Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа
Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
5. Итог урока.
Этот приём может применяться в различных целях, но главная – это выявление особенностей мировоззрения и стиля того или иного писателя.
Если сравниваются произведения разных писателей, то это делается для того, чтобы подчеркнуть, что при общей описываемой ситуации точка зрения на неё у разных художников может быть разная.
Пример урока с использованием приёма сравнения произведений
Фрагмент урока во 2 классе «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием».
Цели и задачи урока:
• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
3. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)
(Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?
(сказка о животных, волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
- Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной народной
(Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).
- Сегодня мы разберем
сказку А.С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и семи
Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.
5. Истоки сказки.
- Какие из сказок, по-вашему
мнению, схожи со «Сказкой о
мёртвой царевне и семи
- Наверное, каждый из вас
сейчас вспомнил о том случае,
когда Жуковский и Пушкин
Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.
Суть приёма заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретацией художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. В сознании ребёнка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника.
Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительной деятельностью в процессе сопоставления анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста.[11, c. 236]
Пример организации сопоставительного анализа эпизода художественного произведения и иллюстрации к нему
Фрагмент урока во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ход урока:
V.Закрепление
1. Нахождение
и чтение отрывков из сказки,
соответствующих данным
- Рассмотрите первую иллюстрацию.
- Кто на ней изображён?
- Как выглядит герой сказки? Какие чувства испытывает?
- Как эти чувства изобразил художник?
- Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду.
( Аналогичная работа проводится над всеми иллюстрациями).
2. Работа по вопросам.
Вывод ко 2 главе: Итак, рассмотренные нами принципы изучения стихотворной сказки основываются на закономерности восприятия литературы как искусства слова, а их интерпретация учитывает психические особенности детей младшего школьного возраста.
И самое главное, мы выделили наиболее эффективные приёмы изучения стихотворной сказки, и рассмотрели их на конкретных примерах.
Заключение
Подведём итог нашей работы. Мы проанализировали литературные жанры детской литературы, и пришли к такому выводу: на уровне видов (жанров) наблюдается множество смешанных форм, а также чисто формальных, с которыми невозможно связать определенного содержания. Стихотворная сказка также относится к смешанной форме жанра. В основе стихотворной сказки – игровое начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета характерна быстрая смена событий, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу игры. Кроме того, изучив стихотворную сказку с авторской позиции известных поэтов, мы выяснили, что в своём творчестве поэты затрагивали вопросы воспитания детей и проблемы теории педагогии, выражаясь понятным для детей языком. Именно поэтому стихотворная сказка доступна и интересна для младшего школьника.
А также сделали вывод о том, что рассмотренные нами принципы изучения стихотворной сказки основываются на закономерности восприятия литературы как искусства слова, а их интерпретация учитывает психические особенности детей младшего школьного возраста.
Сказанное выше мы подтвердили фрагментами уроков литературного чтения в начальной школе.
В итоге, изучив основные понятия стихотворной сказки, мы выделили подходящие приёмы, отвечающие её специфике, и рассмотрели их применение на конкретных примерах.
Список использованной литературы
Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения