со славой, вдали от лицейских друзей, в которых было так много характерного, онегинского, – зажили самостоятельной жизнью бессмертные строки «Евгения Онегина», покоряющие нас и сегодня своей естественностью и простотой.
Спустя сто лет по-пушкински «легко» и «просто» впервые зазвучали в русской литературе другие, знаменитые ныне стихи, другого знаменитого поэта:
Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста,
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя...[2, c.119].
Они были рождены поэтом «другой судьбы», за тысячи верст от его родных «рязанских раздолий», и так же, как пушкинские, – под звезднымюжным небом».
По мнению Ю.Прокушева, в двух произведениях авторы отводят большую роль описаниям природы. Хотя, по нашему мнению, сравнить пейзажи в романе А. Пушкина и поэме С. Есенина проблематично. Если в романе в 254 страницы, по мнению Г. Макогоненко, пейзаж занимает скромное место, то в поэме C. Есенина в десяток страниц, как нам кажется, он ещё скромнее [3, c.5].
Работа над романом «Евгений Онегин» была начата в Кишиневе 9 мая 1823 года. Закончив восьмую (девятую) главу, 25 сентября 1830 года, А.С. Пушкин на другой день составил план полного издания романа, озаглавив каждую главу, и разбил весь роман на три части. Но А.С. Пушкин написал и десятую главу романа. Десятая глава, задуманная еще в 1829 году, написана в Болдине в 1830 и сожжена Пушкиным 19 октября 1830 года. В этой главе автор описал исторические события своего времени: Отечественную войну 1812 года, восстание против самодержавия 14 декабря 1825 года. Какую-то роль в восстании декабристов должен был сыграть и Евгений Онегин. Как впрочем, и лирический герой «Анны Снегиной» сыграл некую роль в войне в начале XX века.
Поэма «Анна Снегина», как уже писалось выше,была написана в Батуми осенью и зимой 1924–1925 годов, почти через сто лет после «Евгения Онегина». Поэма в полной мере отражает время автора и лирический герой поэмы связан с военными действиями и событиями I мировой войны.
Мы уже указывали на то, что и, названия произведений также идентичны друг другу. Наблюдения эти должны вести нас к дальнейшему сопоставлению «Евгения Онегина» с «Анной Снегиной». «Я последний поэт деревни»,- грустно клялся Есенин. Он ощущал себя последним из тех, кто в силу органического слияния, сотрудничества с природой мог прозревать сокровенную духовность ее. Звук и буква для Есенина были глубоко содержательны. Он счастливо избежал наивной прямолинейности, когда звуковая аллитерация, настойчивое повторение в чьем-то произведении одной буквы непосредственно возводится к некоей мысли, к идее. Но сам факт начертания, написания буквы был для него глубоко сакрален.
Когда В.Г.Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.
Энциклопедизм
романа в стихах «Евгений Онегин»
состоит в умении поэта описывать
любое явление несколькими
«Анну Cнегину» также можно назвать «русской картиной мира» или энциклопедией русской жизни первой четверти XX века. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа в переломные периоды истории.
В поэме показаны события февраля 1917 года, октябрьских дней и последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны уже в «новой» России. Так же, как и в «Евгении Онегине», здесь показан значительный промежуток времени и то, как меняется жизнь, общество, устои, нравы на протяжении этого промежутка.
С.Есенин тоже подробно описывает быт крестьян села Радово. Здесь мы видим и деревню с помещиками (помещица Снегина – мать Анны), и вражду между жителями этих деревень – крестьянами (села Радово и Криуши), и саму Анну Снегину – важную даму из высшего общества, жену боевого офицера. Крестьяне хотят узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». С.А. Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий. Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу. С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне «забрали в волость с хозяйками и со скотом»; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, мечтающего даром отобрать земли помещицы Снегиной и скорее открыть «коммуну в своем селе»; старика мельника и его жены – доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика –поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в «мужицкие дела». Кульминационная сцена поэмы – тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.
Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отожествлять с автором. Герой в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям. Различные впечатления волнуют героя: это до боли знакомая и родная природа и не менее романтический образ - воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней – легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично.
В поэме «Анна Снегина», так же, как и А.С.Пушкин, С.Есенин описывает природу тогда, когда хочет показать определенные чувства, показать важность этого момента, глубину чувств, насыщенность. Это прослеживается в сценах, когда главный герой едет к себе домой, в родное село. И каждый раз он говорит о нем только хорошее:
Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»