Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

1, Назвать термин, обозначающий понятие, правильно написать его, объяснить его происхождение

2. Перечислить понятия, усвоенные учащимися на данном этапе обучения

3. Воспроизвести определение понятия и разъяснить его смысл

4. Объяснить место данного понятия в системе родственных понятий, доказать свое утверждение

5. Составить схему соподчинения родственных понятий, объяснить их взаимосвязь и взаимозависимость в этой схеме

6. Отличить данное понятие от близких ему понятий


Установлено (3.И. Калмыкова, Н.Н. Поспелов и др.), что развитие продуктивного творческого мышления учащихся предполагает формирование у них алгоритмических (анализ, синтез, сравнение, классификация и т. п.) и эвристических (конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия) приемов умственной деятельности. Например, алгоритм обучения учащихся анализу и синтезу включает следующую последовательность действий.

1. Разложение объекта на составные части, выделение его отдельных существенных сторон

2. Изучение каждой части (стороны) объекта как элемента единого целого

3. Соединение частей объекта в единое целое


Частным проявлением операций анализа и синтеза является мыслительная операция , сравнения. Технология формирования умения сравнивать (по Н.Н. Поспелову).

1. Осознание учениками смысла и особенностей сравнения как мыслительной операции

2. Ознакомление учащихся с последовательностью шагов при сравнении:

 Выяснение возможности сравнивания объектов

Определение основы сравнения

Анализ первого объекта и  выделение его признаков

Анализ второго объекта и  выделение его признаков

Нахождение сходных признаков сравниваемых объектов

Выделение из сходных признаков  наиболее существенных

Нахождение отличительных признаков сравниваемых объектов

Выделение из отличительных признаков наиболее существенных

Формулирование вывода

3. Показ учителем применения разных способов сравнения на практике, убеждение в необходимости проведения сравнения

4. Самостоятельное проведение учащимися сравнения на разном материале, освоение системы приемов сравнения

5. Многократное проведение сравнения в новых ситуациях и на новом материале, перенос этой операции в другие области знания

 

Важным компонентом творческого  мышления является операция обобщения, включающая абстрагирование и конкретизацию. Развивая у учащихся умение обобщать, учитель разъясняет сущность этой операции, показывает образцы деятельности, в ходе которой знакомит с разными способами обобщения, а также предлагает ученикам алгоритм осуществления обобщения.

1. Зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению

2. Найти сходные и отличительные признаки объектов

3. Сопоставить и определить существенные признаки, выделить из них наиболее общие

4. Сформулировать вывод или определить понятие

Для формирования умения классифицировать также разработан алгоритм

1. Изучить классифицируемые объекты

2. Выделить существенные признаки классифицируемых объектов

3. Сравнить объект с другим по существенному признаку, приобщить или не приобщить его к данной группе, во втором случае сделать объект исходным для другой группы и т. д.

4. Распределить (записать) объекты по группам в определенном порядке

5. Ввести родовые понятия (дать заголовки группам)

6. Проверить верность классификации


Способами развития творческого потенциала учащихся являются так называемые активные методы обучения и воспитания (технологии активного обучения и воспитания). Эти методы основаны на установленных психологией фактах о том, что при прочих равных условиях в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает; до 50 % того, что он видит; только 10 %того, что он слышит. Некоторые примеры активных методов рассмотрены выше: методы проблемного обучения, дискуссионные методы, игровые технологии, интерактивные методы.

К данной группе методов относят  также методы «мозгового штурма», синектики, «погружения»

Характеристика методов  «мозговой штурм», «синектика», «погружение»

 

Краткая характеристика метода

Метод «мозгового штурма»

Метод группового решения проблемы (предложен в конце 30-х годов  прошлого века американским психологом А. Осборном), направленный на активизацию мыслительных процессов с одновременным снижением самокритичности участников к своим возможностям. Последнее достигается двумя путями: 1) дается прямая инструкция быть свободным, творческим, оригинальным, не бояться оценки окружающих; 2) создаются

благоприятные внешние условия, в  частности осуществляется поддержка и одобрение другими участниками. Обстановка в группе (обычно 5—6 человек) должна быть непринужденной, недопустима критика

Участники размещаются лицом друг к другу. Ведущий ставит проблему и просит предлагать варианты решения  без предварительного обдумывания. Принимаются и проходят групповую экспертизу все решения, даже самые неожиданные и нереальные. Время выступления участника— 1—2 минуты, он может выступать несколько раз, но не подряд. Каждому участнику разрешается как угодно видоизменять, комбинировать, развивать идеи предыдущего выступавшего. Количество идей должно быть как можно большим. «Мозговой штурм» заканчивается, когда иссякают идеи. Все идеи тщательно записываются. Затем открывается дискуссия для объединения и развития предложенных идей в практическое решение рассматриваемой проблемы. Существуют разные модификации данного метода («челночный мозговой штурм» и др.)

В ходе «мозгового штурма» не только активно усваиваются знания, активизируется мышление, но и раскрывается творческий потенциал человека, преодолеваются стереотипы и шаблоны в мышлении, формируются умения вести дискуссию, кратко и точно излагать свое мнение, воспринимать логику рассуждений других участников и т. п.

Синектика

Метод групповой творческой деятельности или учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Метод предполагает объединение разнородных элементов, аналогий и ассоциаций для поиска решения.

Реализуя метод синектики, вначале  избегают четкой формулировки проблемы с тем, чтобы не сковывать поиск ее решения. Обсуждение начинают с анализа некоторых общих признаков, вводимых в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. При этом используются прямые аналогии (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи в виде символов, формул, рисунков и т. п.); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне и др.)

Метод «погружения»

Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Обучение методом погружения иначе называется суггестопедией. Данный метод основан на трех принципах: удовольствие и релаксация на занятиях, единство сознательного и бессознательного, двусторонняя связь в обучении. Применение метода погружения снимает оценку как форму давления со стороны преподавателя. В отличие от других методов обучения метод погружения опирается на внушение. Учитель использует свой авторитет для поддержания уверенности учащихся в себе, ощущения раскованности возможностей и способностей, в успехе. Поддерживается также радостная атмосфера в процессе обучения. Учебный материал предлагается не только детализировано, но и в больших обобщенных единицах, представленных в виде схем, таблиц, плакатов. При этом происходит одновременное логическое и эмоциональное восприятие и усвоение его учащимися. Для достижения внутреннего раскрепощения используется искусство, музыка, танцы, пение, игры. Это не только вызывает состояние, близкое к художественному переживанию, но и порождает ощущение отдыха и избытка сил (снимается проблема утомления), способствует подъему работоспособности и активизации познавательной деятельности. Центр тяжести переносится на последующее применение знаний, и основной задачей для учащихся становится понимание. Запоминание выступает при этом не целью, а побочным результатом (непроизвольное запоминание).

Метод погружения применяют, например, при изучении иностранного языка. Учащиеся включаются преподавателем в специальную тематическую ситуацию и «живут» в ней. При этом они заучивают по 200 слов в день и воспроизводят их без всяких повторений. Метод погружения используется также в вальдорфской педагогической системе, в педагогических системах авторских школ


 

Технологии, ориентированные  на развитие творческих способностей учащихся

В некоторых педагогических технологиях  развитие творческих способностей является приоритетной целью. Например, технология выявления и развития творческих способностей И.П. Волкова; технология технического творчества (теория решения изобретательских задач — ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера; технология воспитания социального творчества И.П. Иванова.

И.П. Волков — педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.) — разработал и осуществил технологию творческого развивающего обучения. В процессе своей практической деятельности И. П. Волков пришел к выводу, что огромное количество учащихся обладает выдающимися способностями к различным видам деятельности и их можно развивать до высокого уровня в рамках обычной общеобразовательной школы. Целевые ориентации этой технологии

Подготовка в школе не только знающего, но и умеющего ученика на основе учета его индивидуальных особенностей,

склонностей и способностей

Выявление, учет и развитие творческих способностей школьников на основе свободного выбора ими тех или иных видов внеурочной

деятельности

Приобщение всех учащихся школы  к разнообразной творческой деятельности, результатом которой будут

конкретные продукты

(изделия, литературные, художественные и другие произведения, изобретения, исследования и т. п.)

Оказание помощи

выпускникам в сознательном выборе профессии в соответствии со своими склонностям

и способностями 


Обучение и воспитание в «школе творчества» И.П. Волкова ведется по двум основным и равноценным направлениям: 1) изучается единая государственная программа, которая вместе с тем не регламентирует полностью деятельность учителя, а определяя только общий материал для изучения и конечные результаты обучения, предоставляв ему возможность для проявления инициативы и творчества; 2) организуется подлиння творческая деятельность учителей и учащихся, в которой раскрываются способности и склонности учащихся и создаются условия для их профориентации. В начальной школе осуществляются игровые формы творческой деятельности; происходит знакомство с произведениями искусства, техническими устройствами, образцами отношений людей; освоение элементов творчества в практической деятельности; «обнаружение» в себе автора, способного создать определенные творческие продукты; формирование оценочного отношения к продуктам собственного творчества и творчества других людей. В среднем звене школы учащиеся занимаются техническим (моделирование, конструирование и т. п.) и изобразительным творчеством, участвуют в литературных, театрализованых, музыкальных мероприятиях. В старших классах школьники выполняют творческие проекты, создают литературные, художественные и музыкальные сочинения, занимаются исследовательской работой.

Нетрадиционными формами организации  обучения в рассматриваемой технологии являются уроки творчества в начальных классах, творческие комнаты, художественная студия. Работа в них приобщает учащихся к самостоятельной творческой деятельности в творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т. д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической — овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также навыками конструирования, изобретательства и т. п. 

Результаты самостоятельной работы учащихся сверх учебной программы  фиксируются в «Творческой книжке школьника» (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследовании и т. п.). Эту книжку выпускники получают вместе с аттестатом. По ней можно судить о склонностях, уровне развития способностей ученика.

Теория решения изобретательских задач. (ТРИЗ) разработана инженером-изобретателем, писателем Г.С. Альтщуллером. Он задался целью выявить, как делаются изобретения и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он проанализировал более 40 тысяч патентов и авторских свидетельств и выделил 40 стандартных приемов, используемьгх изобретателями. В результате был разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — пошаговая программа по решению изобретательских задач. Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности, прогнозирование развития технических систем, развитие творческого воображения и мышления, развитие качеств творческой личности и творческих коллективов. Постепенно эта теория вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и стала использоваться в гуманитарных и других областях (бизнес, искусство, политика, менеджмент, реклама и т. п.), в том числе в педагогике. Теория Г.С. Альтшуллера принципиально отличается от других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого («ТРИЗовского») мышления. С помощью технологии ТРИЗ можно научиться решать изобретательские задачи, овладеть приемами творческого воображения, сформировать умения творческой деятельности.

Для педагогики важны следующие  положения теории решения изобретательских задач (по Г.К. Селевко): теоретические знания — катализатор творческого решения проблем, инструмент и основа творческой интуиции; изобретать могут все, так как творческими способностями наделен кажцый; творчеству, как любой деятельности, можно учиться; необходимо включить в содержание образования основные доступные школьникам типы проблем, характерные для определенной сферы науки или практики.

Система обучения ТРИЗ охватывает все  возрасты, включая дошкольный. Следует подчеркнуть, что эффективное использование ТРИЗ-технологий, направленных на сознательное управление подсознательными процессами и сочетающих строго научные подходы и определенное искусство, возможно только после серьезной и длительной подготовки.

 

Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики

Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки  имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих значительные отклонения от нормального физического и психического развития и вследствие этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. Дефектология включает ряд научных отраслей: тифлопедагогику (изучает воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей); сурдопедагогику (изучает воспитание и обучение слабослышащих, глухих и глухонемых людей); олигофренопедагогику (изучает воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии); логопедию (изучает воспитание и обучение людей с нарушениями речи). Существуют также отрасли дефектологии, изучающие воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, множественными комбинированными нарушениями и др.

Термин «специальная педагогика» (альтернативное название дефектологии) является общепринятым в международной педагогической теории и практике. Это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно (Н.М. Назарова).

В отечественной педагогике в последнее  время более употребительным стало понятие «коррекционная педагогика». Коррекционная педагогика изучает процесс и особенности образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие их адекватную социализацию и школьную адаптацию. Эти отклонения или нарушения, как указывает А. Д. Гонеев, связаны с тем или иным дефектом, с перенесенной в детстве депривацией (лишением), со школьной дезадаптацией (нарушением приспособления) или с девиацией (отклонением в поведении). Носителей таких нарушений характеризуют сак детей с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем