Происхождение девичьих альбомов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:34, реферат

Краткое описание

Недавно, разбирая старые вещи, мы с подругами обнаружили анкету для девочек. Мы стали просматривать её и вспоминать то время, когда увлекались ими. Решили узнать : откуда пошла эта традиция - вести девичьи анкеты. Задумавшись о судьбе альбома-анкеты, мы выяснили, что через увлечение ими прошли буквально все поколения: не только старшие сестры, но и мамы, и бабушки (только они вели не анкеты, а песенники). Начав знакомство с исследовательской литературой по этой теме, узнали, что появились альбомы в середине XVIII века. В альбомах писали такие знаменитые люди, как Пушкин, Батюшков, Боратынский, Вяземский, Лермонтов.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Глава I………………………………………………………….3-7
Глава II…………………………………………………………7-9
Глава III………………………………………………………... 10-12
Заключение…………………………………………………….13-14
Список использованной литературы………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_po_literature_1_3.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

                                    Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………….2
  2. Глава I………………………………………………………….3-7
  3. Глава II…………………………………………………………7-9
  4. Глава III………………………………………………………... 10-12
  5. Заключение…………………………………………………….13-14
  6. Список использованной литературы………………………….15

 

 

 

Введение.

 

Недавно, разбирая старые вещи, мы с подругами обнаружили анкету для девочек.  Мы стали просматривать  её и вспоминать  то время, когда увлекались ими. Решили узнать : откуда пошла эта традиция - вести девичьи анкеты.  Задумавшись о судьбе альбома-анкеты, мы  выяснили, что через увлечение ими прошли буквально все поколения: не только старшие сестры, но и мамы, и бабушки (только они вели не анкеты, а песенники). Начав знакомство с исследовательской литературой по этой теме, узнали, что появились альбомы в середине XVIII века. В альбомах писали такие знаменитые люди, как Пушкин, Батюшков, Боратынский, Вяземский, Лермонтов.

Альбом и сейчас остается очень популярным. Форма его почти без изменений прошла через столетия до нашего времени: это тетради, куда записывали стихи, а также песни, пожелания, наставления и многое другое.

 

Мы поставили для себя некоторые задачи:

 

1.Познакомиться с разновидностями  светского альбома.

 

2.Проследить его изменения на протяжении всего времени существования.

 

3.Выяснить,какую роль играл альбом в жизни барышни XIX века и влияет ли он на формирование интересов современной девушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

                                                 Глава I

 

Происхождение  девичьих альбомов.

                 

Лучше, чем Пушкин, о девичьем альбоме никто не скажет:

    

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью

В знак дружбы верной внесены,

Уменьшены, продолжены...

 

* * *

Тут непременно вы найдете

Два сердца, факел и цветки;

Тут верно клятвы вы прочтете

В любви до гробовой доски;

Какой-нибудь пиит армейский

Тут подмахнул стишок злодейский.

В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я...

 

Первые девичьи альбомы появились в России в XVIII веке. Пришли они с Запада, и сначала в царские покои. Свой альбом был даже у Екатерины Великой, не говоря уже о придворных дамах. Из дворцов он попал в купеческие хоромы и мещанские избы. Самый первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того, чтобы гости по своему желанию и по просьбе хозяйки могли записать туда сочиненные ими самими стихи или нарисовать что-нибудь на память о себе. Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры. Он прививал интерес к чтению. Издавна заложенные именно в этих первых альбомах основные мотивы прослеживаются в альбомных стихотворениях всех будущих эпох:

 

 

· восхищение красотой и умом владелицы альбома;

· пожелания счастья, любви;

· клятвы верности и преданности;

· наставления не забывать друзей, клятвы в вечной дружбе;

· воспоминания о детстве – лучшей поре в жизни;

· куплеты о любви и коварстве мужчин;

· типичные шутки, эпиграммы.

     Изначально основными  функциями девичьего альбома  были: “сувенирная”, эстетическая, коммуникативная.

В конце XIX века девичий альбом из семейной среды стал активно переходить в среду ученическую – в закрытые пансионы и женские гимназии. Альбом гимназисток был достаточно строг в своей организации. Он начинался с совета матери, обязательным было наличие рисунков, четких символов цветов и птиц, рисованных игральных карт, кладбищенских сцен. У гимназисток для альбомов были даже специальные гусиные перья как дань благородной старине, в быту тогда пользовались уже металлическими. В них цитировались модные в то время поэты и прозаики. Много места отводилось фортепьянным романсам. Альбомам этих времен присуща особая лексика: ангел, голубка, душечка, милые щечки и т.п. Мужчины писали в альбомах барышень  любовные послания, где восхищались их красотой.

 В этот период оформились строгие законы заполнения альбома. Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим ее может случиться несчастье. В начале альбома писали родители и старшие, дальше — подруги и знакомые; последний лист отводился для самых нежных записей — считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома. Внизу последнего листка можно было прочесть такие строки: 

 

Кто любит тебя больше меня,

То пусть напишет ниже меня.

 

На последнем я листочке

Напишу четыре строчки.

 

В знак дружества моего,

Ах, не вырвите его!

 

 

     

  Альбомы распространили у нас вкус к чтению – приохотили к литературе. Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. Со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее, выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору.

Альбомы в жизни русского общества занимали довольно большое место – к ним относились неравнодушно, даже когда на них сердились:

Я не люблю альбомов модных,

Их ослепительная смесь

Аспазий наших благородных

Провозглашает только спесь…

А.С. Пушкин

В XIX веке сложилась форма девичьих альбомов с загнутыми уголками-секретами, где скрывалась надпись: “Кто прочтёт секрет без спроса, тот останется без носа”. Удивительно – форма альбома почти без изменений прошла через столетие и достигла почти нашего времени. Разве только нынешнее поколение, увлечённое компьютерами и плейерами, перестало интересоваться альбомами…

 

 

 

 

Пик расцвета альбомной традиции пришелся на 1820—1830-е годы, когда альбом из способа внутрисемейного творчества превратился в модный факт светской культуры. Домашний, камерный альбом 1810-х годов сменил парадный тип альбома в изысканно украшенном бархатном или атласном переплете, который должен был демонстрировать утонченный художественный вкус владельца. Альбомы превращались в настоящие коллекции автографов известных литераторов и набросков популярных живописцев. П. Л. Яковлев, публицист, современник Пушкина, оставивший замечательные воспоминания о культурном быте своего времени, писал в 1828 году в книге «Записки москвича»: «Переплетчики истощили все свое искусство на украшение этих книжек... Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов».    

 Владение искусством  писать стихотворные экспромты  и набрасывать рисунки стало  одним из необходимых навыков  светского человека. В помощь  тем, кто не обладал поэтическим  даром, в журналах печатались  образцы альбомных стихотворений  для разных адресатов. Эти тексты  переписывали из альбома в  альбом, изменяя лишь имя. Таким же способом сочинил поздравительный куплет Татьяне пушкинский мосье Трике:

Поэт же скромный, хоть великий,

Её здоровье первый пьёт

И ей куплет передаёт.

   Теперь в гимназических девичьих альбомах и автором, и адресатом посланий стала девушка. И она стала реже его кому-нибудь давать почитать или заполнить. 

   Современные девичьи альбомы существенно изменились. Другим стал темп жизни, сейчас она более “событийная”, а времени подумать, осмыслить происшедшее стало меньше. Теперь альбом стал читаться и заполняться не только хозяйкой, но и близкими друзьями (причем и мальчиками, и девочками). Особо бросается в глаза оформление современного девичьего альбома. Он отчасти сохранил свою живописную форму – сердечки, цветочки, но они уже потеряли свою знаковую символику. Если раньше по окраске нарисованных цветов читалось отношение к хозяйке альбома, то в современном девичьем альбоме цветы и сердечки стали просто вырезаться из открыток и наклеиваться исключительно для яркого украшения альбома. Поэтому можно сделать вывод о том, что раньше оформление играло роль символики, а теперь символизм перешел в эстетизм. Расширилось

содержание альбомов, все также в него записываются стихи и песни о любви и дружбе, различные пожелания, наставления, напоминания, куплеты, шутки, но появилось и много нового. Этим новшеством является такое понятие, как анкета.

Альбом красавицы есть список послужной,

Где всякий смелою рукой

Своё суждение о них писать несётся;

Листы сии раскрыв, я в них нашёл, что ты

Любезна и добра и ангел красоты,

Так что мне ничего сказать не остаётся…

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Глава II

 

Современное бытование и психологическое значение.

 

  На сегодняшний день трудно найти девушку-подростка, которая не знает, что такое девичий альбом.

  Современные девичьи альбомы часто существуют в форме анкеты, причем подбор вопросов в анкетах напрямую зависит от возраста хозяйки. Например, сравнив анкеты девочек помладше и моих ровесниц, мы обнаружили, что вопросы в анкетах первых направлены по большей части на внешний мир, тогда как анкеты девушек в возрасте 14-16 лет - на внутренний. С психологической точки зрения анкета положительно влияет на свою обладательницу; во-первых, она организует отношения между подругами, во-вторых, именно благодаря анкете хозяйка узнает о друзьях что-то новое, а о знакомых какую-либо информацию, благодаря которой она могла бы найти новых друзей.

Анкеты бытуют в школьной или лагерной среде, даются для заполнения и чтения девушкам и юношам, независимо от степени близости отношений с хозяйкой анкеты. “Цитатник”, “песенник” и “стихошник” заводятся для себя лично и редко даются кому-то для чтения или переписывания. “Шутки”

, “анекдоты”, “гадалки”, “чихалки”, “икалки” – все они заводятся  не только для себя, но и  для других, чаще в школах, лагерях  или каких-то поездках.

Выглядят они примерно так:

· Чихнешь во вторник до обеда – к поцелую;

· Чихнешь в воскресенье с 901 до 1101 – жди удачи;

· Икаешь перед сном с пятницы на субботу – к большой любви;

· Икаешь во вторник с 1530 до 1659

– к знакомству через пять дней.

Девичьи альбомы принадлежат к редкому виду письменного фольклора, ведь, как бы то ни было, его содержание является народным творчеством и передается от одного альбома к другому. Девичий альбом, процветавший еще в пушкинские времена, видоизменялся с течением лет, по крайней мере, дважды: из тетради со стихами, пожеланиями и рисунками примерно во второй половине ХХ века она трансформируется в “песенник”, основное содержание которого составляют тексты песен, проиллюстрированные вырезками из журналов. В конце же ХХ века “песенники” превращаются в “анкеты”. При этом резко усиливается их коммуникативная функция, а сам альбом под руководством хозяйки становится плодом коллективного детского творчества. Многочисленные “опросники”, гадания, гороскопы, в него входящие, оформляются фотографиями друзей, артистов, наклейками и т.п. Во многих анкетах в роли первой заполняющей выступает сама хозяйка, она, отвечая на свои же вопросы и во многом “задает” форму ответа. Получается, что вопросы задает культура, а культуру ответов – владелица. А в конце хозяйка, как правило, просит своих “гостей” оставить автограф, поставить дату заполнения, задать свой вопрос, признаться в честности ответов и т.п. Также бывает, что альбомы создаются с целью собрания памятных моментов и событий “лучшей поры жизни”, то есть, в альбом вклеиваются фотографии с комментариями, пожелания или просто небольшие заметки друзей (как правило, самых близких), ведется небольшой “событийный” календарь. Также заполняющими оставляются автографы.

 

Ваш альбом сорок первого года,

Где любовью лист каждый дрожит,

Нынче в ящике верхнем комода

Позабытый спокойно лежит.

Да! Прошла на альбомы уж мода,

Время быстро вперёд всё бежит,

И альбом сорок первого года

Позабытый на полке лежит…

 

Бывают, однако, и альбомы, созданные с целью показать, как много у тебя знакомых и в каких хороших отношениях вы находитесь. Они имеют характер хвастовства, в них много позы и неестественности. Неотъемлемой частью подобных альбомов часто бывают записи, как правило, личного характера, более подходящие для “дневников”, обилие цитат о любви и дружбе (В.Гюго: “Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят.”; А.А. Блок: “Только влюбленный имеет право на звание человека.”; “Дружба – это дверь, в которую третьему вход строго воспрещен!”), “знаменательные” даты (25.06.97 –первая любовь), выборочные фрагменты из песен и свои собственные стихи. Кроме того, часто случается, что ведение альбома очень определенно, хотя в большинстве случаев и не осознаваемо для самих девочек, создает ощущение причастности к престижной традиции. Альбом в девичьих обществах выступает, таким образом, как своего рода “модный фольклор”. Также существуют множество альбомов, созданных для повышения настроения хозяйки, то есть, хозяйка сама просит своих заполняющих написать ей что-то приятное, временами сами того не осознавая, они рассчитывают на то, что их

Информация о работе Происхождение девичьих альбомов