Подготовка к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:32, реферат

Краткое описание

Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову. В процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Задачи занятий по подготовке к обучению грамоте: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Вложенные файлы: 1 файл

11Подготовка к обучению грамоте..docx

— 13.46 Кб (Скачать файл)

Подготовка к обучению грамоте

 

Наиболее эффективным  для использования  возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название  периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову. В процессе овладения чтением  дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Задачи занятий по подготовке к обучению грамоте: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

На  занятиях по обучению грамоте необходимо использовать  специальные упражнения  по профилактике дислексии и дисграфии.

Так же на этих занятиях необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и  графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые  упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений  дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться  на листе бумаги; в) воспроизводить  линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Не следует предлагать детям прописывать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка.

Необходимо широко использовать  штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо  в школе при написании букв в тетради.

В занятия по обучению грамоте следует включать элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность.

На занятиях по обучению грамоте  следует уделять особое внимание интонационной  выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование  мелодики речи, навыков постановки логического  ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Начальное школьное обучение грамоте, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте.

 

 

 


Информация о работе Подготовка к обучению грамоте