Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Содержание

Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

5. Итог урока.

  1. Сопоставление литературных произведений как методический приём (данного произведения с другим произведением писателя, произведений разных писателей или отдельных элементов художественного текста)[11, c. 230]

Этот приём может применяться в различных целях, но главная – это выявление особенностей мировоззрения и стиля того или иного писателя.

Если сравниваются произведения разных писателей, то это делается для того, чтобы подчеркнуть, что при общей описываемой ситуации точка зрения на неё у разных художников может быть разная.

Пример урока с использованием приёма сравнения произведений

Фрагмент урока во 2 классе «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием».

Цели и задачи урока:

• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;

• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

3. Актуализация  знаний учащихся

- Ребята, я неоднократно  повторила слово «сказка», а напомните  мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)

(Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите  и какие бывают сказки, виды  сказок?

(сказка о животных, волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие  они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

- Давайте вспомним, какими  признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).

- Верно! Вы назвали отличительные  черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные  сказки. Что же такое литературная  сказка?

(Литературная сказка  — произведение, тесно связанное  с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).

- Сегодня мы разберем  сказку А.С. Пушкина «Сказка о  мертвой царевне и семи богатырях»

Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.

5. Истоки сказки.

- Какие из сказок, по-вашему  мнению, схожи со «Сказкой о  мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка  и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).

- Наверное, каждый из вас  сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили  в «состязание»: кто лучше напишет  сказку, подобную народной. Жуковский  тогда написал две сказки, Пушкин  – одну. А осенью 1833 года Пушкин  вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…».( Сообщение подготовленного ученика)

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.

  1. Сопоставление произведения с иллюстрациями к нему

Суть приёма заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретацией художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. В сознании ребёнка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника.

Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительной деятельностью в процессе сопоставления анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста.[11, c. 236]

Пример организации сопоставительного анализа эпизода художественного произведения и иллюстрации к нему

Фрагмент урока во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ход урока:

V.Закрепление

1. Нахождение  и чтение отрывков из сказки, соответствующих данным иллюстрациям  учебника по вопросам

- Рассмотрите первую иллюстрацию.

- Кто на ней изображён?

- Как выглядит герой  сказки? Какие чувства испытывает?

- Как эти чувства изобразил художник?

- Прочитайте отрывок из  сказки, который соответствует этому эпизоду.

( Аналогичная работа проводится  над всеми иллюстрациями).

2. Работа по  вопросам.

Вывод ко 2 главе: Итак, рассмотренные нами принципы изучения стихотворной сказки основываются на закономерности восприятия литературы как искусства слова, а их интерпретация учитывает психические особенности детей младшего школьного возраста.

И самое главное, мы выделили наиболее эффективные приёмы изучения стихотворной сказки, и рассмотрели их на конкретных примерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведём итог нашей работы. Мы проанализировали литературные жанры детской литературы, и пришли к такому выводу: на уровне видов (жанров) наблюдается множество смешанных форм, а также чисто формальных, с которыми невозможно связать определенного содержания. Стихотворная сказка также относится к смешанной форме жанра. В основе стихотворной сказки – игровое начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета характерна быстрая смена событий, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу игры. Кроме того, изучив стихотворную сказку с авторской позиции известных поэтов, мы выяснили, что в своём творчестве поэты затрагивали вопросы воспитания детей и проблемы теории педагогии, выражаясь понятным для детей языком. Именно поэтому стихотворная сказка доступна и интересна для младшего школьника.

А также сделали вывод о том, что рассмотренные нами принципы изучения стихотворной сказки основываются на закономерности восприятия литературы как искусства слова, а их интерпретация учитывает психические особенности детей младшего школьного возраста.

Сказанное выше мы подтвердили фрагментами уроков литературного чтения в начальной школе.

В итоге, изучив основные понятия стихотворной сказки, мы выделили подходящие приёмы, отвечающие её специфике, и рассмотрели  их применение на конкретных примерах.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аникин, В.П. Детская литература: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. - 399 с.
  2. Баратынский, Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. / Е.А. Баратынский. – М.: Владос, 2005. – 312 с.
  3. Журова, Л.Е. Беседы с учителем. Методика обучения: Второй класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 320 с.
  4. Журова, Л.Е. Беседы с учителем. Методика обучения: Четвёртый класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 480 с.
  5. Журова, Л.Е. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий  класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 384 с.
  6. Зенкин, С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы: учебное пособие / С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2002. – 86 с.
  7. Ленц, Ф. Образный язык народных сказок / Ф. Ленц. – 3-е изд. – М.: АВТ Центр, 2013. – 320 с.
  8. Непомнящий, В.С. Пушкин. Избранные работы 1960-х – 1990-х гг. В 2 т. Т. 1. Поэзия и судьба / В.С. Непомнящий. – М.: Жизнь и мысль, 2001. – 496 с.
  9. Николаев, А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
  10. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению: книга для учителя / М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
  11. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
  12. Сухомлинский, А. И. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1. / А.И. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
  13. Тамарченко, Н. Д. Теория литературных жанров: учебное пособие для студентов / Н.Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  14. Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
  15. Томашевский, Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору / Б.В. Томашевский. – М.: Феникс, 2006. – 192 с.
  16. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
  17. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Мелик-Пашаев, 2013. – 448 с.
  18. Чуракова, Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига, 2005.
  19. Чуракова, Н.А. Литературное чтение. Учебник для 1 класса / Н.А. Чуракова. – 2-е изд., исп. – М.: Академкнига, 2007.
  20. Чуракова, Н.А. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2 ч. / Н.А. Чуракова – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2008.
  21. Чуракова, Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011

 

 

 


Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения