Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:52, курсовая работа
Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изучение механизма образования окказиональных слов и выявление их текстообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.
Введение
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве Вознесенского
Выводы
Список использованной литературы
система заявляет о себе участием в этом процессе мотивирующих основ и
слов, существующих в языке, а также аналогией с представленными в узу-
альных словах наложением, усечением, аффиксальными способами словообразования. Произвольный отрезок, употребляемый в качестве аффикса, окказионален только по форме, значение же его обычно пред-ставлено в системе аффиксальных значений.
Типы окказиональных слов
Разнообразные окказионализмы, изучаемые современной лингвисти-
кой, чрезвычайно интересны не только для характеристики потенциальных
возможностей языковой системы, но и для анализа речевых явлений, по-
скольку высокохудожественные, эстетически ценные авторские окказиона-
лизмы являются важным текстообразующим средством, отличаются исклю
чительной семантической емкостью.
Способность окказионализма вместить содержание, как правило, требующее для своей передачи несколько слов, делает его удобным объектом для лингвистического анализа. Именно индивидуально-авторское слово подтверждает концепцию А.А. Потебни о том, что масса разнообразных мыслей может замещаться "относительно небольшими умственными величинами. Этот процесс можно назвать процессом сгущения мысли".
Выводы
Обработано 100 цитат из сборника « Тьмать». Изучение разных мнений об определении окказионализма и проведенное нами исследование окка-зиональной лексики у Вознесенского позволяет сделать такие выводы:
-«Окказионализм – слово, образованное
по непродуктивной модели, ис-пользуемое
только в условиях данного контекста».
Окказионализмы – слова, созданные из
языкового материала, но в язык не вошедшие.
Они факты речи, а не языка. Если язык их
принимает, то они теряют статус окказиональных
слов. Носители языка воспроизводят эти
слова в своей речи не цитатно, а как обычные
слова. Например, окказио-нализм В. Маяковского
«прозаседавшиеся» со временем утратил
свою но-визну и перешел в разряд неологизмов,
его авторство и связь с контекстом стали
незначительными, то есть это слово может
быть использовано вне авторского контекста.
Несмотря на то, что данные слова используются
только в определенном контексте, их нельзя
назвать неполноценными, так как они несут
большую эмоциональную нагрузку и являются
более насыщенными по смыслу, чем слова
общеупотребительные. Именно поэтому
они часто используются в поэтической
речи.
Термин «потенциальные слова»
был введен Г. О. Винокуром. Под ним он понимал
«слова, которых фактически нет, но которые
могли бы быть, если того захотела историческая
случайность»
Потенциальные слова и собственно окказионализмы
противопоставлены друг другу как стандартные
и нестандартные. Как отмечает Намиткова
Р.Ю.: «Под стандартными образованиями
следует понимать образования, созданные
по языковым моделям и соответствующие
словообразователь-ным типам языка. Под
нестандартными образованиями – образования,
созданные с какими-либо отклонениями
от известного словообразователь-ного
типа»
Таким образом,
потенциальными называются слова, которые
произведены, но еще не закреплены традицией
словоупотребления, или могут быть произведены
по образцу слов высокопродуктивных слово-образовательных
типов [5,с.234], а окказионализмы – по образцу
непро-дуктивных. И если у потенциального
слова авторство может вызвать сомнение,
то собственно окказиональные слова, «являющиеся
реализацией «измененной» языковой, то
есть окказиональной, модели более индиви-дуализированы,
и сомнений относительно индивидуальности
их образования обычно не бывает».
Окказионализмы
противопоставлены узуальным словам как
возможное реальному. «Узус – принятое
носителями данного языка употребление
слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций
и так далее». Узуальные слова закреплены
в словарях, построены по правилам русского
слово-образования и общеупотребительны
в речи носителей языка. Окказионализмы
создаются только для конкретного контекста,
поэтому их нет в толковых словарях. Существуют
словари языка отдельных авторов, например,
все индивидуальные образования Пушкина
отмечены, наряду с другими словами, в
четырехтомном «Словаре языка Пушкина»,
охваты-вающем весь лексический запас,
заключенный в произведениях и письмах
великого поэта.
Окказионализмы
– яркое стилистическое средство, обладающие
эмоционально-экспрессивной окраской,
именно поэтому они широко используются
в поэзии. По мнению В. В. Лопатина, «окказионализмы
– это средство для создания свежего,
нешаблонного, оригинального словесного
образа».
-окказиональная лексика
занимает важное место в
-окказионализмы А.
-большую часть окказиональной
лексики Вознесенского
- согласно степени окказиональности : окказионализмов первой степени 18, нестандартных образований 68, сугубо окказиональных словосочетаний 14
-по способу образования: фонетических 0, лексических 68, семан-тических 3,
-окказиональных сочетаний 23, графических 6
Использованая литература
1. Александрова О.И. Неологизмы и окказионализмы// Вопросы русского
современного словообразования, лексика и стилистика. Нуачн. тр. Куй-бышевского Государственного пединститута,− Куйбышев−, 1974.
2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-
семантический анализ: Учебное пособие−Калининград− .1997.
3.Бархударов Л.С. Язык и перевод.− М. 1975.
4.Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка.− М., 1943.
5. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях.−
М., 1993.
6.О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов.−
7.Дуглас Адамс. Галактический Путеводитель для Путешествцующих
Автостопом. Пер.-Вадим Филиппов
8.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование.− М.:
Просвещение, 1973.
9.Земская Е.А. Словообразование и текст// Вопросы языкознания.− 1990.
№ 6.
10.Зубова Л.В. Поэзия М.Цветаевой : Лингвистический аспект.− из-во ЛГУ.−1989.
11.Зубова. А. И. Способы окказионального словообразования в английском и русском языках и их соответствие при переводе.Дипломная рабо-та.−Орел. 2003.
12. Н.М. Рождение
слова. Неологизмы и
Наука, 1973.
13. Красных. В. Н. Основы психолингвистики и теории коммуникации. −М, 2001.
14. Лопатин Н.М. Рождение слова. Словообразование.− М.: Просвеще-ние, 1973.
15. Лыков
А.Г. Современная русская
окказиональное слово).− М.: Высшая школа, 1976.
16. Нуков
С. Ж. Языковая игра в
17. Окказиональные антрополексемы в языке конца 20 века// Материалы науно-практической конференции «Языковая культура в условиях высшей школы:содержание, технологии, развитие»− Ростов н/Д, РГЭУ, 2003.
18. Поздеева. Е. В. Окказиональное слово: воспроизведение и перевод.
Автореферат кандидатской диссертации.− Пермь,− 2002
19. Вознесенский А. Тьмать.− Время ,−2008.
Информация о работе Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского