Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа
Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51
– На какие две группы делятся все известные вам сказки? (Сказки бывают народные и авторские.) Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколение с возможными изменениями. У авторской сказки есть сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой). Какие вы знаете авторские сказки?
– Среди авторов, писавших сказки, есть знакомый вам с раннего детства. Догадайтесь, о ком идет речь, по ключевым словам из известного его произведения: дуб зеленый, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка. Сможете ли вы восстановить строки? Кому они принадлежат?
Читают текст по цепочке.
– Текст разделен на части. Посмотрите начало частей, отмеченных голубым цветом. Чему посвящены эти части? (Отношениям старика и старухи. Старик каждый раз возвращается к старухе, выполнив ее очередную просьбу, и каждый раз сталкивается со все возрастающим недовольством.) Найдите начало частей, отмеченных желтым цветом. Чему посвящено их содержание? Есть ли сходство между ними? (Они знакомят нас с другой сюжетной линией – взаимоотношениями старика и волшебного мира в лице золотой рыбки. Старик обращается к рыбке с просьбами. Море выражает все большее возмущение, но рыбка неизменно выполняет просьбы старика – все, кроме последней.)
– Сказка строится как сказка-цепочка или как докучная сказка? (Как сказка-цепочка.) Чередование голубых и желтых зон создает впечатление цепочки, а замеченные отличия внутри звеньев цепочки (меняются просьбы – меняется реакция моря), замеченное нарастание катастрофичности (старуха делается все более наглой в своих требованиях, а море все больше сердится) – это типичные черты сказки-цепочки.
– Вспомните сказку «Теремок». В домике становится все более тесно, и в результате извне – в лице медведя – приходит конец домику. А в сказке «Колобок» встречи становятся все более опасными и, наконец, – в лице лисы – приходит гибель. Звеном не является отдельно колобок, отдельно заяц и отдельно волк. Звено – это колобок + заяц, колобок + волк, колобок + медведь и т. д. Так и в сказке Пушкина.
6. Принцип синтеза
Этот принцип говорит о том, что анализ текста завершается синтезом.
Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее.
Синтез можно понимать
как интерпретацию
Фрагмент урока во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка цели урока.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа о создании сказки.
2. Первичное чтение сказки.
3. Беседа после чтения.
V.Закрепление
1. Нахождение
и чтение отрывков из сказки,
соответствующих данным
2. Работа по вопросам.
VI. Итог урока.
- Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?
- Какой урок вы извлекли для себя?
- От чего предостерегает сказка?
- Какова её главная мысль?
2.2.Приёмы изучения стихотворной сказки
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению приёмов изучения стихотворной сказки, следует пояснить само понятие приёма изучения литературы.
Приёмы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Функции приёмов не однозначны, а диалектически сложны. Многие приёмы анализа усиливают эмоциональные реакции учеников, однако главное назначение приёмов анализа – понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начала.[11, c. 178]
Перейдём к самим приёмам. Мы выбрали именно эти приёмы, потому что считаем, что они наиболее полно помогают понять смысл стихотворных сказок.
Этот приём помогает ученика увидеть авторское отношение к изображаемому и осмыслить авторскую позицию. Выявления фабулы и сюжета, выявление эпизодов при составлении плана, сопоставление эпизодов, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении, сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, портретом и авторским отношением к персонажу, связей между пейзажем, портретом и общим течением текста – основные виды деятельности учеников при анализе композиции.[11, c. 180]
Пример организации анализа композиции на уроках литературы в начальной школе
Фрагмент урока в 1 классе по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе» (третий урок в системе)
Этап перечитывания и анализа текста
Учитель предлагает детям принять участие в создании иллюстраций к сказке.
Работа учеников будет заключаться в следующем: они должны сначала решить, сколько иллюстрацией будет в их книге и что будет изображено на каждой. Затем представить содержание каждой иллюстрации как можно подробнее. Потом подобрать из текста сказки строчки для подписи к описанной иллюстрации.
Эта работа проводится коллективно. В ее основе – домашнее задание (составленный детьми дома план сказки).
- Ребята, вы дома составили план сказки Чуковского «Федорино горе». На уроках мы выделили элементы ее композиции – экспозицию, завязку, эпизод развития действия, кульминацию и развязку. Узнали, что сказка построена необычно. В чём особенность ее композиции? Кто напомнит?
Ученики
- Сказка начинается не с экспозиции, а прямо с завязки – посуда убегает от Федоры. Это первое важное событие, первое «вдруг случилось».
Учитель
- Верно! Молодцы.
В нашей работе вы будете пользоваться планом, а заодно и проверите, правильно ли вы его составили.
Начинаем работу с завязки, с которой начинается сказка:
- Каково общее содержание завязки – первой и вторй частей сказки?
Ученики
- Завязка – это бегство посуды.
Учитель
- Достаточно ли одной иллюстрации, чтобы передать содержание двух частей и их настроение?
Ученики
- Достаточно. Эти части показывают бегство посуды, у них общее настроение. Нужно нарисовать бегущую домашнюю утварь, козу.
Учитель
А можно ли на этой иллюстрации изобразить бегущую за посудой Федору?
Ученики
- Можно. Она ведь видит, как это происходит
Учитель
- Да, наша иллюстрация будет обобщать содержание завязки.
- Итак, наша первая иллюстрация – «Домашняя утварь убегает от Федоры» (учитель записывает название на доске).
- Какой будет вторая иллюстрация? Какой части сказки она будет соответствовать? Смотрите в план.
Ученики
- О нелёгкой жизни посуды у Федоры. Это экспозиция. Автор нас знакомит с тем, как жилось посуде у Федоры, объясняет, почему посуда убежала.
Учитель
- Как мы ее назовём? Только вспомните, ведь убежала не только посуда, но и кочерга, самовар! Мы говорили о том, как называются все кухонные предметы. Кто помнит?
Ученики
- Домашняя утварь. «Жизнь домашней утвари у Федоры».
Учитель
- Третья?
Ученики
- Надо нарисовать Федору в гре, в пустом доме – «Федора горюет».
Учитель
- Четвёртая?
Ученики
- О том, как тяжело беглецам в лесах – «Скитания утвари».
Учитель
- Пятая?
Ученики
«Федора в поисках беглецов».
Учитель
- Какому элементу композиции соответствуют эти эпизоды?
Ученики
- Это развитие действия.
Учитель
- Шестая? И назовите элемент композиции.
Ученики
- «Встреча домашней утвари с Федорой». Это кульминация.
Учитель
- Седьмая?
Ученики
- «Федорина радость». Это развязка.
Учитель
- Что помогла вам решить, сколько иллюстраций нужно сделать к сказке и о чём они будут?
Ученики
- Составленный дома план: он отражает основные события.
Учитель
- Верно, благодаря плану мы ничего не пропустили.
2. Анализ образов персонажей как методический приём
Для анализа системы образов характерно пристальное внимание к характеру персонажа, к мотивам и последствиям его поступков. Осознать характер персонажа – одна из главных задач читателя. Осмысление содержания образа персонажа и его функции в произведении предполагает анализ его составляющих: портрета героя, речи, его поступков, внутреннего мира, взаимоотношений с другими персонажами, т.е. его характера. Такой анализ позволяет выявить роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать своё собственное к нему отношение. В основе анализа образа персонажа – анализ композиции и стиля.[12, c. 219]
Пример урока с использованием анализа образов персонажей
Фрагмент урока во 2 классе «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок 2 «Работа над образами главных героев сказки».
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Подготовка к разбору сказки.
4. Разбор сюжета.
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
- В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).
- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
- Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
- Чем отличаются? (Меняются
желания старухи и её
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря?
«молвит ласковое слово, с поклоном»
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (Рассуждения учеников).
- Давайте выясним, какой
характер у каждого героя. Свои
ответы нужно доказать
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Почему автор наделил
одного героя только
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась
у разбитого корыта, в своей
ветхой землянке. Кстати сказать,
выражение «остаться у
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты,
когда просто необходимо
- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
- Какой же урок преподал нам великий поэт? (Высказывание детей).
- Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.
Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения