Пространство и время в литературоведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 16:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определить понятия художественного пространства и времени, а также проанализировать их соотношение и взаимодействие в газетных и публицистических материалах, посвященных теме депортации калмыцкого народа.
Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:
-исследовать понятия «пространство» и «время» в литературоведении;
-изучить газетные публикации, очерки, иные публицистические материалы, содержащие воспоминания очевидцев о депортации 28 декабря 1943г.
-провести анализ имеющегося материала с целью выявления особенностей формирования в них автором категорий художественного времени и пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИН1.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

В литературном произведении модель времени зависит от точки зрения автора. Так, по воле автора возможно смещение временной перспективы: прошлое выступает как настоящее, будущее как прошедшее и т.п. Таким образом, подчиняясь творческому замыслу художника, хронологическая последовательность событий может обнаруживать себя не только в типичных, но и, вступая в противоречие с реальным течением времени, в иных индивидуально-авторских проявлениях. В первом случае представления о времени проявляются в непрерывности - линейном развертывании событий, в необратимости движения от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, в равномерности протекания событий. Во втором – наблюдаются существенные временные нарушения, так называемые ахронии, проявляющиеся обычно в двух разновидностях:

- ретроспекции - обращение к прошлому, анализ прошедших событий и переживаний;

- проспекции — взгляд в будущее представление, воображение предполагаемых действий и событий.

Ретроспекция, как проявление обратимости художественного времени, может выступать в тексте в качестве:

1) средства раскрытия его имплицитного содержания - подтекста;

2) принципа организации ряда тематических, жанров (мемуарные и 
автобиографические произведения, детективный роман)

Таким   образом, моделирование художественного   времени   может зависеть от жанрово-видовых особенностей и направлений в литературе. Например, в прозаических  произведениях обычно устанавливается условно настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием о прошлом или будущем персонажей, с характеристикой ситуаций в различных временных измерениях. Разнонаправленность, обратимость художественного времени более характерна для литературы модернизма, в недрах которой зарождается роман «потока сознания», роман «одного дня», где время становится лишь компонентом психологического бытия человека.

Ретроспекция может быть субъективно-читательской и объективно- авторской. Мысленное возвращение читателя к ранее прочитанному является либо следствием самой композиции произведения, имеющее знаковые (актуализированные) элементы, либо результатом авторских ссылок (экскурсов) в предшествующие части текста. Объективно-авторская ретроспекция обычно проявляется через следующие слова и выражения: «как ранее уже упоминалось о том, что...», «читатель помнит, что...» - что способствует мысленному воссозданию картин прошлого и т.п.

Проспекция. объединяя различные языковые формы, относит содержательно-фактуальную информацию к последующим частям художественного произведения. В тексте она проявляется с помощью следующих выражений: «он и не подозревал, что через несколько дней окажется...», «как будет указано ниже...», «забегая вперед...», «как он будет очарован, когда узнает, что...» и т.п.

В   индивидуально-художественных проявлениях время   протекания может быть  намеренно замедленно автором  (прием  ретардации), сжато, свернуто (актуализация мгновенности) либо вовсе остановлено (в изображении портрета, пейзажа, в философских размышлениях автора и т.д). Оно может быть многомерным в произведениях с перекрещивающимися или параллельными сюжетными линиями, например развитие действия по времена Понтия Пилата и в г. Москве 20-30-х гг. в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Художественной литературе также свойственна временная дискретность, т.е способность воспроизводить наиболее существенные фрагменты, заполняя образовавшиеся «пустоты» формулами типа «прошло несколько дней», «прошел  год» и т.п. Как правило это определяется эстетическими намерениями автора. В большинстве таких случаев художественное время короче реального.

В современном литературоведении наряду с событийным временем, выделяется также и авторское время. Автор свободно движется в своем времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени.

Достаточно своеобразна природа исполнительского времени. Он, как отмечает академик Д. C. Лихачев, сливается со временем автора и временем читателя. По существу, это настоящее, т. е. время исполнения того или иного произведения.

Движения времени в словесно-образном произведении происходит в результате постоянной смены событий, которая, с одной стороны, основывается на их причинно-следственной, линейной, психологической и ассоциативной связи, а с другой – выражается через систему грамматических средств. Таким образом, в литературе одним из проявлений художественного времени выступает грамматическое время. Оно может быть представлено с помощью видовременных форм глаголы, лексических единиц с темпоральной семантикой, падежных форм со значением времени, хронологических пометок, синтаксических конструкций, создающих определенный временной пласт (например, номинативные предложения представляют в тексте пласт настоящего).

В целом, время текста, опираясь на грамматическую систему, может быть обусловлено взаимодействием трех темпоральных «осей»:

1) календарного времени, отображаемого преимущественно  лексическими единицами с семой  «время» и датами;

2) событийного времени, организованного связью всех предикатов текста (прежде всего, глагольных форм);

3) перцептивного времени, выражающего позицию повествователя  и персонажа(при этом используются  разные лексико-грамматические средства  и временные смещения).

В заключение необходимо отметить, что художественное время обусловлено жанровой спецификой произведения, художественным методом, авторскими представлениями, а также тем, в русле какого литературного течения или направления это произведение создано.

Кроме того, возвращаясь к теме нашего исследования, важно подчеркнуть, что в произведении художественное время неразрывно связано с художественным пространством, они непосредственно взаимодействуют друг с другом.

 

КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА  И ВРЕМЕНИ В ВСПОМИНАНИЯХ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ ПЕРИОД ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

Период депортации явился тяжелым испытанием для калмыцких спецпереселенцев и их детей, рожденных в местах ссылки. Целый народ был обречен на вымирание. Взрослые калмыки, как правило, не знали русского языка, поэтому не могли найти работу и умирали от голода. Среди лиц переживших ужасы депортации наиболее часто вспоминаются то, что было связано с дискомфортом, эмоциональным и экзистенциальным, со стрессом, унижением, голодом и холодом.  По существу это было обыкновенным геноцидом со стороны властей, в то же время простой русский народ сочувственно относился к спецпереселенцам, помогая им в обустройстве на новом месте, спасая их от голода и холода.

Воспоминания калмыцких спецпереселенцев и их детей, рожденных в ссылке, объединяет общие категории пространства и времени. Место действия их происходит в местах ссылки, зачастую это районы Сибири, Казахстана, Киргизии, время действия период проживания калмыцкого народа в ссылке после их депортации. Категории пространства здесь выражены в виде географического, психологического или социального художественного пространства или их взаимосвязи, как правило несут точечный характер и имеют форму реального конкретного художественного пространства. Категории времени представлены в виде субъективно-читательской ретроспекции, обращения к прошлому, анализа прошедших событий и переживаний, время здесь, как правило, линейного типа и носит в основном событийный характер, восприятие времени является перцептуальным, как реальная действительность пережитая отдельным человеком, иногда используются приемы ретардации. С точки зрения грамматического времени здесь также имеет место взаимодействие трех темпоральных «осей»: календарного, событийного и перцептивного времени.

Рассмотрим некоторые воспоминания лиц, переживших ужасы депортации, и проведем анализ категорий пространства и времени, присутствующие в них.

Нидюлин В. А., известный в республике врач, ученый в автобиографическом рассказе-очерке «Мокрый хлеб» вспоминает свое сибирское детство. Герой очерка, десятилетний мальчонка отправился в город Боготол за хлебом.

«Мне тогда было 10 лет. Без приключений я доехал до Боготола, нашел хлебопекарню, где мою телегу загрузили хлебом никто не возмущался, что прислали ребенка. С чувством исполненного долга я тронулся в обратный путь». Однако случилось так, что Витя, герой рассказа, встретил родственницу с больным ребенком и, по ее просьбе, свернул с наезженной дороги, чтобы завезти женщину в село. Но вскоре телега угодила в болото, затем пошел дождь. В конечном счете, несмотря на все перипетии, Витя привез хлеб в Паталашкино. Такова фабула рассказа.

Здесь мы имеем наглядный пример ретроспекции, автобиографические воспоминания о тяжелом детстве в Сибири, связанные с анализом прошедших событий и переживаний, восприятие времени является перцептуальным, как реальная действительность пережитая автором.

Географическое пространство в рассказе обозначено точечно: таежный поселок Паталашкино Боготольского района Красноярского края. Зарисовки звучат скупо: около десяти дворов, население в основном калмыки. Возникает тяжелое ощущение замкнутого пространства. Автор вводит новый образ - Анастасия Семеновна - первая учительница. И пространство, как бы чуть-чуть обнадеживая, расширяется: школьники, школа. Далее пространство еще более расширяется, увеличивается. Дорога в Боготол, магазин, пекарня, конюшня. Пространство ширится не только по горизонтали, но и по вертикали : дождь, ночное небо, рассвет. Увеличение пространства дает возможность, на наш взгляд, раскрыть полнее характер героя, его возможности. Ключевую роль в пространственном освещении играет образ  дороги, путь. Герой не замкнут в пространстве, он находится в движении, в поиске, в развитии.

В очерке показано и внутреннее пространство героя, его душевно-духовная сфера, его мысли и чувства. Витя, по сути ребенок, остро переживает, его беспокоит то, что односельчане останутся без хлеба, что он подвел любимую учительницу. Позже, когда все благополучно завершилось: «Я нес домой 2 булки раскисшего хлеба, и мне тогда казалось, что я сделал большое дело».

Интересным является интервью Берденовой Л.А., проведенное в рамках исследовательского проекта «У каждого своя Сибирь» в Элисте в 2004 году. Географическое пространство здесь также носит точечный характер и меняется от простой русской деревенской избы в Сибири, куда интервьюируемая попала ребенком сразу после депортации в Сибирь до переезда в город Фрунзе, куда перевели ее отца на работу после возвращения с фронта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 


Информация о работе Пространство и время в литературоведении