Пространство и время в литературоведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 16:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определить понятия художественного пространства и времени, а также проанализировать их соотношение и взаимодействие в газетных и публицистических материалах, посвященных теме депортации калмыцкого народа.
Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:
-исследовать понятия «пространство» и «время» в литературоведении;
-изучить газетные публикации, очерки, иные публицистические материалы, содержащие воспоминания очевидцев о депортации 28 декабря 1943г.
-провести анализ имеющегося материала с целью выявления особенностей формирования в них автором категорий художественного времени и пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИН1.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Исследование художественного пространства и времени является одной из отличительных черт литературоведения XX-XXI вв. Интерес к этим двум категориям обусловлен необходимостью подробного изучения феномена художественного произведения.

Литературно-художественные произведения не существуют в пространственно-временном вакууме. Художественное пространство и время всегда присутствуют в них и выступают в качестве одного из важнейших средств создания художественного образа. В каждом произведении литературы присутствует своя пространственно-временная сетка, своя система построения художественного времени и пространства.

В литературоведении проблема художественного пространства и 
времени является основной при анализе произведения и его сюжета. Время и пространство - хронотоп - это  формы  существования  мира  героя,  его возникновения, становления, течения и изменения.

Категория времени, к примеру, связана с последовательной сменой 
этапов жизни героя, развития его сознания. А художественное пространство произведения  - взаимосвязь его частей, придающих  произведению особое внутреннее единство и целостность. Время и пространство могут искусственно сужаться или расширяться в пределах одного произведения. Время и пространство в литературном произведении образуют целостный художественный мир, в котором живет лирический герой произведения.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть общепринятые понятия  категорий времени и пространства в литературе, а также провести их анализ на основе воспоминаний очевидцев о жизни калмыцкого народа в Сибири в период его депортации.

Объектом настоящего   исследования  являются  газетные   статьи  и научные публикации, очерки, иные публицистические материалы, в которых содержатся воспоминания о трагической жизни калмыков на пути депортации и в местах ссылки.

Предметом исследования являются особенности жизни калмыцкого народа в Сибири (как в определенном пространстве) в период ссылки.

Цель     исследования - определить     понятия     художественного пространства и времени, а также проанализировать их соотношение  и взаимодействие в газетных и публицистических материалах, посвященных теме депортации калмыцкого народа. Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:

-исследовать понятия  «пространство» и «время» в литературоведении;

-изучить газетные публикации, очерки, иные публицистические материалы, содержащие воспоминания очевидцев  о депортации 28 декабря 1943г.

-провести анализ имеющегося материала с целью выявления особенностей формирования в них автором категорий художественного времени и пространства.

Задачи исследования определяют структуру данной работы, которая состоит из введения двух теоретических разделов, одного практического раздела, заключения, списка использованных источников и приложения.

Для   решения   поставленных   задач   исследования   мы использовали следующие методы:

- метод   теоретического   изучения   и    анализа литературоведческих пособий по проблеме;

-  метод    проведения    бесед и интервью    с    авторами    публикаций,   очевидцами трагических событий, запись воспоминаний;

- описательный метод;

- сопоставительный метод.

Теоретической базой для настоящего исследования послужили работы выдающихся ученых, занимавшихся изучением литературоведения: Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров, М.М.Бахтин и др. Практической базой являются    газетные публикации,    очерки,    воспоминания    очевидцев трагических событий депортации калмыков в Сибирь.

Актуальность, жизненность, непреходящий интерес современного 
поколения к истории депортации калмыцкого народа в Сибирь   послужили основанием для выбора темы    исследования. Актуальность работы обусловлена необходимостью подробного изучения жизни и быта калмыцкого народа в Сибири путем сопоставления пространственно-временных категорий. Кроме того, работа способствует формированию у учащихся навыков полноценного анализа литературного произведения, углублению теоретических знаний о структуре художественного произведения, а также совершенствованию практических навыков рассматривать литературное произведение с точки зрения анализа категорий художественного времени и пространства.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, 
что полученные в ходе исследования   знания  расширяют  и  дополняют представления современного поколения о трагических годах, проведенных калмьцким народом в условиях депортации; результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении темы депортации на уроках литературы, истории и культуры родного  края, при проведении тематических внеклассных мероприятий и т.д.

 

КАТЕГОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ

          Художественное    пространство    является    одним    из    важнейших элементов      создания      художественного      мира      произведения.

В литературоведении к проблеме художественного пространства 
обращались Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров, М.М.Бахтин и др. М.М.Бахтину принадлежит антропоцентрическая концепция пространства художественного   текста.   Ученый   пришел   к   выводу,   что   в   литературе существует двоякое сочетание мира и человека:

  1. мир изображен извне как окружение героя;
    1. мир   изображен   изнутри   как   душевно-духовная   сфера   героя, включающая в себя его намерения, мысли, чувства.

Академик Ю.М.Лотман в работах, посвященных общим проблемам пространства, указал на его связь с другими формальными системами, в первую очередь - с этическими. В качестве примера может выступать локально-этическая метафора, предложенная ученым для моральной характеристики персонажей. Ключевыми в ее формировании являются образы дороги и пути. Модель пути, основанная на идее движения, определяет тип литературного героя: движущийся или неподвижный. Так, героям неподвижного, «замкнутого» местоположения противостоят герои открытого пространства.

Точечное пространство по Ю.М.Лотману в произведении представляет собой последовательность эпизодов, которые не содержат в себе указания на предсказанность   последующего   события.   Места,   в   которых  происходит действие, обладают ситуативной конкретностью, имеющей внутренне неподвижный, ограниченный, как бы «точечный» характер. К примеру, это пространство дома, комнаты, границы которых доступны для наблюдения.

Художественное пространство по В.Н.Топорову обладает как общими, так и частными свойствами реального континуума. Это обусловлено, прежде всего, тем, что художественный мир - это отражение объективной действительности.

Художественному пространству свойственны метрические, т.е. 
связанные с изменениями, и топологические качества. К топологическим 
свойствам относятся протяженность, связность, прерывность/непрерывность, 
структурность, трехмерность и связь со временем. Прибавление к трем пространственными координатам категории времени способствует созданию многомерного пространства, характерного для художественного произведения.

К топологическим свойствам относятся форма, местоположение, 
граница. Понятие о границе становится существенным  
признаком художественного пространства. Академик Ю.М.Лотман отмечал, 
что граница делит все пространство текста на два взаимно непересекающихся 
подпространства. Основным свойством границы является ее 
непроницаемость, так как внутренняя структура каждого из подпространств 
должна быть различной. То, каким образом делится художественный текст 
границей, и составляет одну из его существенных характеристик. Это может 
быть деление на своих и чужих, живых и мертвых, бедных и богатых.

        Художественное пространство может выступать как реально видимое персонажем  или  рассказчиком,  так  и  как  воображаемое. Различают конкретное и абстрактное художественное пространство. Абстрактное может восприниматься как всеобщее, не связанное с конкретными реальными показателями. Конкретное же, напротив, «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, активно влияет на суть изображаемого.

Как отмечал академик В.Н.Топоров, действие в произведении «обычно развивается в пределах определенного локального континуума», образ которого зависит от представлений и замысла автора-творца. В силу того, что специфика литературного произведения заключается в своеобразном сочетании верности жизненной правде и вымысла, в художественном тексте находят отражение, с одной стороны, свойства пространства как объективно бытийной категории, с другой - воображаемые миры, созданные творческим мышлением автора.

Однако, структура художественного пространства не только определяется психоментальными особенностями автора-творца, но и культурно-историческим условиями, в которых происходило создание того или иного произведения. К примеру, восприятие пространства в Средневековье обычно не предполагало индивидуальную точку зрения на предмет. «Пространство средневекового мира представляет собой замкнутую систему со священными центрами и мирской периферией. Переживание пространства окрашено религиозно-моральными тонами». Средневековый человек осознает себя во многом как органическую часть природы, поэтому взгляд со стороны ему чужд.

Обычно в художественном тексте различают пространство повествователя и пространство персонажей. Пространственная точка зрения повествователя (или наблюдателя) может совпадать или не совпадать с позицией действующих лиц. В первом случае повествователь находится в той   же   точке   пространства,   что   и   персонаж   или   группа   персонажей произведения. Например, сцена сражения в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Во втором случае - в разных пространственных плоскостях: пространственная точка зрения повестователя совершенно независима в своем движении.

Для выражения пространственных отношений и пространственных характеристик в тексте используются грамматические средства. Это могут быть синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др.

Современное литературоведение выделяет следующие виды 
художественного пространства: географическое, психологическое, фантастическое, космическое, cоциальное.

Географическое пространство принадлежит к одной из форм пространственного конструирования мира, модель которого зависит от определенных исторических условий. Данный тип пространства обычно представлен   в   виде   конкретного   места,   обжитой   среды:   городской,

деревенской   или   природной.   Обладает определенными признаками и свойствами: может быть направленным/ненаправленным, открытым, отграниченным, близким/далеким.

Психологическое пространство отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир субъекта. Ракурс изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя, точка зрения которого может быть как строго зафиксированной, статичной, так и подвижной, динамичной.

Фантастическое или волшебное пространство, будучи неограниченно большим, наполнено нереальными, как с научной, так и с обыденной точки зрения, существами и событиями. Это чуждое для человека пространство. Одной из характерных черт является динамичность, так как в пределах данного локуса постоянно происходят события.

Космическое пространство, имеющее вертикальную ориентацию, 
является далеким для человека, наполненным свободными и независимыми 
от него телами ( солнце, луна, звезды).

Социальное пространство является близким, освоенным для человека, так как в нем протекает почти вся его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественный характер.

Выделенные типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего взаимодействуют, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

Таким образом, изучение теоретического материала позволяет нам сделать вывод о том, что художественное пространство в литературном произведении - одна из форм эстетической действительности, в которой размещаются персонажи и совершается действие. При этом художественное пространство субъективно определено, что обусловливает его неповторимость и своеобразие.

 

КАТЕГОРИЯ   ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ   В   ЛИТЕРАТУРЕ

В различных системах наук существуют разнообразные представления о времени: есть понятие научно-философское, научно-физическое, теологическое, бытовое и др. Исторически в культурном сознании человечества сложилось два представления о времени: циклическом и линейном.

Понятие о циклическом времени с античных времен воспринимается как последовательность однотипных событий, источником которых были сезонные циклы. Характерными признаками считались завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличение начала и конца.

С приходом христианства время стало представляться человеческому сознанию в виде прямой линии, вектор движения которой направлен от прошлого к будущему. Линейный тип времени характеризуется одномерностью, необратимостью, упорядоченностью, его движение воспринимается в виде длительности и последовательности процессов и состояний окружающего мира.

Однако наряду с объективным существует и субъективное восприятие времени, как правило, зависимое от ритмичности происходящих событий и от особенностей эмоционального состояния. В связи с этим выделяют объективное время, относящееся к сфере объективно существующего внешнего мира, и перцептуальное - к сфере восприятия реальной действительности отдельным человеком.

Информация о работе Пространство и время в литературоведении