Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Формы применения компьютера в педагогическом процессе. Виды педагогических программных средств

Достоинствами компьютера как средства обучения являются высокое быстродействие, алгоритмическая универсальность и наличие памяти, а также возможность управляемости и контролируемости обучения. Его применение позволяет обеспечить объективность, систематичность и оперативность контроля, возможность реализации индивидуализированного контроля при групповых формах обучения. Компьютеризация дает возможность перехода на качественно новый уровень информационного обеспечения учебного процесса. Это обусловлено, в частности, широкими возможностями компьютеров в представлении и обеспечении доступа к информации. Особое значение имеют мультимедийные возможности компьютера: графика, звук, анимация и др. Они обеспечивают не просто наглядность и доступность изложения, а полисенсорное восприятие материала. Этот аспект использования компьютеров в учебном процессе особенно способствует повышению интереса к изучаемому материалу, усилению мотивации учения.

Широкий спектр возможностей применения компьютера, позволяющий повышать активность деятельности обучаемого, иногда может снижать эффективность обучения, например, если ученику предоставляется чрезмерно большая возможность выбора в организации своего обучения. К другим недостаткам применения компьютера в учебном процессе можно отнести предпосылки к отчуждению учащихся друг от друга вследствие чрезмерного общения с компьютером; сокращение живого общения с педагогом; недостаточные воспитательные возможности компьютера; отрицательное воспитательное воздействие на обучаемого, например, формирование необоснованной уверенности в неограниченных эвристических возможностях компьютера и соответствующих прагмагических настроений, граничащих с отказом от самостоятельных усилий в достижении тех или иных целей; чрезмерное увлечение диалоговым общением с компьютером в процессе видеоигр; возможность воспитания «оператора», лишенного самостоятельности, интеллектуальной инициативы и т. д. Однако указанные недостатки проявляются лишь при чрезмерном применении компьютера.

Форма применения компьютера определяется его ролью в процессе усвоения, которая может быть следующей:

поддержка учебного занятия и связанных с ним видов деятельности учителя и учащихся («проникающая» технология);

обеспечение прохождения обучаемым  или обучаемыми одного из этапов процесса усвоения («проникающая» технология);

среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации («определяющая» технология);

обеспечение полного усвоения определенной темы («определяющая» технология).

Для обеспечения полного усвоения материала компьютер моделирует действия учителя, работающего индивидуально  с учащимся, при этом компьютер  выступает в форме репетитора. В этом случае каждое действие обучаемого находится под контролем ППС. В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые обучающие системы, осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью. Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всего предмета, то реализуется монотехнология электронного обучения.

Компьютер также может обеспечивать прохождение обучаемыми отдельного этапа урока, осуществляя при  этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; преподнесение нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на уроке эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции учителя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель.

Исследование различных объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций на компьютере связано с работой в специализированных средах. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. В этом случае компьютер применяется как моделирующая среда.

Применение компьютера для поддержки  процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся имеет несколько аспектов. Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления учащимся информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения. Так, это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном в.иде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и т. д. Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются учеником с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т. д.

Компьютер в настоящее время  широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет. Информация в Интернет, имеющая дидактическую ценность, находится на самых различных сайтах, она динамична (удаляется, теряет актуальность) и не сосредоточена в определенном месте. Распределенный информационный образовательный ресурс (РИОР) — совокупность ППС, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях (Г.К. Селевко). Если компьютер используется учащимся как средство доступа к РИОР для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является в этом случае средством телекоммуникации или провайдером.

Таким образом, формы применения компьютера на уроке могут быть разнообразными: как специфически педагогическими, связанными с управлением познавательной деятельностью учащегося, так и общего назначения, играющими вспомогательную роль в процессе усвоения.

Формы применения компьютера на уроке

Управление познавательной деятельностью  учащегося

Вспомогательная роль в процессе усвоения

Репетитор

Квазипреподаватель

Моделирующая среда

Сервисное средство

Инструментальное средство

Средство телекоммуникации


ППС в процессе усвоения могут иметь комплексное или специальное назначение, либо играть вспомогательную (с точки зрения управления познавательной деятельностью обучаемого) роль. Авторская классификация ППС (И.И. Цыркун, В.Н. Пунчик) в зависимости от роли компьютера в процессе усвоения

Классификация ППС в зависимости от роли компьютера в процессе усвоения

Виды

ппс

Роль компьютера

в процессе усвоения

Примеры ППС и их назначение   •

Комплексного назначения

Обеспечение полного

усвоения темы

Электронный учебник: обеспечение интерактивного обучения по полному усвоению обучаемым определенного фрагмента содержания образования.

Экспертные обучающие  системы: решение конкретных задач с объяснением на основе моделирования деятельности специалистов.

Интеллектуальные обучающие  системы (адаптивные гипермедиа системы): обеспечение компьютерной программой учебного диалога с обучаемым на уровне индивидуальной работы учителя с обучаемыми (реализуются на базе идей искусственного интеллекта)

Специального назначения

Обеспечение прохождения учащимися

одного из этапов

усвоения

Консультационные: линейное или разветвленное пошаговое преподнесение нового материала в мультимедийной форме.

Диагностические: определение состояния или отдельных особенностей обучаемого (группы) и прогнозирование его (ее) дальнейшего развития.

Контролирующие: проверка и оценка правильности выполнения задания обучаемым через сравнение с эталонным ответом.

Тестовые: определение состояния или отдельных особенностей обучаемого на текущий момент времени на основе выполнения стандартизованных заданий.

Тренажеры: отработка умений и навыков в процессе решения задач или выполнения упражнений

Среда для изучения

объекта, процесса,

явления, предметной

ситуации и др.

Игровые: организация обучения через игровой сюжет.

Имитационные: представление отдельного объекта или аспекта реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик.

Микромиры (предметно-ориентированные среды): обеспечение возможности оперирования моделями-объектами какой-либо среды.

Моделирующие: обеспечение «самостоятельного добывания» нового учебного материала обучаемым в результате работы с моделью изучаемого объекта, процесса, явления, предметной ситуации и др.

Вспомогательные

Предоставление информации

в электронном виде

Информационно-поисковые  справочные системы (базы данных, базы знаний, электронные словари и справочники и т. д.): хранение, поиск и предъявление иерархически организованного материала информационно-справочного характера.

Презентации: компьютерное сопровождение урока-или его этапа

Электронный дидактический  комплекс (учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные задачники и т. п.): обеспечение учащихся дидактическими средствами в электронном виде

Создание и оформление образовательных продуктов учащихся

Прикладные программы  общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, презентационные пакеты, специализированные пакеты, электронные конспекты и т. д.): хранение и обработка данных, оформление учебных материалов и документации, создание мультимедийного сопровождения и др.

Доступ к РИОР

 

Поисковые системы: возможность поиска различного рода информации по изучаемому вопросу.

Сайты, порталы: расширение круга источников и углубления знаний по изучаемому вопросу.

Электронные конференции: наблюдение и возможность участия в дискуссии по обсуждаемой проблеме

Обеспечение связи между субъектами обучения

Чаты, Net Meeting и т. д.: обеспечение связи «on-line» между субъектами обучения.

E-mail и т. п.: обеспечение асинхронной связи между субъектами обучения


 

Технология рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера

Технология рациональной организации  самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера (разработана И.И. Цыркуном, В.Н. Пунчик) является «проникающей» технологией. Она позволяет определить оптимальный по затратам сил и времени учащихся и учителей способ применения компьютера в ходе организации различных видов самостоятельной работы учащихся. В зависимости от уровня познавательной активности учащегося в процессе решения познавательной задачи выделяют следующие виды самостоятельной работы: воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая, исследовательская (П.И. Пидка-систый). Дадим их краткую характеристику.

Виды и способы осуществления самостоятельной работы

Виды

Сущность

Способы осуществления

1. Воспроиз-

водящая

Направлена на запоминание и  воспроизведение учебного материала

Выполнение заданий по образцу  или

перенос известного способа в аналогичную ситуацию

2.Реконструк-

тивно-вариативная

Предусматривает осознанное воспроизведение  учебного материала

Перенос известного способа деятельности с некоторой модификацией в незнакомую ситуацию, представленную в познавательной задаче

3. Частично-поисковая

Предполагает накопление опыта  поисковой деятельности и овладение элементами творчества

Перенос нескольких известных способов на решение нестандартной познавательной задачи

4. Исследовательская

Предусматривает овладение методами научного познания, развитие опыта творческой деятельности

Самостоятельное создание способа или метода решения познавательной задачи


Специфика организации самостоятельной  работы на основе применения компьютера заключается в том, что работа с любым из видов ППС по своей сути является самостоятельной работой. Модель рациональной организации самостоятельной

работы учащихся позволяет осуществлять адекватный отбор домин» рующей формы  применения компьютера и вида ППС, исходя из вида самостоятельной работы учащихся.

Вид самостоятельной работы

Роль компьютера

Форма применения компьютера

Применяемые ППС

Воспроизводящая

Предоставление информации в электронном  виде

Сервисное средство

Презентации. Электронный дидактический комплекс

Воспроизводящая

Реконструктивно-вариативная

Обеспечение прохождения учащимися одного из этапов усвоения

Квазипреподаватель

Консультационные. Диагностические.

Контролирующие. Тестовые.

Тренажеры

Реконструктивно-вариативная

Частично- поисковая 

Обеспечение полного усвоения темы

Репетитор

Электронный учебник.

Экспертные обучающие системы.

Интеллектуальные обучающие системы

Частично- поисковая 

Среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации

Моделирующая среда

Игровые.

Имитационные.

Микромиры.

Моделирующие

Частично- поисковая

Исследовательская

Создание и оформление образовательных продуктов

учащихся

Инструментальное средство

Общего назначения

Исследовательская

Доступ кРИОР

Средство телекоммуникации

Поисковые системы.

Сайты, порталы.

Электронные конференции


По мере нарастания познавательной активности учащегося роль компьютер в процессе управления его познавательной деятельностью снижается. Так, для организации воспроизводящей самостоятельной работы компьютер используется в форме сервисного средства для предоставления информации в электронном виде либо в форме квазипреподавателя для обеспечения прохождения учащимися одного из этапов усвоения. При организации исследовательской самостоятельной работе компьютер выступает в форме инструментального средства для создания и оформления учащимся собственного образовательного продукта, а также в форме средстве телекоммуникации, позволяя ученику самостоятельно расширить и углубить знания по изучаемой проблеме. В процессе организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера предложенная модель конкретизируется с учетом педагогических целей, особенностей материала и обстоятельств обучения.

 

Информационные монотехнологии

Пространством взаимодействия субъектов  педагогического процесса посредством информационных технологий является учебная информационная среда.

Учебная информационная среда — совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, которые направлены на формирование познавательной активности обучаемого (С.М. Попов). Учебная информационная среда может быть виртуальной, если она порождается во время интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (преимущественно опосредованного через информационные технологии).

Виртуальное обучение — процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в виртуальной учебной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия (А.В. Хуторской).

Дистанционное обучение — характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга форма организации обучения, в рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при помощи компьютерных телекоммуникаций. Материальной основой современного дистанционного обучения выступают компьютеры, телекоммуникации, системы мультимедиа и другие виды информационных технологий. Дистанционное обучение может осуществляться через сеть Интернет, с помощью локальных сетей, видеосвязи и других средств.

Если в дистанционном обучении средством телекоммуникации является сеть Интернет, то такая форма организации  обучения называется Интернет-обучение (А. В. Хуторской). Дистанционное обучение имеет следующие характеристики:

Ведущая роль учащегос. Для того чтобы пройти курс дистанционного обучения, от учащегося требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень знаний и навыков.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем