Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:22, курс лекций
Желая выбраться из окружающей его «великой скудости», юноша отправился в «Санктпетербурх», записался там в матросы, а затем вместе с другими молодыми дворянами был отправлен правительством в Голландию «для лучшего познания наук». Там он жил и учился практически у «галанского гостя». В течение этих лет Василий упорно изучал морское дело и щедро помогал родителям. По окончании срока командировки, несмотря на уговоры патрона, юноша отправился на родину повидаться с отцом. Буря разбила корабль и занесла Василия на разбойничий остров. Начинается ряд приключений.
Тематика од Ломоносова различна:
– героические («На взятие Хотина»);
– торжественные («Ода на день вошествия на престол Елисаветы в 1747 году»);
– философские («Утреннее размышление», «Вечернее размышление»);
– естественно-научные («Письмо о пользе стекла»);
– сатирические («Гимн Бороде»).
Художественное своеобразие: высокий стиль – торжественность слога – абстрактность – особая лексика
(библейские выражения, мифические образы, метафоры, эпитеты, гиперболы)
Все оды подчинены основной задаче – раскрытию поэтического восторга поэта, выражению его логического ума, проникновению в тайны мировоззрения.
Михаил (Михайло)
Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-
Ода «На взятие Хотина» (1739)
Первая ода, которую написал Ломоносов – ода «На взятие Хотина». В 1739 году произошло сражение, которое привело к тому, что русские овладели турецкой крепостью Хотин, которая была сильнейшей опорой Таманской империи на Балканах. Начинается ода с описания того, насколько важное событие произошло для русского государства – русские овладели одной из мощнейших крепостей . Свой восторг и преклонение перед русским оружием Ломоносов выражает в своих стихах.
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролит всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Ломоносов вспоминает морей, которые омывают Россию: Муромское, Баренцево, Балтийское, Черное, Каспийское, Камчатское. Несмотря на то, что враги были численностью намного больше русских, тем не менее, русские одержали победу.
Затем Ломоносов описывает штурм крепости. Битва была настолько кровопролитной, что он сравнивает эту битву с извержением вулкана Этны. После этого Ломоносов рисует фантастическую картину, когда из мира теней Ломоносов выдвигает двух великих русских: Петра I и Ивана IV Грозного.
И герою молвит герой:
«Не тщетно я с тобой трудился,
Не тщетен подвиг мой и твой,
Чтоб россов целый свет страшился.
Чрез нас предел наш стал широк
На север, запад и восток.
На юге Анна торжествует,
Покрыв своих победой сей».
И в этой оде Ломоносов посвящает прекрасные строки Петру I. Ломоносов вспоминает Азовский поход, персидский поход, Казанский поход Ивана IV. И оба героя с восторгом понимают, что не зря они трудились на благо России, что Россия и сейчас имеет своих героев.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 год».
Ода начинается с прославления тишины.
Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Ломоносов прославляет Елизавету Петровну за то, что она войнам поставила конец. Ломоносов говорит, что основная задача Елизаветы – продолжение дела её отца. Прославляется величие России, территориально она богаче и Индии, но главные богатства те, которые таятся в недрах. Но так же нужно развивать науку. И Ломоносов как бы поет гимн науке.
… О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
«Письмо о пользе стекла» (1752).
Ломоносов выступает, как поэт-ученый, поэт-мыслитель.
«Письмо» начинается с того, что Ломоносов определяет предмет своей оды
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И Ломоносов раскрывает своеобразную историю познания человечества, и он отмечает, что первый, кто открыл историю человека, его познания, был Прометей. Прометей решил помочь человеку получить огнь, и огонь определил трагедию самого Прометея. И поэтому Ломоносов вспоминает и переиначивает древнегреческий миф о похищении огня Прометеем. Он выступает в качестве защитника человеческого разума и утверждает, что неправильное отношение к работе помешало человеку получению знаний, принесло много бед.
И Ломоносов решил, как поэт-ученый, раскрыть роль стекла в жизни человека. Стекло во многом помогло в жизни человека, оно помогло тому, что мы пьем вино и пиво из чистого стекла, храним в стекле, стекло защищает от жары и холода, используется для создания зеркала, используется в научных целях. Ломоносов определяет не только внешние качества стекла, но в тоже время подчеркивает и химические свойства стекла, которые подвергаются научным экспериментам.
Художественное своеобразие:
Оды Ломоносова – особое создание, в котором все части оды подчинены основной задаче – раскрытию поэтического восторга поэта, выражению его логического ума, проникновению в тайны мировоззрения.
«Корион» – первая попытка представить русскому читателю видоизмененную западноевропейскую пьесу.
Не раскрыл в нем характер типичного русского человека.
«Лисица-казнодей» – сатира-басня – связано с политическими событиями в жизни российского государства – все панегирики, которые произносятся в честь умерших монархов, ложь и не соответствуют действительности.
«Послание слугам моим» – сатира – лишена сюжета – злободневные проблемы русской действительности.
«Бригадир» (1767-1769) – первая русская национальная комедия – конкретная русская действительность, конкретные русские характеры, конкретными русскими обстоятельствами.
Цель – дать собирательный образ целого сословия.
Темы – жизненные обстоятельства, которые определяют характер его героев,
тема глупости, которая соединяет всех героев пьесы.
«Недоросль» (1780-1783) – комедия.
Проблематика.
Фонвизин Денис Иванович (1744 или 1745-1792) – первый русский национальный драматург. Не случайно Пушкин назвал его « из перерусских русский». Литературная деятельность Фонвизина началась с переводов.
Для становления писательского
почерка Фонвизина особое значение
приобретает его сближение с кр
● «Корион» – пьеса, первая попытка Фонвизина представить русскому читателю видоизмененную западноевропейскую пьесу. Все было чуждо русскому читателю. Фонвизин оставил иноязычные имена героев – Корион, Менандр, Зиновия, только слуга имеет русское имя Андрей. Но, даже назвав героя Андреем, Фонвизин не раскрыл в нем характер типичного русского слуги. Содержание пьесы переносится в Подмосковье, но и это не способствует тому, чтобы пьеса получила национальное русское звучание.
Содержание: пьеса состоит из трех актов. В первом акте рассказывается о том, как молодой человек Корион, довольно ветреный, проиграл в карты все свое состояние и был вынужден покинуть Москву, и возвратится в свое имение и отказаться от своей любви к Зиновии. Во втором акте Корион рассказывает о своем поступке, тоскует по возлюбленной и решает покончить жизнь самоубийством. Просит своего слугу дать ему яд. В третьем акте все заканчивается благополучно. Ловкий слуга Андрей находит друга Кориона Менандра, с его помощью находит Зиновию, уговаривает её вернуться к Кориону, а вместо яда дает ему стакан чистой воды.
Значительным этапом в становлении Фонвизина-драматурга становятся его сатиры «Лисица-Казнодей» и «Послание слугам моим …». Эти произведения написаны на злобу дня, они остро политичны, неразрывно связаны с конкретными обстоятельствами российской общественно-политической жизни.
● «Лисица-казнодей» – сатира-басня. Содержание: рассказывает о том, как умирает лев, и лисица хвалит его перед всеми. Содержание этой сатиры неразрывно связано с политическими событиями в жизни российского государства: незадолго до написания этой сатиры умирает императрица Елизавета Петровна, затем умирает Петр III, и в 1767 году на престол «вопреки закону о престоле последнего, садится Екатерина». И Фонвизин этой сатирой доказывает, что все панегирики, которые произносятся в честь умерших монархов, ложь и не соответствуют действительности.
Сатира построена в форме диалога, которая определяет своеобразие писательского почерка будущего Фонвизина-драматурга. При характеристике героев Фонвизин ловко обыгрывает слова, он строит словесные каламбуры.
● «Послание слугам моим» – сатира, следующее произведение, которое оставило значительный след в творчестве Фонвизина. В этой сатире проявляется своеобразие стиля Фонвизина. В основе сатиры – диалог. Сатира лишена сюжета, и Фонвизин дает широкие картины подлинно русской действительности.
Содержание: в основе сатиры – разговор между двумя слугами. Их волнует само строение мира, они задаются вопросами, на чем держится свет. И выясняется, что весь мир держится на обмане, все хотят обмануть друг друга. И эта полная несправедливость жизни вызывает у слуг страшную боль: «Попы стараются обманывать народ». В этой сатире Фонвизин приближается к злободневным проблемам русской действительности. В ней Фонвизин рисует типичные русские нравы, т.е. то, что станет темой его будущих комедий.
В конце 60-ых годов у Фонвизина вырабатывается свой собственный стиль, свое особое видение проблем современной русской действительности. В это время Фонвизин пишет две комедии. Это первая редакция комедии «Недоросль» и его известная комедия «Бригадир» (поставлена в 1770 году).
● «Бригадир» (поставлена в 1770 году) – комедия. Это следующее произведение, которое принесло славу Фонвизину. Ученые расходятся во мнении, когда была написана эта комедия. Называют 1767, 1768, а большинство останавливается на 1769 году.
Комедия «Бригадир» – первая русская национальная комедия. Впервые Фонвизин обращается к конкретной русской действительности, рисует конкретные русские характеры, которые порождены конкретными русскими обстоятельствами.
Цель драматурга – дать собирательный образ целого сословия. Поэтому трудно выделить главного героя. Каждый из героев, но и дополняет коллективный портрет русского дворянства. В этой комедии нравы преобладают перед характерами.
И если в комедиях классицизма задачей писателя было создать обобщенный портрет действующих лиц, то задача Фонвизина – показать героев, которые сформировали русскую действительность. Это русские Бригадиры, Советники, Иванушки.
С самого начала комедии Фонвизин представляет бытовую обстановку, характерное поведение героев. Бытовая обстановка определяет характер каждого из действующих лиц.
В основе его художественного метода – живые лица, подлинники, изображенные не карикатурно, а художественно обобщено. За внешней благоприятностью героев скрывается хищник, собственник, каждый из них готов собственным врагам перегрызть горло.
Сюжет. В основе комедии – незамысловатый сюжет: две семьи – Бригадира и Советника, съехались, казалось бы с благородной целью – поженить своих детей. Но сам факт женитьбы связан с материальными ценностями – деревеньки соседствуют друг с другом.
И в этот незамысловатый сюжет Фонвизин вводит отдельные художественные приемы, помогающие раскрыть характер каждого из действующих лиц. По законам классицизма в основе комедии должен быть любовный сюжет, который должен помочь автору создать образы добродетелей, которые должны служить примерами исполнения дворянского кодекса. В этой же комедии Фонвизин меняет любовный сюжет и создает выхваченный из жизни прием «маханья». Герои его комедии не могут чувствовать любовь: «Их действия – только маханья, причем двойные». Так Бригадир волочится за Советницей, Советник влюбляется в Бригадиршу, Иванушка без ума от Советницы. Отец и сын становятся соперниками.
Художественные приемы для раскрытия характеров героев комедии «Бригадир». Фонвизин для того, чтобы представить своих героев, обращает внимание читателей и зрителей на те жизненные обстоятельства, которые определяют характер его героев. Бригадир достиг маломальского чина в результате тяжкой службы. Отсюда автор указывает на такие черты его характера, как грубость, невежество, ограниченность, кроме военной службы он не имеет представления ни о чем. Бригадирша – забитое несчастное существо, совершенно тупое. Советник – человек пронырливый, нечестный, служит в суде; купил деревеньку на взятки, и он знает, как получить взятку, обвинив и правого и виноватого. Советница – малодушная дама, прочитала несколько французских романов и считает мужа и соседей скотами, презирает все русское.