Психологизм в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - рассмотреть психологизм в романе И. А. Гончарова «Обломов». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
Рассмотреть, как изучался роман И. А. Гончарова «Обломов» русским литературоведением;
Рассмотреть, как изучался роман И. А. Гончарова «Обломов» русской критикой;
Проанализировать психологический анализ в литературе: основные понятия и принципы;
Рассмотреть типы и формы психологического анализа в литературе;
Рассмотреть русскую критику и литературоведение о своеобразии психологизма в романе;
Изучить типы и формы психологизма в романе «Обломов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» РУССКИМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕМ И РУССКОЙ КРИТИКОЙ……………………………….5
1.1. Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов» русским литературоведением…..5
1.2. Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов» русской критикой………………12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ………………………………………………………………20
2.1. Психологический анализ в литературе: основные понятия и принципы………..20
2.2. Типы и формы психологического анализа в литературе……………………..…..24
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»…………………………………………………………………….………28
3.1. Русская критика и литературоведение о своеобразии психологизма в романе…………………………………………………………………………………….28
3.2. Типы и формы психологизма в романе «Обломов»…………………………...….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Обломов.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова. Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В языке Обломова выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например: «Дёрнуло меня, брякнулЬ; «Трескает он картофель да селёдку»; «намедни» и др. Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с «другими» людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева - грубость.

В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например: «Перемелется - мука будет», «Пострел везде поспел» и др.

В языке романа совершенно не чувствуется влияния славянизмов и архаизмов. Редко в нём встречаются и иностранные слова, а если встречаются, то только самые общеупотребительные: атмосфера, коллекция, вариации, мотив и т. п. Интересно, что в романе упоминается термин «русские пролетарии» - едва ли не впервые в русской художественной литературе.

Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8-й главе второй части романа [21].

Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое «Обломовым» при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман «превосходной вещью». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе.

Горький называл Гончарова одним из «великанов русской литературы», которые «писали пластически, слова у них - точно глина, из которых они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана...»

А Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова». Роман «Обломов» действительно обессмертил имя Гончарова.

«Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей», - писал А. Ф. Кони [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обломов это своеобразный символ статичности в романе. Он настолько неподвижен и постоянен, что ничто на свете не может его расшевелить, заставить активно действовать, творить. К нему часто заезжают гости, зовут его с собой, чтобы развлечься и интересно провести время (Волков, Судьбинский), но при одной мысли, что ему придется куда-то ехать, не снимать целыми днями сапоги, Обломов содрогается. Возникшая необходимость переезда на новую квартиру не дает ему покоя. Но будучи не в состоянии решить эту проблему, он пытается забыть о ней, отложить на потом. Когда же Захар, верный слуга Обломова и в какой-то степени копия своего хозяина, напоминает ему, что необходимо подыскать новое место для жилья, Илья Ильич срывается: «Молчи, Захар, слышишь, молчи! Я говорил тебе, чтоб ты не напоминал мне об этой квартире! Смотри мне.

Лучший друг Обломова, Андрей Штольц, является полной его противоположностью. Сын русской дворянки и немецкого бюргера, он с детства был непоседой, ездил с отцом на фабрику, на несколько дней уходил из дома на охоту. Его всегда все занимало и интересовало, поэтому неудивительно, что он отлично учился. И в зрелом возрасте Андрей постоянно путешествует по Европе, участвует в какой-то торговой кампании, находясь в Петербурге, посещает светские вечера и балы. Андрей постоянно в движении, когда бы мы его ни встретили, он всегда что-то делает, куда-то собирается или откуда-то приезжает. Андрей и Илья очень любят друг друга, несмотря на то, что они совершенно разные люди, и Андрей, как и Ольга, постоянно пытается вызволить Обломова из его неподвижности. Он даже берется вести дела Ильи Ильича в деревне и добивается улучшения в его хозяйстве. После реформ Штольца Обломовка действительно начинает приносить доход. Штольц выступает в романе реформатором, он сведущ и в экономике, и в политике, и в светской жизни. Он приветствует все новое, постоянно что-то модернизирует.

На их фоне резко выделяется Ольга Ильинская. Это прямая, честная девушка. Ольга не только сама постоянно развивается, но и заставляет шевелиться Обломова. Илья Ильич полюбил ее, и это чувство стало каким-то рычагом, который вывел его из неподвижного состояния. Вместе с Ольгой он посещает театры, балы, гуляет в саду - отказывается от своего прежнего образа жизни.

Штольц и Ольга считают себя обязанными помогать Обломову, постоянно указывают ему на какие-то недостатки, винят за бездеятельность. Но Обломов остается верен своим принципам и по-прежнему олицетворяет покой и неподвижность в романе. Он полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну, мещанку, у которой снимает квартиру, женится на ней и. наконец, обретает долгожданный покой. Агафья Матвеевна также, по сути, является статичным персонажем, хотя она и проводит весь день в движении. Она видит смысл жизни в служении другим людям (в буквальном смысле этого слова). Ее дни протекают в уборке дома, приготовлении различных яств для мужа и детей. Лишь после смерти Ильи Ильича мы можем заметить, как изменилась Агафья Матвеевна, каким ярким светом озарил ее тусклую жизнь этот, казалось бы, малоподвижный человек.

Таким образом, Гончаров показал в своем романе переплетение судеб героев динамичных и героев, олицетворяющих покой. Автор показывает внешнюю статичность или, напротив, активность своих героев. Гончаров как бы говорит нам, что суетливые движения нередко скрывают пустоту жизни (Волков, Тарантьев, Судьбинский), а в ленивце может биться золотое сердце, отзывающееся на чужую боль и страдания.

«Обломов» — произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму — композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Худож. литература, 1977-1980;
  2. Битюгова И.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в художественном восприятии;
  3. Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1976. - Т. 2. - С. 191 – 199;
  4. Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А. Гончарова: Уч. пос. - Тверь, 2000. - 183 с.;
  5. Гейро Л.С. История создания и публикации романа «Обломов» // И.А. Гончаров. Обломов. - Л.: Наука, 1987. - С. 551 - 646.;
  6. Генис А., Вайль П. Обломов и «другие» // Генис А., Вайль П. Родная речь. - М.: Независимая газета, 1991. - С. 110 - 123.;
  7. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. - 4-е изд. - Л.: Худ. лит., 1984. - С. 298 - 340.;
  8. Григорьев А.А. Литературная критика / Сост., вступит. ст. и примеч. Б.Ф. Егорова. - М.: Худож. литература, 1967. - 630 с.;
  9. Десницкий В.А. Трилогия Гончарова // Десницкий В.А. Статьи и исследования. - Л.: Наука, 1979. - С. 165 - 212.;
  10. Дунаев М.М. Православие и русская культура. Ч. III. - М.: Приор, 1997. - 287 с.;
  11. И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. - М.: Наука, 2000. - Литературное наследство. Т. 102. - 735 с.;
  12. История русского романа: В 2 т. / Под ред. Г.М. Фридлендера. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1962-1964. - Т. 1. - 625 с.;
  13. Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов» // Вопросы литературы. - 1989. - №1. - С. 150 - 159.;
  14. Краснова Е.В. Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова «Обломов»: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Псков, 2003. - 17 с.;
  15. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. - М.: Худож. литература, 1970. - 93 с.;
  16. Краснощекова Е.А. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. - СПб., 1997. - 491 с.;
  17. Криволапов В.Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. - 1994. - №2. - С. 27 - 47.;
  18. Кулешов В.И. Роман «знамение времени»: («Обломов» И.А. Гончарова) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях рус. литературы. Вып. 2. - М.: Наука, 1981. - С. 91 - 115.;
  19. Лебедев Ю.В. Иван Александрович Гончаров. 1812-1891 // Литература в школе. - 1991. - №5. - С. 71 - 88.;
  20. Лихачев Д.С. Нравоописательное время у Гончарова // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979. - С. 299 - 305.;
  21. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: (Истоки и эстетическое своеобразие). - Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. - 348 с.;
  22. Лошиц Ю.М. Гончаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Худож. литература, 1986. - 365 с.;
  23. Ляпушкина Е.И. Миф в художественной структуре «Сна Обломова» // Имя - Сюжет - Миф. - СПб., 1996. - С. 100 - 115.;
  24. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». - СПб., 1996. - 165 с.;
  25. Мельник В.И. «Русские немцы» в жизни и творчестве И.А. Гончарова // И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова). - Ульяновск, 1994. - С. 102 - 112.;
  26. Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. - Владивосток, 1985. - 139 с.;
  27. Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов»: К вопросу о соответствии «социального» и «нравственного» в романе // Русская литература. - 1982. - №3. - С. 81 - 99.;
  28. Молнар А. Поэтика романов И.А. Гончарова. - М.: Либрис, 2004. - 385 с.;
  29. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1965. - Т. 24. - Вып. 4. - С. 341 - 345.;
  30. Недзвецкий В.А.И.А. Гончаров - романист и художник. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 175 с.;
  31. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Просвещение, 1996. - 100 с.;
  32. Николина Н.А. Цитаты и реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 54 - 61.;
  33. Одиноков В.Г. Психологическое и социологическое в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Одиноков В.Г. Типология русского романа. Гоголь. Гончаров. Чернышевский. Достоевский: Курс лекций для студ.-филологов. Ч. 2. - Новосибирск, 1975. - С. 64 - 80.;
  34. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа: Проблемы и суждения. - Новосибирск: Наука, 1976. - 195 с.;
  35. Одинцов В.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М.: Наука, 1973. - 102 с.;
  36. Орнатская Т.И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература. - 1991. - №4. - С. 218 - 230.
  37. Отечественные записки //1859 г;
  38. Письмо к П. В. Анненкову М. Е. Салтыков-Щедрин // 29 января 1859 г;

 

 


Информация о работе Психологизм в романе И. А. Гончарова «Обломов»