Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа
Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98
беГосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Московский Педагогический Государственный Университет
Дефектологический факультет
Отделение логопедии
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте»
Выполнила студентка
.
Научный руководитель:
Москва, 2011г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
§2. Функциональные базис
графо - моторных навыков письма и
его нарушения……………………………………………
Глава II. Материалы
и методы исследования графо – моторных
навыков письма у детей с ОНР в процессе
подготовки к обучению грамоте……………………………………………………………
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая
характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………
§3. Методы экспериментального
исследования графо – моторных навыков……………………………………………………………
§4. Исследование графо – моторных
навыков у дошкольников с ОНР и анализ
полученных результатов………………………………………….
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….
Список литературы…………………………………
Приложения………………………………стр.98
Введение
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах и начальных классах школы, все более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.
Одним из немаловажных аспектов
развития дошкольника в период подготовки
его к школе, является развитие мелкой
моторики и координации движений пальцев
рук. Проблема повышения эффективности
комплексной медико-психолого-
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией"[34]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса.
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга"[32].
Сензитивным для развития
пальцевой моторики является возраст
6-7 лет. Организуя различные виды
деятельности в этом возрасте, систематически
применяя тренировочные упражнения,
можно достичь хороших
Все вышесказанное обусловило проведение данного экспериментального исследования.
Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Объект исследования – уровень сформированности графо – моторных навыков письма у детей – дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – процесс формирования функциональной базы графо-моторных навыков письма у дошкольников с ОНР.
Гипотеза - у дошкольников с ОНР отмечается несформированность функциональной базы графо - моторных навыков, требующая специально организованной работы по ее развитию.
Задачи:
В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:
Исследование проводилось на базе ГОУ д/с №2452 СЗАО г. Москва.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. В дипломную работу включены приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
§1. Клинико-психолого-
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системное нарушение, квалифицированное как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование
общего недоразвития речи было сформулировано
в результате многоаспектных исследований
различных форм речевой патологии
у детей дошкольного и
Правильное понимание
Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться
при наиболее сложных формах детской
речевой патологии: алалии, афазии,
а также ринолалии, дизартрии
— в тех случаях, когда выявляются
одновременно недостаточность словарного
запаса грамматического строя и
пробелы в фонетико-
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
• Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
Детей с ОНР следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с ОНР в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур [36].
У детей данной группы в
большей или меньшей степени
оказываются нарушенными
Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи».
По своему клиническому состоянию эта категория объединяет разных детей. Так по данным Е. М. Мастюковой [46] среди них можно выделить:
-так называемый неосложненный вариант ОНР, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается малыми неврологическими дисфункциями, такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности.
-осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, церебростенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств.У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость, грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленноеорганическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.