Произведения В.П. Астафьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Проза В.П.Астафьева (1924 - 2001), одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения. Сегодня особый интерес представляют как анализ творческой эволюции писателя, так и осмысление литературно-художественного и философского контекста, в котором создавались астафьевские произведения.

Содержание

1. Вступление 2 стр.
2. Биография автора 4 стр.
3. Анализ произведения Астафьева 10 стр.
4. Юрий Козлов. Почтовая рыба. 16 стр.
5. Заключение 22 стр.
6. Литература 24 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная литература.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Вступление                                                                              2 стр.
  2. Биография автора                                                                    4 стр.
  3. Анализ произведения   Астафьева                                       10 стр.
  4. Юрий Козлов. Почтовая рыба.                                             16 стр.
  5. Заключение                                                                             22 стр.
  6. Литература                                                                              24 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

   Проза В.П.Астафьева  (1924 - 2001), одного из крупнейших  русских писателей второй половины XX века, является важным объектом  исследования для современного  литературоведения. Сегодня особый  интерес представляют как анализ  творческой эволюции писателя, так  и осмысление литературно-художественного  и философского контекста, в  котором создавались астафьевские  произведения.

   Творчество писателя  уже не раз было предметом  монографического изучения. В работах  А.Н.Макарова, Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова,  Т.М.Вахитовой, А.П.Ланщикова, А.Ю.Большаковой,  С.В. Переваловой, в диссертациях, научных статьях, докладах исследовались  характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические  особенности произведений, философское  наполнение его творчества. В  мере, необходимой для решения  поставленных исследователями задач,  в этих работах рассматривались  вопросы художественного своеобразия,  влияния традиций, взаимодействия  творчества В.Астафьева с современной  литературой. Однако анализа в  объёме, позволяющем определить  место писателя в литературном  процессе второй половины XX века, в этих работах произведено  не было. Отсутствуют и фундаментальные  работы, освещающие сложную эволюцию  творчества Астафьева как целостную  систему весьма подвижных эстетических  модификаций. 

   А.Ф.Лосев считал  возможным определить «одну общую  линию понимания вещей и обращения  с ними» для каждого человека. Распространяя эту мысль и  на писателей, он заключал: «на  любом писателе это можно проверить  и показать. Но только наши  историки литературы и литературоведы  мало занимаются такими вопросами». Эволюционируя как художник к  совершенству, демонстрируя в своей  литературной практике и попятное  движение, Астафьев в значительной  мере оставался верным самому  себе, своим творческим установкам, созвучным или отличающимся от творческих принципов его современников. Определить характер эволюции и творческую оригинальность писателя представляется в наибольшей степени возможным через контекстуальное изучение его творчества, через сопоставление с произведениями его современников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография автора.

   Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком.

   Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.

   С отцом и мачехой  Виктор переезжает в Игарку  – сюда выслан с семьей раскулаченный  дед Павел. «Диких заработков»,  на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой  не сложились, она спихивает  обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств  к существованию, бродяжничает, затем  попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную  жизнь я начал сразу, безо  всякой подготовки», – напишет  впоследствии В. П. Астафьев.

    Учитель школы-интерната,  сибирский поэт Игнатий Дмитриевич  Рождественский замечает в Викторе  склонность к литературе и  развивает ее. Сочинение под названием  «Жив!», напечатанное в школьном  журнале, развернется позднее  в рассказ «Васюткино озеро».

    Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе  на хлеб в станке Курейка.  «Детство мое осталось в далеком  Заполярье, – напишет спустя  годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, «не  рожено, не прошено, папой с  мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток  или юноша вступал во взрослую  трудовую жизнь военной поры». 

   Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал – они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

    Осенью 1942 года  Виктор Астафьев добровольцем  уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет  на Брянском. Воронежском и Степном  фронтах, объединившихся затем  в Первый Украинский. Фронтовая  биография солдата Астафьева  отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу  над Германией» и «За освобождение  Польши». Несколько раз он был  тяжело ранен. 

      Осенью 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется  из армии и вместе со своей  женой – рядовой Марией Семеновной  Корякиной приезжает на ее  родину, город Чусовой на западном  Урале. По состоянию здоровья  Виктор уже не может вернуться  к своей специальности и, чтобы  кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником,  дежурным по вокзалу станции  Чусовой, мойщиком мясных туш,  вахтером мясокомбината. 

     В марте  1947 года в молодой семье родилась  дочка. В начале сентября девочка  умерла от тяжелой диспепсии,  – время было голодное, у матери  не хватало молока, а продовольственных  карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых  родилась дочь Ирина, а в  марте 1950 года – сын Андрей.

      В 1951 году, попав как-то на занятие литературного  кружка при газете «Чусовской  рабочий», Виктор Петрович за  одну ночь написал рассказ  «Гражданский человек»; впоследствии  он переработает его в рассказ  «Сибиряк». В этом же году  Астафьев перешел на должность  литературного работника газеты. За четыре года работы в  газете «Чусовской рабочий» он  написал более сотни корреспонденций,  статей, очерков, свыше двух десятков  рассказов. В 1953 году в Перми  выходит его первая книжка  рассказов – «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки».  Это рассказы для детей. В  1955-1957 годах он издает еще две  книги для детей, печатает очерки  и рассказы в альманахах и  периодике. 

   С апреля 1957 года  Астафьев — спецкор Пермского  областного радио. 

В 1958 году увидел свет его  роман «Тают снега». В. П. Астафьева  принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два  года он учится в Москве.

    Конец 50-х годов  отмечен расцветом лирической  прозы В. П. Астафьева. Повести  «Перевал» и «Стародуб», повесть  «Звездопад», написанная на одном  дыхании всего за несколько  дней, приносят ему широкую известность. 

   В 1962 году семья  переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. 

60-е годы чрезвычайно  плодотворны для писателя: написана  повесть «Кража», новеллы, составившие  впоследствии повесть в рассказах  «Последний поклон». В 1968 году  повесть «Последний поклон» выходит  в Перми отдельной книгой.

   Еще в 1954 году  Астафьев задумал повесть «Пастух  и пастушка. Современная пастораль»  — «любимое свое детище». А  осуществил свой замысел почти  через 15 лет — в три дня,  «совершенно обалделый и счастливый»,  написав «черновик в сто двадцать  страниц» и затем шлифуя текст.  Написанная в 1967 году, повесть  трудно проходила в печати  и впервые была опубликована  в журнале «Наш современник»  в 1971 г. Писатель возвращался  к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по  соображениям цензуры. 

   В 1975 году за  повести «Перевал», «Последний  поклон», «Кража», «Пастух и  пастушка» В.П. Астафьеву была  присуждена Государственная премия  РСФСР имени М. Горького.

   К 1965 году начал  складываться цикл затесей –  лирических миниатюр, раздумий о  жизни, заметок для себя. Они  печатаются в центральных и  периферийных журналах. В 1972 году  «Затеси» выходят отдельной книгой  в издательстве «Советский писатель».  К жанру затесей писатель постоянно  обращается в своем творчестве.

   В творчестве Астафьева  в равной мере воплотились  две важнейшие темы советской  литературы 1960–1970-х годов – военная  и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

    Деревенская тема  наиболее полно и ярко воплотилась  в повести «Царь-рыба», жанр  которой Астафьев обозначил как  «повествование в рассказах». Документально-биографическая  основа органично сочетается  с лирическими и публицистическими  отступлениями от ровного развития  сюжета. При этом Астафьеву удается  создать впечатление полной достоверности,  даже в тех главах повести,  где очевиден вымысел. Прозаик  с горечью пишет об истреблении  природы и называет главную  причину этого явления: духовное  оскудение человека.

   Публикация глав  «Царь-рыбы» в периодике шла  с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег  в больницу и с тех пор  больше никогда не возвращался  к повести, не восстанавливал  и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив  в своем архиве пожелтевшие  от времени страницы снятой  цензурой главы «Норильцы», опубликовал  ее в 1990 году под названием  «Не хватает сердца». Полностью  «Царь-рыба» была опубликована  только в 1993 году.

   В 1978 году за  повествование в рассказах «Царь-рыба»  В. П. Астафьев был удостоен  Государственной премии СССР.

   В 70-е годы писатель  вновь обращается к теме своего  детства – рождаются новые  главы к «Последнему поклону». Повесть о детстве — уже  в двух книгах — выходит  в 1978 году в издательстве «Современник». 

    С 1978 по 1982 год  В. П. Астафьев работает над  повестью «Зрячий посох», изданной  только в 1988 году. В 1991 году  за эту повесть писатель был  удостоен Государственной премии  СССР.

   В 1980 году Астафьев  переехал жить на родину —  в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно  плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке  — деревне его детства —  им написаны роман «Печальный  детектив» и множество рассказов.  Главный герой романа, милиционер  Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений.

  В 1989 году за выдающуюся  писательскую деятельность В.  П. Астафьеву присвоено звание  Героя Социалистического Труда. 

   17 августа 1987 года  скоропостижно умирает дочь Астафьевых  Ирина. Ее привозят из Вологды  и хоронят на кладбище в  Овсянке. Виктор Петрович и  Мария Семеновна забирают к  себе маленьких внуков Витю  и Полю.

    Жизнь на родине  всколыхнула воспоминания и подарила  читателям новые рассказы о  детстве – рождаются новые  главы «Последнего поклона», и  в 1989 году он выходит в издательстве  «Молодая гвардия» уже в трех  книгах. В 1992 году появляются еще  две главы — «Забубенная головушка»  и «Вечерние раздумья». «Животворящий  свет детства» потребовал от  писателя более тридцати лет  творческого труда. 

    На родине В.  П. Астафьевым создана и его  главная книга о войне —  роман «Прокляты и убиты»: часть  первая «Чертова яма» (1990-1992) и  часть вторая «Плацдарм» (1992-1994), отнявшая у писателя немало  сил и здоровья и вызвавшая  бурную читательскую полемику. В  этом романе писатель переписал  и переосмыслил многие страницы  своей внутренней биографии, впервые  в постсоветской литературе создал  образ десакрализованной народной  войны 1941-1945 годов. Должна была  появиться и третья часть романа, однако в 2000 году автор заявил  о прекращении работы над книгой.

     В 1994 году  «за выдающийся вклад в отечественную  литературу» писателю была присуждена  Российская независимая премия  «Триумф». В 1995 году за роман  «Прокляты и убиты» В. П.  Астафьев был удостоен Государственной  премии России.

   С сентября 1994-го  по январь 1995-го мастер слова  работает над новой повестью  о войне «Так хочется жить»,  а в 1995-1996 годах пишет — тоже  «военную» — повесть «Обертон»,  в 1997 году он завершает повесть  «Веселый солдат», начатую в 1987 году, — война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат — это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

   В 1997 году писателю  присуждена Международная Пушкинская  премия, а в 1998 году он удостоен  премии «За честь и достоинство  таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву  присуждена премия имени Аполлона  Григорьева Академии русской  современной словесности. 

    У Астафьева  было издано три прижизненных  собрания сочинений в трех, шести  и пятнадцати томах. Последнее,  с подробными комментариями автора  к каждому тому, вышло в 1997-1998 годах в Красноярске. 

Информация о работе Произведения В.П. Астафьева