Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 20:18, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - рассмотреть психологизм в романе И. А. Гончарова «Обломов». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
Рассмотреть, как изучался роман И. А. Гончарова «Обломов» русским литературоведением;
Рассмотреть, как изучался роман И. А. Гончарова «Обломов» русской критикой;
Проанализировать психологический анализ в литературе: основные понятия и принципы;
Рассмотреть типы и формы психологического анализа в литературе;
Рассмотреть русскую критику и литературоведение о своеобразии психологизма в романе;
Изучить типы и формы психологизма в романе «Обломов».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» РУССКИМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕМ И РУССКОЙ КРИТИКОЙ……………………………….5
1.1. Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов» русским литературоведением…..5
1.2. Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов» русской критикой………………12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ………………………………………………………………20
2.1. Психологический анализ в литературе: основные понятия и принципы………..20
2.2. Типы и формы психологического анализа в литературе……………………..…..24
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»…………………………………………………………………….………28
3.1. Русская критика и литературоведение о своеобразии психологизма в романе…………………………………………………………………………………….28
3.2. Типы и формы психологизма в романе «Обломов»…………………………...….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова. Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В языке Обломова выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например: «Дёрнуло меня, брякнулЬ; «Трескает он картофель да селёдку»; «намедни» и др. Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с «другими» людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева - грубость.
В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например: «Перемелется - мука будет», «Пострел везде поспел» и др.
В языке романа совершенно не чувствуется влияния славянизмов и архаизмов. Редко в нём встречаются и иностранные слова, а если встречаются, то только самые общеупотребительные: атмосфера, коллекция, вариации, мотив и т. п. Интересно, что в романе упоминается термин «русские пролетарии» - едва ли не впервые в русской художественной литературе.
Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8-й главе второй части романа [21].
Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое «Обломовым» при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман «превосходной вещью». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе.
Горький называл Гончарова одним из «великанов русской литературы», которые «писали пластически, слова у них - точно глина, из которых они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана...»
А Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова». Роман «Обломов» действительно обессмертил имя Гончарова.
«Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей», - писал А. Ф. Кони [4].
Обломов это своеобразный символ статичности в романе. Он настолько неподвижен и постоянен, что ничто на свете не может его расшевелить, заставить активно действовать, творить. К нему часто заезжают гости, зовут его с собой, чтобы развлечься и интересно провести время (Волков, Судьбинский), но при одной мысли, что ему придется куда-то ехать, не снимать целыми днями сапоги, Обломов содрогается. Возникшая необходимость переезда на новую квартиру не дает ему покоя. Но будучи не в состоянии решить эту проблему, он пытается забыть о ней, отложить на потом. Когда же Захар, верный слуга Обломова и в какой-то степени копия своего хозяина, напоминает ему, что необходимо подыскать новое место для жилья, Илья Ильич срывается: «Молчи, Захар, слышишь, молчи! Я говорил тебе, чтоб ты не напоминал мне об этой квартире! Смотри мне.
Лучший друг Обломова, Андрей Штольц, является полной его противоположностью. Сын русской дворянки и немецкого бюргера, он с детства был непоседой, ездил с отцом на фабрику, на несколько дней уходил из дома на охоту. Его всегда все занимало и интересовало, поэтому неудивительно, что он отлично учился. И в зрелом возрасте Андрей постоянно путешествует по Европе, участвует в какой-то торговой кампании, находясь в Петербурге, посещает светские вечера и балы. Андрей постоянно в движении, когда бы мы его ни встретили, он всегда что-то делает, куда-то собирается или откуда-то приезжает. Андрей и Илья очень любят друг друга, несмотря на то, что они совершенно разные люди, и Андрей, как и Ольга, постоянно пытается вызволить Обломова из его неподвижности. Он даже берется вести дела Ильи Ильича в деревне и добивается улучшения в его хозяйстве. После реформ Штольца Обломовка действительно начинает приносить доход. Штольц выступает в романе реформатором, он сведущ и в экономике, и в политике, и в светской жизни. Он приветствует все новое, постоянно что-то модернизирует.
На их фоне резко выделяется Ольга Ильинская. Это прямая, честная девушка. Ольга не только сама постоянно развивается, но и заставляет шевелиться Обломова. Илья Ильич полюбил ее, и это чувство стало каким-то рычагом, который вывел его из неподвижного состояния. Вместе с Ольгой он посещает театры, балы, гуляет в саду - отказывается от своего прежнего образа жизни.
Штольц и Ольга считают себя обязанными помогать Обломову, постоянно указывают ему на какие-то недостатки, винят за бездеятельность. Но Обломов остается верен своим принципам и по-прежнему олицетворяет покой и неподвижность в романе. Он полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну, мещанку, у которой снимает квартиру, женится на ней и. наконец, обретает долгожданный покой. Агафья Матвеевна также, по сути, является статичным персонажем, хотя она и проводит весь день в движении. Она видит смысл жизни в служении другим людям (в буквальном смысле этого слова). Ее дни протекают в уборке дома, приготовлении различных яств для мужа и детей. Лишь после смерти Ильи Ильича мы можем заметить, как изменилась Агафья Матвеевна, каким ярким светом озарил ее тусклую жизнь этот, казалось бы, малоподвижный человек.
Таким образом, Гончаров показал в своем романе переплетение судеб героев динамичных и героев, олицетворяющих покой. Автор показывает внешнюю статичность или, напротив, активность своих героев. Гончаров как бы говорит нам, что суетливые движения нередко скрывают пустоту жизни (Волков, Тарантьев, Судьбинский), а в ленивце может биться золотое сердце, отзывающееся на чужую боль и страдания.
Информация о работе Психологизм в романе И. А. Гончарова «Обломов»